Урок-практикум "Свобода выбора" в курсе обществознания в 11-м классе

Разделы: История и обществознание


Цели урока: раскрыть свободу выбора как одну из главных ценностей человека; закрепить знания учащихся о свободе в деятельности человека, определить роль свободы в становлении и самореализации личности, формировать стремление учащихся стать свободной личностью в демократическом обществе, осуществляющей осознанный выбор.

Задачи урока:

  • определить основные конституционные права и свободы человека;
  • высказывать суждения о границах свободы человека в обществе;
  • аргументировано рассуждать о взаимосвязи свободы и ответственности, о гражданском долге и юридических санкциях;
  • приводить примеры политического лидерства;
  • определить факторы, влияющие на выбор политических лидеров избирателями;
  • развивать умения анализировать, делать выводы, использовать приобретённые знания в решении конкретных задач, работать в группе.

Тип урока: урок-практикум.

Оборудование: текст Конституции Российской Федерации, фильм “Выборы”, таблица “Конституционные права гражданина Российской Федерации”, слайдовая презентация.

План:

  1. Конституционные права и свободы человека.
  2. Границы свободы человека в обществе.
  3. Взаимосвязь свободы и ответственности.
  4. Типы политического лидерства.
  5. Факторы, влияющие на выбор избирателей.
  6. Результаты социологического опроса “Политический лидер”.

Эпиграф:

“Чем сложнее и разнообразнее жизнь, тем богаче становится человек, тем сильнее в нём жажда самостоятельности, независимости, свободы”.

(А.Ф.Малышевский, философ)

Что является ценностью для современного человека? Кто-то ответит – мобильный телефон, без которого жить абсолютно не сможет; кто-то – компьютер, который сможет перенести человека в любой виртуальный мир. Мы не станем спорить с такими людьми, ведь компьютер и телефон так необходимы человеку сегодня. Но смогут ли они заменить реальных людей, общение с близкими и друзьями? Ведь есть ценности, которые проверены веками, тысячелетиями: любовь, семья, дружба, верность, истина. И есть ценности, которые человечество выстрадало и завоевало своим историческим прошлым, ценности, которые связаны с демократическим обществом и правовым государством, именно к таким относится права и свободы человека.

Актуализация знаний учащихся:

  1. Перечислите права и свободы гражданина, зафиксированные в Конституции РФ.
  2. Какие из них вы считаете главными и почему?

Свобода – одна из важнейших ценностей человека. Мы уже вели с вами разговор об экономической свободе человека в системе рыночных отношений. Кроме экономической существуют и другие её виды. Основные права и свободы человека зафиксированы в основных документах всех демократических государств. Знание и умение пользоваться своими правами и свободами является непременным условием полноценной реализации личности в современном обществе

“Мозговой штурм”: Существуют разные точки зрения на свободу человека:

Фраерман: “Человек свободен всегда”

Монтескье: “Мы свободны потому, что живём под властью законов”.

Какую из них разделяете вы, почему?

Тема нашего разговора: свобода выбора. Может ли свободный человек осуществлять осознанный выбор в различных областях жизни? Ваша жизнь будет ставить перед вами всё новые и новые задачи, для решения которых надо совершать одни действия и отказываться от других, предпочитать одно и отказываться от другого. Свободный человек делает свой выбор в политике, СМИ, в выборе здорового образа жизни, выборе друзей и знакомых. Свобода выбора особо актуальна сегодня, ведь в России проходят выборы президента РФ, депутатов в Государственную Думу. Это очень ответственные мероприятия. Учащимися 11-х классов был проведён социологический опрос по теме: “Политический лидер”. Экспертная группа приступает к работе для анализа результатов опроса.

Работа в группах. Учащиеся сформированы в устойчивые группы, роли в группах меняются.

Группа 1. Существует ли связь между свободой человека, гражданина и его ответственностью? Свой ответ аргументируйте.

Группа 2. По Конституции Российской Федерации выборы осуществляются на принципах добровольности и свободы. А в некоторых странах, например в Италии, конституционно закрепляется, что голосование на выборах является гражданским долгом избирателя. За его нарушение предусматриваются юридические санкции: в Италии и Австралии – штраф, в Греции и Турции – лишение свободы. Совместимы ли свобода и добровольность выборов с гражданским долгом и юридическими санкциями?

Группа 3. Шарль де Голль как-то заметил, что во власти лидера должен быть элемент загадочности, своего рода “скрытое очарование тайны”, лидер должен быть понятен не до конца. Политолог Г. Херманн, анализируя имидж политика, выделяет 4 его типа:

  1. Лидер – знаменосец,
  2. Лидер – служитель,
  3. Лидер – пожарный,
  4. Лидер – торговец.

Приведите примеры ко всем типам лидерства, объясните свой выбор. К какому типу лидерства можно отнести нашего президента, почему?

Группа 4. Какие факторы, по вашему мнению, влияют на политический выбор избирателей в нашей стране. Свой ответ проиллюстрируйте примерами.

Чем будете руководствоваться вы во время участия в президентских выборах. Почему?

Круглый стол: выступления от групп, обсуждение заданий.

Перед выступлениями экспертов учащимся предлагается просмотр фильма: “Выборы”.

Задание перед просмотром: обратите внимание на то, как должен вести себя гражданин, пришедший проголосовать на избирательный участок.

(Обсуждение после просмотра фильма)

Результаты социологического опроса “Политический лидер”

Изучение общественного мнения осуществлялось по вопросам:

  1. Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать политический лидер?
  2. Приведите пример лидера из истории, современного этапа развития общества, который соответствует названным вами качествам.
  3. Если бы в эти выходные состоялись выборы Президента Российской Федерации, за кого вы проголосовали?

Из выступления экспертной группы мы выяснили, какими качествами должен обладать современный политический лидер с точки зрения молодого поколения, людей зрелого и преклонного возрастов, спрогнозировали: будет ли высокой явка избирателей и кого изберут Президентом Российской Федерации жители нашего города.

Выступление экспертной группы. Обсуждение результатов социологического опроса

Рефлексия: Скоро вам исполнится 18 лет. Вы – потенциальные избиратели государства.

  1. Будете ли вы участвовать в выборах, почему?
  2. Чтобы вы могли сказать тем, кто не желает придти проголосовать за своего нового Президента?
  3. Как соотносятся сегодня свобода выбора и ответственность человека, гражданина?

Закончить наш сегодняшний разговор хочется словами российского философа А.Ф. Малышевского из книги “Мир человека”:

“Стать свободным – нелёгкая задача. Она требует от человека максимального напряжения всех духовных сил, глубоких раздумий о судьбах мира, других людей, о собственной судьбе, критического отношения к тому, что происходит вокруг, к самому себе, поисков путеводителя – идеала. Поиски смысла свободы продолжаются иногда всю жизнь и сопровождаются тревогой и беспокойством, внутренней борьбой и конфликтами с окружающими. В этом как раз и проявляет себя свободная воля человека, ибо среди многообразных жизненных обстоятельств и вариантов ему самому приходится выбирать, что предпочесть, а что отвергнуть, как поступить в том, или ином случае, на что опереться, как оправдать, мотивировать своё поведение …”

Домашнее задание: написать эссе по теме: “Свободный человек в свободном обществе”

Литература:

  • Кравченко А.И.. Задачник по обществознанию. 10-11 кл. Москва. Русское слово. 2003 г.
  • Малышевский А.Ф. Мир человека. Москва. Просвещение. 1994 г.
  • Обществознание, 100 экзаменационных ответов (экспресс-справочник). Издательский центр “МарТ”. 2002 г.
  • Фалькович Т.А. Шупина Т.И. По законам добра. Изучаем Конституцию Российской Федерации . 2-е изд. Москва. “5 за знания”. 2007 г.