Цель: продолжить обучение сочинению, учить сопоставлять картины разных художников, написанные на одну тему, понимать идею произведения и выражать ее в речевом высказывании; развивать коммуникативно-речевые умения на основе восприятия картины; воспитывать у учащихся способность глубокого личностного восприятия картины.
Метапредметность: символ, идея.
Методическое обоснование урока: создание собственного текста.
Оборудование: презентация, словарь чувств, эпиграфы (отрывки из поэтических текстов), словарь понятий. Ноутбук, экран, колонки.
Эпиграф:
На небе радуга сияет и блестит,
Как будто нам по ней проход открыт.
Луч многоцветный опустился из небес,
В прекрасной радужной пыли сияет лес.
(М.Ю.Лермонтов)
Ход урока
I. Организационный момент.
Рефлексия:
- С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Охарактеризуйте ваше настроение одним цветом.
- Если мы объединим все цвета, названные вами, то, какое явление природы получим? (Радуга)
II. Введение темы урока.
Слайд 1. Введение темы урока.
На небе радуга сияет и блестит,
Как будто нам по ней проход открыт.
Луч многоцветный опустился из небес,
В прекрасной радужной пыли сияет лес.
(М.Ю.Лермонтов)
Тема нашего урока “Радуга в небе зажглась”. Наша задача: подготовиться к сочинению-настроению.
Запись темы урока.
Сегодня мы с вами рассмотрим картины разных художников, написанные на одну тему, носящие одно название. Постараемся постичь идею каждой картины, проникнуть в настроение, поделимся своим восприятием радуги.
- Обратимся к словарям. Что обозначает радуга?
III. Лексическая работа.
Слайд 2
Радуга - в славянской мифологии считалась луком бога-громовержца и мостом, соединяющим небо и землю (М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь)
Слайд 3
Радуга – разноцветная дугообразная лента на небосводе во время дождя, образующаяся вследствие преломления в водяных каплях солнечных лучей. (Толковый словарь Ушакова)
Слайд 4
Радуга – всем известное оптическое явление в атмосфере; наблюдается, когда солнце освещает пелену падающего дождя и наблюдатель находится между солнцем и дождем. Явление это представляется в виде одной, реже – двух концентрических светящихся дуг… (Малая энциклопедия Брокгауза и Ефрона)
Беседа:
- Сегодня мы работаем с понятием “радуга”. Когда мы можем увидеть радугу?
= А какие чувства вызывает у вас радуга, когда появляется на небосводе? Почему?
IV. Анализ картин “Радуга”.
Слайд 5
Слово учителя:
По-разному видели, чувствовали радугу русские художники. Сегодня мы познакомимся с радугой И.К.Айвазовского, Г.Г.Нисского и А.И.Куинджи. Это художники разных эпох. У них разное представление о жизни, разное мировоззрение. И радуга у каждого из них своя. Но мне кажется, что для каждого художника радуга – это символ. И мы с вами постараемся понять этот образ-символ, постичь идею картин.
- Вспомним, что такое идея?
- Дайте определение символа.
- Каждый художник создает в своих картинах образ. Что такое образ?
Работа со словарем понятий.
Символ – то, что служит условным знаком какого-н. понятия, явления, идеи.
Идея – основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание чего-н.
Образ – в искусстве: обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления.
Слово учителя.
Перед вами картины “Радуга”: Айвазовского, Нисского и Куинджи. Какое все-таки удивительное это явление: радуга. Картины объединены общей темой. Но какие они разные. Каждый из художников по-разному был настроен на создание картины, видел в радуге что-то свое. Каждая картина проникнута особым настроением, отражающим взгляд автора.
Слайд 6
Айвазовский Иван Константинович
Иван Константинович Айвазовский – художник-маринист. Широко известны такие его полотна, как “Кораблекрушение”, “Девятый вал”, “Бурное море”. В 1873 году Айвазовский пишет выдающуюся картину “Радуга”.
- Что изображено на картине?
- Сюжет картины – буря на море и корабль, гибнущий у скалистых берегов. На многих картинах Айвазовского изображены гибнущие корабли.
Слайд 7
- Однако картина “Радуга” выделяется из общего ряда. Давайте внимательно рассмотрим эту картину. Что же делает ее отличной от других полотен Айвазовского?
- Что дарит людям радуга, так неожиданно появившаяся на небосводе? (Надежду на спасение)
- Как вы думаете, что чувствуют люди, увидевшие радугу?
Вывод: На картине Айвазовского радуга – символ надежды на спасение, веры в спасение.
Нисский Георгий Григорьевич
Слайд 8
По-иному изобразил радугу художник советской эпохи Г.Г.Нисский. На своих полотнах он запечатлел стремление людей к светлому будущему. Такова и картина “Радуга”, написанная в 1950 году.
Беседа.
- Что вы знаете о советской эпохе, в которую жил Нисский Г.Г.?
- Рассмотрите картину “Радуга”? Какие приметы советской эпохи изображены здесь? (Белый теплоход, металлический мост)
- Обратите внимание на колорит, в которой написана картина Нисского. Ее условно можно разделить на две части. С одной стороны: черное грозовое небо, темная река, притихшая под дождем природа. С другой – яркий белый теплоход и металлические арки моста, блестящие в лучах солнца, прорвавшегося сквозь завесу дождя. И над всем этим яркая семицветная дуга. Что же символизирует радуга Нисского? (Стремление построить светлое будущее)
- С каким настроением жили люди в эту эпоху? К чему стремились?
Куинджи Архип Иванович
Слайд 9
Момент, когда над омытой дождем землёй вспыхнула многоцветьем радуга, запечатлел на своем полотне и талантливый русский пейзажист Куинджи А.И. Несколько лет работал художник, с 1900 по 1905 год.
- С чем можно сравнить радугу Куинджи? (Чудо, воздушный мост, арка, ворота)
- Какое настроение дарит картина зрителям?
- С какими чувствами вы сравнили бы радугу Куинджи?
IV. Подведение итогов урока.
Слайд 10
- Мы с вами увидели сегодня три радуги. Какая из картин близка вам? Почему?
- По-разному видят радугу не только художники, но и поэты. У вас на партах лежат листы с цитатами из произведений Лермонтова, Владимира Бенедиктова, Анны Ткаченко. Внимательно прочитайте эти строки и выберите эпиграфом к каждой из рассмотренных на уроке картин.
- Радуга вызывает у нас обычно светлые чувства. Поработаем со словариком чувств. (Работа по вариантам) Выпишите слова-чувства, отражающие настроение картины Айвазовского, Нисского, Куинджи.
- Молодцы. Вы сегодня неплохо поработали. Вспомните, с каким настроением вы пришли ко мне на урок. Изменилось ли ваше настроение в ходе урока? Что вам подарила сегодня радуга?
V. Домашнее задание.
Слайд 11
Радуга в небе зажглась
Каплями райского сна.
Может, всё грезится мне:
Вы ущипните меня.
Радуга – это любовь,
Мостик к заветным мечтам.
Что-то судьба заберет,
Что-то оставит и нам.
Слайд 12
Итак, сегодня мы с вами говорили о радуге. И тема нашего урока – Радуга в небе зажглась.
Напишите сочинение-настроение о радуге в своей жизни. Тема сочинения “Радуга в небе зажглась…”.
(Если остается время, то ребята начинают работать над сочинением под тихую музыку “Времена года” Вивальди)
Эпиграфы к сочинению
Ревет гроза, дымятся тучи
Над тёмной бездною морской,
И хлещут пеною кипучей,
Толпяся, волны меж собой.
(Лермонтов М.Ю.)
За тучами солнце – не видно его!
Но там оно капли нашло дождевые,
Вонзило в них стрелы огня своего,
И по небу ленты пошли огневые.
(Владимир Бенедиктов)
Разноцветные ворота
Распахнул нам небосвод,
Словно ждет от нас чего-то,
Словно манит нас в полет…
Ввысь уносит нас волнами
Ветра солнечный прибой,
И земля лежит под нами
В дымке бело-голубой!
(Анна Ткаченко)