Элективный курс технологии "Вышивка на швейной машине" в 10–11-х классах

Разделы: Технология


Пояснительная записка

Программа элективного курса “Вышивка на швейной машине” предназначена для обучения учащихся 10-11-х классов и рассчитана на 136 ч по два часа в неделю.

Вышивка – один из самых древнейших и распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Она постоянно развивается благодаря таланту мастериц, работающих в центрах народных промыслов России и совершенствованию вышивального оборудования. Народные мастера бережно хранят приемы исполнения вышивки своей местности, постоянно обогащая ее. Трудоемкий и длительный процесс ручного вышивания значительно упростился с появлением швейных машин. Вышивание на швейной машине легче и быстрее. Вышивка не только делает одежду нарядней, но и украшает интерьер квартиры. При достаточном умении можно выполнять на швейной машине почти все швы, применяемые в ручной вышивке. В наше время вышитые изделия, особенно выполненные индивидуально, пользуются большим спросом. Это придает особую актуальность обучению девушек машинной вышивке. При обучении учащихся современной технологии машинной вышивки необходимо учитывать местные национальные традиции, так как в последние годы произошел рост национального самосознания народов России, возникло движение по восстановлению и развитию народных промыслов и ремесел.

Цель программы – сформировать знания по истории развития и использования машинной вышивки, обучить учащихся технологии машинной вышивки, подготовить выпускников школы к индивидуальной трудовой деятельности и конкуренции на рынке труда и профессий, так как одним из результатов изучения прикладных художественных работ является возможность поставлять на рынок товаров и услуг уникальный продукт.

Задачи программы: формирование у учащихся художественного и эстетического вкуса; приобщение к самостоятельному творчеству посредством художественной вышивки; обучение технологическим приемам машинной вышивки; обогащение и разнообразие своего досуга с помощью вышивки; подготовка молодежи к будущей семейной жизни и индивидуальной трудовой деятельности, прививая практические навыки работы с тканью, иглой, на швейной машине; знакомство с основными профессиями, связанные с технологическим процессом изготовления современного вышитого изделия, начиная с художника-модельера и заканчивая контролером вышитой продукции.

При проведении занятий, которые включают в себя теоретическую часть и практическое выполнение заданий, используются различные методы обучения – словесные, наглядные, практические. Ведущее место занимает метод проектов, который реализуется на основе изготовления изделий, имеющих социально-экономическую значимость и спрос на рынке, а также методы контроля и оценки вышитых изделий. Формы организации учебной деятельности подобраны в соответствии с задачами каждого занятия – это лабораторно-практические занятия, экскурсии в художественную мастерскую, организация выставок, просмотр видеофильмов и диапозитивов, защита учебных проектов.

Содержание программы строится с учетом преемственности в изучении основ народного и декоративно-прикладного искусства в средних классах на уроках технологии, изобразительного искусства, истории, географии и др. Реализация программы предполагает личностно-ориентированный подход к учащимся: учет их возможностей и интересов, развитие творческой самостоятельности при изготовлении изделий.

Труд учащихся в рамках данной программы носит творческий характер, способствует формированию технологической и художественной культуры, поэтому для развития интереса учащихся к работе необходимо выбирать такую форму проведения уроков, при которой предоставляется возможность для творчества в создании вышитого изделия. Этому способствует проектная форма обучения. Учащиеся 10-11-х классов выполняют учебные проекты в соответствие с тематическим планированием. Защита учебного проекта проводится на итоговом занятии в форме доклада и представлением вышитого изделия.

После окончания курса обучения, предусмотренного данной программой, учащиеся должны знать:

  • историю возникновения и развития вышивки, вышивальные промыслы России;
  • характерные особенности местного народного искусства и историю развития промысла;
  • возможности применения машинной вышивки в отделке современной одежды, предметов интерьера;
  • инструменты, приспособления, материалы для машинной вышивки;
  • правила подготовки швейной машины к работе, ухода за машиной, регулировки натяжения нитей;
  • технологический процесс изготовления строчевого изделия на швейной машине;
  • технологию выполнения белой глади;
  • виды ажурной вышивки и технологию выполнения ришелье без брид и с бридами;
  • технологию и последовательность выполнения цветной, подкладной и вырезной аппликации;
  • технологию выполнения художественной машинной вышивки простыми и сложными швами;
  • правила обработки изделий после вышивки и способы ухода за вышитыми изделиями.

На основе усвоенных знаний учащиеся должны уметь:

  • делать зарисовки на бумаге с образцов народной вышивки, выполнять технические рисунки;
  • подбирать инструменты, материалы и приспособления для конкретного вида машинной вышивки;
  • использовать цветовой круг для подбора тканей и ниток;
  • переоборудовать и налаживать швейную машину для выполнения машинной вышивки;
  • правильно организовывать трудовой процесс и рабочее место вышивальщицы,
  • выполнять различные швы и строчки на швейной машине и применять их для оформления швейных изделий;
  • составлять композицию строчевой вышивки для вышиваемого изделия, выполнять различные виды мережек на швейной машине;
  • технологически правильно выполнять на швейной машине вышивку белой глади, прорезной глади, ажурную вышивку без брид и с бридами, накладную, подкладную и прорезную аппликации;
  • подбирать узоры для тоновой художественной вышивки и технологически правильно ее выполнять;
  • классифицировать вышитую продукцию;
  • определять расход тканей для различных изделий, место расположения декоративного оформления, пропорции и характер рисунка;
  • выполнять окончательную обработку швейных изделий после вышивки;
  • рассчитывать себестоимость вышитого изделия.

В результате изучения данного курса учащиеся должны владеть:

  • приемами работы на швейной машине;
  • техникой выполнения основных швов на швейной машине;
  • техникой выполнения белой глади, ажурной вышивки, аппликации на швейной машине;
  • техникой выполнения художественной вышивки на швейной машине.

Содержание программы

10-й класс

Тема 1. Введение (1 ч).

Ознакомление с программой. Цели и задачи программы. Общие сведения о машинной вышивке. Квалификационные требования к профессии вышивальщицы.

Практическая работа. Анализ образцов и определение вида вышивки.

Тема 2. История возникновения и развития вышивки, вышивальных промыслов (1 ч).

Общие сведения об истории возникновения и развития вышивки и вышивальных промыслов. Крестьянская и городская вышивки. Знакомство с центрами художественной вышивки, ее особенностями. Зарождение вышивальных промыслов и обучение вышивальщиц при монастырях и в знатных домах. Появление машинной вышивки и вышивальных фабрик. Развитие вышивальных промыслов России.

Практическая работа. Выполнение графических зарисовок в альбоме – различных видов орнаментов, народных костюмов.

Тема 3. Применение вышивки в оформлении интерьера, отделке швейных изделий (1 ч).

Роль дизайна в оформлении товаров и услуг. Применение вышивки в быту. Оформление жилища и отделка швейных изделий машинной вышивкой. Демонстрация вышитых изделий, фотографий, иллюстраций. Способы выявления потребностей общества в вышитых изделиях.

Практическая работа. Экскурсия в художественную мастерскую.

Тема 4. Основы композиции. Цветоведение (1 ч).

Понятия “рисунок”, “эскиз”, “орнамент”, “раппорт”,”ритм”. Законы построения композиции. Виды орнаментов: геометрический, растительный, изобразительный. Понятие о ритме и цвете в орнаменте народной вышивки. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовая сочетаемость. Цветовое решение.

Практические работы. Зарисовка в цвете орнаментов с народных образцов. Составление и изображение в цвете геометрических, растительных и изобразительных орнаментов, используя цветовой круг.

Тема 5. Инструменты, материалы и приспособления для машинной вышивки. Рабочее место вышивальщицы (2 ч).

Общие сведения об инструментах, материалах и приспособлениях для машинной вышивки: набор машинных игл, нитки (хлопчатобумажные, шелковые, мулине в 1 нитку), ткани (льняные, хлопчатобумажные, шелковые, шерстяные), пяльцы, калька, ножницы маникюрные с острыми загнутыми и прямыми концами, пендель, фломастеры, карандаши, линейка, машинное масло, отвертки, копировальная цветная бумага. Назначение инструментов и приспособлений, правила пользования и хранения. Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с ними. Рабочее место вышивальщицы.

Практические работы. Организация рабочего места вышивальщицы – рациональное расположение инструментов, материалов и приспособлений на рабочем месте. Правильное расположение швейной машины и положение вышивальщицы во время работы. Подбор инструментов, материалов и приспособлений для вышивания на швейной машине.

Тема 6. Подготовка швейной машины к вышивке (2 ч).

Общие требования при подготовке швейной машины к вышивке. Уход за машиной Регулировка натяжения верхней и нижней ниток. Неисправности в работе швейной машины и способы их устранения. Правила безопасности труда при работе на швейной машине.

Практические работы. Чистка и смазка всех частей швейной машины. Настройка швейной машины на вышивку. Регулировка натяжения нити в зависимости от вида вышивки, свойства ткани, толщины ниток.

Тема 7. Приемы работы и тренировочные упражнения на швейной машине (4ч).

Различные виды пялец. Способы запяливания разных видов тканей в круглые пяльцы. Предварительные упражнения без заправки ниток. Работа на машине с заправленными нитками. Освоение движения пялец руками.

Практические работы. Вращение швейной машине с ножным приводом ногами, остановка и возобновление вращения в нужный момент. Отработка движения пялец двумя руками на швейной машине с ножным приводом и одной рукой на швейной машине с ручным приводом. Заправка верхней и нижней ниток, регулировка их натяжения. Тренировочные упражнения без ниток на запяленном кусочке полотна с нанесенным простейшим рисунком (прямая линия, круг, спираль, овал и т. п.). Выработка навыков правильного положения рук. Упражнения на швейной машине с заправленной ниткой. Выработка навыка работы без обратного хода машины.

Тема 8. Основные швы и способы их выполнения (6 ч).

Технология выполнения строчек: простая строчка, “зигзаг”, “вилюшка”, “восьмерка”, “спираль”, “чешуйки”, “насыпь”. Применение данных строчек в отделке швейных изделий. Ткани и нитки, применяемые для данных швов. Качество выполнения швов, причины возникновения дефектов и способы их устранения.

Практические работы. Выполнение технического рисунка простых швов в рабочей тетради. Освоение рабочих приемов выполнения строчек на швейной машине.

Тема 9. Гладьевой валик “кордоне” и технология его выполнения(4ч).

Технология выполнения основного шва в машинной вышивке – гладьевого валика “кордоне”. Движение пялец во время выполнения гладьевого валика, наклон и ширина стежка. Качество выполнения шва, предупреждение возникновения дефектов. Применение гладьевого валика “кордоне” в отделке швейных изделий.

Практические работы. Регулировка натяжения верхней и нижней ниток. Подбор прокладочной нити. Тренировочные упражнения в выполнении гладьевого валика “кордоне”.

Тема 10. Фестоны и технология их выполнения (6 ч).

Одинарные фестоны. Двойные фестоны. Двойные фестоны с “насыпью”. Широкие фестоны. Технология выполнения фестонов. Применение фестонов при отделке швейных изделий : носовых платков, салфеток, дорожек, воротников, блузок, юбок, штор, занавесок, постельного белья и др..

Практические работы. Составление рисунка фестонов, используя монеты или трафарет. Перевод рисунка фестонов на ткань, запяливание ткани. Обстрачивание контура фестонов и выполнение фестонов с прокладочной нитью.

Тема 11. Изготовление изделия по выбранному образцу с применением изученных швов (6 ч).

Примерный перечень изделий: салфетка, дорожка, полотенце, детский нагрудник. Использование белых и гладкокрашеных хлопчатобумажных тканей.

Практические работы. Изготовление изделия по выбранному образцу, используя изученные швы.

Тема 12. Работа по выдергу – технология строчевой вышивки (20ч).

Льняные и хлопчатобумажные ткани. Полотняное переплетение основы и утка. Использование тканей с полотняным переплетением для строчевой вышивки. Классификация тканей по числу сложений, окраске, тонине.

Виды мережек, их применение в оформлении современных изделий.

Виды простых и сложных мережек. Виды узорных мережек. Декоративные качества мережек. Роль мережек в оформлении изделий различного назначения. Мережки в сочетании с другой вышивкой. Технология выполнения простых мережек: кисточка, столбик, раскол. Технология выполнения широких мережек: снопик, козлик, жучок. Технология выполнения мережек с настилом: столбик, ступенька, ромбик, треугольник, листик. Мережка “панка” и ее виды.

Ткани и нитки, применяемые для мережек. Технический расчет рисунка и его назначение. Требования, предъявляемые к выполнению мережек. Причины неаккуратного выполнения вышивки мережек (демонстрация чертежей швов) и способы их предупреждения.

Практические работы. Технический рисунок мережек в тетради. Зарисовка мережек карандашом с точным расчетом ниток и указанием хода рабочей нитки.

Освоение рабочих приемов выполнения выше указанных мережек на швейной машине. Последовательность выполнения мережек. Совершенствование навыков по выполнению мережек. Изготовление изделия, оформленного мережками: полотенце и салфетка из льняного полотна.

Тема 13. Заполнение пустых углов на пересечениях широких мережек (6 ч).

Узоры “ромашка”, “гусиная лапка”, “корзиночка”, “снежинка”, “паутинка” и другие на пересечениях широких мережек. Технология заполнения пустых углов узорами.

Практические работы. Технический рисунок заполнения пустых углов с указанием рабочей нити. Освоение рабочих приемов заполнения пустых углов на пересечениях широких мережек. Изготовление изделия: салфетка.

Тема 14. Обработка края вышитого изделия. Окончательная обработка изделия (6 ч).

Способы отделки края вышитого изделия. Обработка края изделия бахромой на основе мережек “кисточка”, “козлик” или “решетка”. Технология обработки края изделия бахромой.

Обработка подогнутого края изделия мережками “кисточка”. “столбик” или “раскол”. Технология обработки подогнутого края изделия.

Влажно-тепловая обработка вышитого изделия.

Практические работы. Освоение рабочих приемов обработки края изделия. Завершение работы выбранного изделия (салфетка, полотенце). Влажно-тепловая обработка изделия (стирка, подкрахмаливание, утюжка).

Тема 15. Подведение итогов. Защита учебных проектов (2 ч).

Организация выставки. Защита учебного проекта.

11-й класс

Тема 1. Вводное занятие (1 ч).

Ознакомление с программой. Материалы, инструменты и приспособления, необходимые для работы в 11-м классе. Правила безопасности труда и личной гигиены. Ознакомление с требованиями к квалификационной работе.

Практическая работа. Выбор и подготовка инструментов, материалов и приспособлений для машинной вышивки.

Тема 2. Классификация вышивки (1 ч).

Классификация вышивки по положению рабочей нити и структуре ткани, характеру рисунка, виду технологии, географии народного художественного промысла.

Практическая работа. Анализ образцов изделий и определение вида вышивки.

Тема 3. Выбор темы для выполнения учебного проекта (1 ч).

Применение вышивки в быту. Оформление жилища и отделка швейных изделий. Преимущество машинной вышивки перед ручной в условиях крупносерийного и массового производства. Потребность общества в вышитых изделиях.

Практическая работа. Выбор изделия для выполнения учебного проекта.

Тема 4. Основы построения композиции в вышивке. Цветоведение (2 ч).

Эскиз, рисунок, композиция, орнамент, раппорт, ритм. Законы построения композиции. Симметрия в орнаменте. Линейный орнамент. Цветовое решение. Форма и пропорции.

Практические работы. Составление и зарисовка композиции изделия в вышивальной технике.

Тема 5. Технология белой глади (15 ч).

Технология выполнения белой глади. Применение белой глади для отделки женской одежды (блузки, платья), женского белья, воротников, носовых платков из тонких тканей (крепдешин, шелк, батист и др.), а также при изготовлении декоративных изделий из плотных тканей (лен, полулен и др.). Подбор ниток для вышивания белой гладью с таким расчетом, чтобы хорошо был виден вышитый узор, а цвет ниток гармонировал с тканью. Соответствие рисунка толщине, плотности ткани и назначению изделия. Сочетание белой глади с другими видами вышивки (насыпь, строчки, прорезная гладь, ришелье), что обогащает структуру вышивки. Приемы выполнения белой глади. Дефекты вышивки, способы их устранения и предупреждения. Простая гладь без “настила” и выпуклая гладь с “настилом”.

Технология выполнения полуглади или легкой глади без “настила” в тон ткани, создавая впечатление объемности рисунка за счет изменения плотности и длины стежков. Сочетание различных швов в вышивке листьев (более 15 вариантов их заполнения).

Технология выполнения прорезной глади. Применение тонких тканей для вышивки прорезной гладью: батист, крепдешин, маркизет, шифон. Нитки и иглы, применяемые для вышивки прорезной гладью. Техника выполнения элементов прорезной глади.

Практические работы. Выполнение технического рисунка белой глади в рабочих тетрадях. Нанесение рисунка на ткань. Освоение рабочих приемов вышивки белой гладью. Последовательность выполнения вышивки. Выполнение изделия в материале по выбранному эскизу (носовой платок, воротник, салфетка, дорожка, детское и женское белье, женская блузка).

Тема 6. Ажурная вышивка (12 ч).

Виды ажурной вышивки: безбридовое ришелье, ришелье с простыми бридами, вырезные сетки. Применение ажурной вышивки в быту. Отделка интерьера жилища и швейных изделий ажурной вышивкой (салфетки, накидки, скатерти, занавесы, а также отделка белья, платьев, носовых платков, воротников). Расположение вышивки на швейном изделии. Преимущество машинной вышивки перед ручной в условиях рыночной экономики и массового производства. Выявление спроса среди населения в вышитых изделиях.

Ткани и нитки, используемые в ажурной вышивке.

Сочетание ришелье с другими видами вышивки (выпуклая гладь, стебельчатый шов, шов “насыпь”, строчки).

Практические работы. Выполнение технического рисунка в тетради. Перевод рисунка на ткань. Освоение рабочих приемов выполнения ажурной вышивки. Изготовление изделия с применением ажурной вышивки (салфетка, дорожка, воротник, блузка).

Тема 7. Выполнение аппликации с выполнением изделия (12 ч).

Цветная аппликация, изнаночная (подкладная) аппликация, аппликация с отлетными деталями, вырезная аппликация. Ткани, применяемые для аппликации и сочетание их по цвету и плотности с фоном. Особенности выполнения аппликации на различных материалах. Нитки, применяемые для выполнения аппликации. Совмещение накладных деталей по долевым и поперечным нитям основного фона во избежание перекоса рисунка. Украшение аппликации различными швами: строчками, “насыпью”, полугладью, цветной гладью

Особенности создания композиции для аппликации. Широкие возможности цветовых вариантов композиции.

Требования к вышивке с аппликацией: аккуратность вырезки деталей, точное наложение вырезанных деталей на соответствующее место и закрепление их на фоне.

Закрепление знаний и навыков вышивки с аппликацией в процессе изготовления различных изделий.

Практические работы. Выполнение технического рисунка с аппликацией. Создание композиции для современного изделия декоративного назначения (салфетка, панно, детский фартук, декоративная подушка и др.).

Освоение рабочих приемов выполнения аппликации.

Выполнение изделия в материале по выбранному образцу или собственной композиции (салфетки, дорожки, панно, сумки, декоративные подушки, жилеты и др.).

Тема 8. Цветная вышивка (22 ч).

Роль цвета в художественной вышивке, свойства цвета. Цветовой тон. Насыщенность цвета. Теплые и холодные цвета. Законы цвета и композиции. Гармоничное сочетание цветов.

Тоновая декоративная вышивка. Тоновая художественная вышивка. Форма листьев и технология их выполнения. Техника вышивания цветов. Техника вышивания ягод и фруктов. Последовательность вышивания стеблей, цветов, листьев.

Ткани и нитки, применяемые для цветной глади в зависимости от назначения изделия.

Дефекты вышивки гладью, способы их предупреждения и устранения.

Уход за вышитыми изделиями.

Практические работы. Выполнение технического рисунка цветной вышивки. Зарисовка швов цветной глади с указанием направления стежков на цветах, листьях, стеблях.

Освоение рабочих приемов выполнения цветной глади.

Нанесение рисунка на ткань, определение последовательности выполнения мотивов и направления стежков каждой формы.

Выполнение изделия в материале по выбранному образцу (панно, комплект салфеток, диванные подушки, вышивка на одежде и др.)

Тема 9. Подведение итогов. Защита учебного проекта. (2 ч)

Организация выставки работ учащихся. Защита учебного проекта.

Литература

  1. Английская гладь. Художник Веселова В. СПб: “Лениздат”. 1993.– 64с.
  2. Антология вышивки. Выпуски №1,2,4,6,7,9,10,11. СПб.: ГИПК “Лениздат”. 1998.– по 64с.
  3. Бурдюгова А.И. Все будет в ажуре. Вышивка на электрических машинах/ Серия “Без проблем”. Ростов н/Д: Феникс, 2004.– 208с.
  4. Вышивка в умелых руках.– М.: ООО “Издательство АСТ”: ООО “Издательство Астрель”, 2003.– 288с.
  5. Гусева Е.Н. Вышивальщица. Ручная и машинная вышивка.– Ростов н/Д: “Феникс”, 2001.– 448с.
  6. Еременко Т.И. Вышивка: Техника. Приемы. Изделия. М.: АСТ – ПРЕСС, 2000.– 192с.
  7. Ерзенкова Н.В. Свой дом украшу я сама.– СПб.: ТОО Лейла, 1996.– 480с.
  8. Маркуцкая С.Э. Примерная программа “Художественная вышивка”// Школа и производство.– 2002. №2.– с.36-40.
  9. Мельник В.А. Вышивка гладью. Виды швов. Уроки вышивки. Полезные советы.– М.: Изд-во ЭКСМО, 2006.– 64с.
  10. Мережкова Г. 100 уроков ручного вышивания.– Мн.: Книжный дом, 2006.– 336с.
  11. Попова О.С. Народные художественные промыслы.– М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.– 144с.
  12. Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов 5-11 классов. М.: Просвещение, 1992.– 161с.
  13. Смирнова И.П. 100 рисунков для машинной вышивки. М.: ТОО “Мария Л”, 1992.– 64с.
  14. Томская Л.А. Машина-рукодельница.– М.: Русская книга. 1996.– 128с.
  15. Фурлетова О.И. Машинная вышивка: Популярная энциклопедия.– М.: Большая Рос.энциклопедия, 1997.– 160с.

Приложение