Цели урока:
Образовательные:
– закрепить и углубить представление о пейзаже; – познакомить с понятием “пейзажная зарисовка”; – обеспечить усвоение учащимися особенностей описания природы; – подготовить к самостоятельной работе над сочинением-миниатюрой.
Развивающие:
– формировать творческие способности учащихся; – умения выделять существенные признаки и свойства.
Воспитательные:
– формировать у учащихся эстетические взгляды; – воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе.
Оборудование:
– эпиграф к уроку (высказывание К. Г. Паустовского); – репродукция картины К. Ф. Юона “Февраль”; – аудиозапись. П. И. Чайковский “Времена года” (зимний фрагмент); – выставка детских рисунков “А за окном зима...”; – репродукции и фотографии зимнего пейзажа; – карточки с фрагментами из художественных произведений о зимней природе; – “Толковый словарь” С. И. Ожегова.
ТСО:
– магнитофон; – мультимедиа.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Речевая разминка.
– Прочитайте строки из стихотворения А. Н. Майкова про себя (на партах карточки с четверостишием поэта).
Зима! Зима! Мороз трещит; Луна в кольце на тверди синей; Звездится снег; лазурный иней На черных деревах блестит… А. Н. Майков
– Подумайте, какие слова, выражения передают отношение поэта к зимнему пейзажу? Постарайтесь определить, какое оно?
– Как вы понимаете выражение “звездится снег”? – Понятно ли вам, почему у слова иней эпитет лазурный? – Какая картина предстает перед вашим воображением, когда вы читаете эти строки? Попытайтесь нарисовать ее словами. – Какие слова и выражения в четверостишии помогают вам устно нарисовать картину? – Прочитайте текст выразительно вслух, стараясь передать отношение поэта к зимнему пейзажу.
III. Работа по теме урока.
– А теперь обратимся к репродукции картины К.Ф. Юона “Февраль”. – Что изображено на картине? – Что такое пейзаж? – Какое время года запечатлел художник? Поясните свой ответ. – Какое настроение, какие чувства вызывает у вас это живописное полотно? – Как достигает художник такого восприятия? Какими средствами пользуется для передачи своих чувств, своего отношения к такому явлению природы, как зима?
– Художник И. Левитан говорил: “Надо понимать разговор воды и деревьев. Иначе хорошую картину не напишешь”. – Но только ли художнику надо понимать разговор, язык природы?
– Сейчас в природе мы наблюдаем такое время года, как зима. Но мы с вами находимся в теплом и уютном кабинете, и зимний пейзаж видим лишь из окна. Поэтому сейчас нам поможет настроиться на зимний лад, почувствовать дыхание зимы фрагмент из музыкального альбома П. И. Чайковского “Времена года” (прослушивание зимнего фрагмента).
– Чайковский передал характер зимы, какой он? – Как это передает музыка? – Какие картины рисует воображение при ее прослушивании?
– Итак, мы обратились к изображению природы в разных видах искусства: в литературе, живописи, музыке; определили, каким настроением проникнуто каждое изображение, какие чувства вызывает у вас. Такое изображение (независимо от вида искусства) называется ПЕЙЗАЖНОЙ ЗАРИСОВКОЙ. Более ясное толкование этого понятия дает “Толковый словарь” С. И. Ожегова (обращаемся к словарю).
– Попробуйте ответить, что общего вы смогли заметить в пейзажных зарисовках в разных видах искусства? Что их объединяет?
– А теперь обратимся к словам К. Г. Паустовского, которые взяты в качестве эпиграфа к нашему уроку.
“Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. Но если писатель хорошо видит то, о чем он пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел передать”.
К. Г. Паустовский
– Прочитайте их. – Что писатель считает главным в пейзажных зарисовках? Что, по мнению Паустовского, необходимо для того, чтобы по-настоящему описывать природу?
– Что же видели за словами русские писатели? У кого из известных по урокам литературы художников слова вы встречались с пейзажными зарисовками? В каких произведениях? – Прочитайте внимательно про себя отрывок из повести Н. В. Гоголя “Ночь перед Рождеством”.
Все светилось. Метели, как и не бывало. Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звездами. Мороз как бы потеплел. Н. В. Гоголь
– Что привлекло внимание писателя в рождественской ночи? – Как и в чем отрывок гоголевской повести перекликается с отрывком из стихотворения Майкова? – Какие изобразительные средства языка использует Н. В. Гоголь, чтобы показать очарование, красоту рождественской ночи?
– Рождественская ночь привлекала внимание не только Н. В. Гоголя. Писатели, которые пришли в литературу чуть позже, тоже уделяли ей внимание и посвятили яркие строки. Одним из таких писателей был И. С. Шмелев. – Прочитайте отрывок из главы “Рождество” романа И. С. Шмелева “Лето Господне”.
…Красота-то “какая”! Первая звезда, а вон – другая… Звезд все больше. А какие звезды! Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе – то мерзлость, через нее-то звезды больше, разными огнями блещут,– голубой хрусталь, и синий, и зеленый,– в стрелках… Калитку тронешь,– так и осыплет треском. Мороз! Снег синий, крепкий. Попискивает тонко-тонко. По улице – сугробы, горы. … А воздух… – синий, серебрится пылью, дымный, звездный. Сады дымятся. Березы – белые видения… И. С. Шмелев
– Что в этом отрывке в центре внимания писателя? – Найдите ту часть текста, в которой описываются звезды. Какие слова, выражения показались вам наиболее яркими? – Слова какой части речи помогают создать описание? – Обратимся ко второй части отрывка. Какие необычные сравнения вы увидели здесь? Объясните их. – Что показалось вам интересным в подборе эпитетов к слову воздух? Какой из них поразил вас своей необычностью? – Каким образом писатель дает характеристику морозу? В чем ее своеобразие? – Описание природы у кого из писателей (Гоголя или Шмелева) нарисовать легче? – Обратите внимание на знаки препинания в конце предложений. Зачем автор использует так часто восклицательные знаки и многоточия в данном отрывке? Каким чувством проникнуто описание? – Попытайтесь передать это чувство при чтении.
– Много стихов и песен посвящено зиме. Вот некоторые из них (чтение стихотворений учащимися).
– Итак, мы проанализировали несколько пейзажных зарисовок. На основе анализа попытаемся определить порядок работы над сочинением-миниатюрой “А за окном зима…”. Составим план– инструкцию (совместно с учащимися составляем план, затем он проецируется на слайд).
План-инструкция:
- Подумайте, что вы хотите “нарисовать словом”.
- Какова будет главная мысль вашей пейзажной зарисовки?
- Какие чувства вы хотите вызвать ею у читателя?
- Какие выразительные средства языка вы используете в своей работе?
– Попробуйте составить пейзажную зарисовку на тему “А за окном зима…” (самостоятельная работа учащихся по написанию сочинения-миниатюры). – Посмотрим, что у вас получилось (ребята зачитывают свои миниатюры).
IV. Подведение итогов урока.
– Действительно, не только писатели, музыканты и художники должны понимать язык природы, но и мы с вами. И ребята, сочинения которых мы слушали, показали нам, как они умеют увидеть тайны природы, услышать песню снежинок, разговор деревьев… Как они умеют найти слова, краски и звуки для этого. Теперь вам понятно, каким талантом должен обладать художник, писатель и композитор, чтобы передать свои тонкие наблюдения и открытия через музыку, слова, краски. Сегодня вы немного приблизились к тяжелому труду людей искусства и поняли, как непросто передавать язык природы! Я думаю, ребята справились отлично.
V. Выставление оценок, домашнее задание:
- Следуя инструкции, составленной на уроке, написать сочинение-описание зимнего пейзажа. Тему определите сами.
- Нарисовать рисунок – пейзажную зарисовку к своему сочинению, т.е. проиллюстрировать.