Игра-соревнование. Урок информатики в 5-м классе

Разделы: Информатика


Цели урока: повторение и контроль знаний, умений и навыков, полученных в 5-м классе.

Оборудование: кроссворды, карточки с заданиями, компьютеры, подключенные к сети Интернет, программы: текстовый процессор и графический редактор.

Ход урока

1.  Организационный момент

– Приветствие, проверка готовности к уроку, сообщение плана урока.

– Деление на две команды.

2.  Игра

  1. Найти лишнее слово.  Дать обоснование своего выбора.  Могут быть несколько вариантов ответов, но каждый должен быть обоснован.
    • Слова, буква, строка, слово.
    • Сережа, Аня, Миша, Коля.
    • Прямоугольник, эллипс, многоугольник, карандаш.
    • Молоко, сливки, сало, сметана.
    • Процессор, память, принтер, калькулятор.
  1. Задача.  Определить, в каком городе живет каждый из ребят.
  2. Однажды в “Артек” за круглым столом оказалось пятеро ребят из Москвы, Санкт – Петербурга, Новгорода, Перми, Томска: Юра, Толя, Алеша, Коля, Витя.  Москвич сидел между томичом и Витей, санкт – петербуржец – между Юрой и Толей, а напротив него сидел пермяк и Алеша.  Коля никогда не был в Санкт – Петербурге, а Юра не был в Москве и Томске, а Томич с Толей регулярно переписываются.  (Юра – Новгород, Алеша – Томск, Витя – Санкт – Петербург, Коля – Пермь, Толя – Москва. )

  3. Найти исходные слова по данным анаграммам: РИТРЕПН, РОЬАКВТ, БПКУАЛИ, ШБАКБУА.  ( Принтер, кровать, публика, бабушка).
  4. Выписать слово из матрицы, пройдя по ней по определенным правилам. 

Матрица – это прямоугольная таблица, элементами которой могут быть буквы, числа.   Каждый элемент имеет номер, состоящий из двух частей: номер строки и номер столбца.  Строки нумеруются сверху вниз, а столбцы слева направо.

Правила:

  • (х, у) – встать на клетку с номером (х, у);
  • влево / вправо / вверх / вниз – сдвинуться на одну клетку в указанном направлении;
  • * – выписать букву из текущей клетки;
  • ! – закончить работу.

Вариант 1.

А Я Ы Ю Е
Ж М П Д У
О Т Л Т Р
Ь М О Б Н
С Р В И К

(2, 2)*ВНИЗ ВЛЕВО*ВНИЗ ВПРАВО ВПРАВО ВПРАВО ВПРАВО *ВЛЕВО ВНИЗ*ВВЕРХ ВВЕРХ ВЛЕВО ВЛЕВО*ВНИЗ ВПРАВО*ВНИЗ ВЛЕВО*ВВЕРХ ВВЕРХ ВВЕРХ ВВЕРХ ВПРАВО*!

Слово: мониторы.

Вариант 2.

А Я Ы Ю Е
Ж М П Д У
О Т Л Т Р
Ь М Ф Б Н
И Р В О К

(2, 3)*ВНИЗ ВНИЗ ВНИЗ ВЛЕВО*ВЛЕВО*ВВЕРХ ВПРАВО ВПРАВО ВПРАВО ВПРАВО*ВВЕРХ ВЛЕВО*ВВЕРХ ВВЕРХ ВПРАВО*ВНИЗ ВНИЗ*ВВЕРХ ВВЕРХ ВЛЕВО ВЛЕВО*!

Слово: принтеры. 

  1. Пользуясь Интернетом, найдите, ответы на следующие вопросы.

Вариант 1. 

  1. Указать годы жизни русского композитора П. И. Чайковского? (1840-1893)
  2. Какова длина реки Чепца? (501 км)

Вариант 2. 

  1. Указать годы жизни русского генерала С. Ф. Апраксина? (1702-1758)
  2. Какова площадь Азовского моря? (38 тыс. км2)
  1. В графическом редакторе раскрасьте рисунок и дополните его лужайкой с цветами.  Подпишите рисунок.  (Приложение 1); (Приложение 2).
  2. Используя графический редактор, создайте визитку по образцу.  Фамилию, имя и номер школы впишите свои.
 

 

 

 

 

 

5 класс

 

Школа №

 

 

Фамилия, имя

 

  1. В текстовом редакторе создайте из данной серии слов пословицы и отформатируйте каждую.
  2. Тише, без, и, будешь, ем, нем. ( Размер 14, полужирный, курсив, Arial, зеленый по центру. )
    Когда, не, вытащишь, я, рыбку, из.  ( Размер 16, полужирный, Bookman Old Style, синий, по левому краю. )
    Я, труда, едешь, глух, пруда, дальше.  ( Размер 18, полужирный, подчеркнутый, Times New Roman,красный, по правому краю. )

    (Тише едешь – дальше будешь.  Без труда не вытащишь рыбку из пруда.  Когда я ем, я глух и нем. )

  3. Разгадайте кроссворд “Устройство компьютера”.
  4. Вариант 1 (Приложение 3)

    По горизонтали:

    1. Устройство бывает ручного и планшетного типа (Сканер)
    3 .  Устройство вывода текстовой, графической, числовой информации.  (Монитор)
    4. Устройство может быть оптическим.  (Мышь)
    6. Основное устройство ввода текстовой информации.  (Клавиатура)
    8. Устройство может быть лазерным, струйным и матричным.  (Принтер)

    По вертикали:

    2. Основное устройство, которое изучает информатика.  (Компьютер)
    5. Устройство хранения информации.  (Память)
    7. Устройство обработки информации.  (Процессор)

    Вариант 2 (Приложение 3)

    По горизонтали:

    3. Мозг компьютера.  (Процессор)
    5. Носитель информации.  (Диск)
    6. Устройство ввода звуковой информации.  (Микрофон)

    По вертикали:

    1. Устройство бывает ручного и планшетного типа.  (Сканер)
    2. Устройство может быть жидкокристаллическим.  (Монитор)
    4. Устройство хранения информации.  (Память)

  5. Разгадайте кроссворд “Инструменты графического редактора”.
  6. Вариант 1 (Приложение 3)

    По горизонтали:

    2. Он позволяет удалять ненужные линии.  (Ластик)
    5. Им можно наносить капли краски.   (Распылитель)
    9. Она есть и у маляра.  (Кисть)
    10. Им можно рисовать тонкие линии.   (Карандаш)

    По вертикали:

    1. С помощью этого инструмента можно изобразить круг или овал.  (Эллипс)
    3. С помощью неё можно закрашивать области рисунка.  (Заливка)
    4. С помощью неё вводят текст.  (Надпись)
    6. Им можно рисовать линии.  (Линия)
    7. С его помощью можно увидеть отдельные пиксели.  (Масштаб)
    8. Им обозначают границы фрагмента рисунка.   (Выделение)

  7. Разгадайте кроссворд “Текстовый редактор”.
  8. Вариант 2 (Приложение 3)

    По горизонтали:

    2. Минимальная единица текстовой информации.   (Символ)
    3. Набор букв алфавита с общим стилем изображения.  (Шрифт)
    6. Последовательность символов, ограниченная специальными символами конца… (Абзац)
    8. Изменение содержания текста, исправление ошибок.  (Редактирование)
    9. Перемещение фрагмента текста в буфер обмена.  (Вырезание)

    По вертикали:

    1. Последовательность символов ограниченная с двух сторон служебными словами (пробел, скобки, запятая).  (Слово)
    2. Произвольная последовательность символов между левой и правой границами документа.  (Строка)
    4. Основное устройство ввода текста.  (Клавиатура)
    5. Помещение копии фрагмента текста в буфер обмена.  (Копирование)
    7. Способ представления документа, в котором фрагменты текста или изображения выполняют роль ссылок для перехода к другим объектам или документам.  (Гипертекст)

3.  Итоги урока

Подвести итоги игры.  Дать характеристику деятельности учащихся на уроке.  Выставить оценки.

Литература

Югова Н. Л. , Камалов Р. Р. Поурочные разработки по информатике: 5 класс.  – М. : ВАКО, 2009.