Задачи обучающие:
– познакомить с новой буквой “Г”;
– закрепить знания детей о звуках – гласных, согласных (твердых, мягких)
– совершенствовать навыки выполнения звукового анализа слов;
– учить составлять предложения по схеме;
– продолжать подготовку руки к письму – проведение изогнутых линий, обводка, штриховка.
Задачи развивающие:
– развивать речь детей;
– пополнять словарный запас, упражнять в подборе близких по смыслу слов, однокоренных слов;
– развивать логическое мышление, внимание, фонематический слух, усидчивость.
Задачи воспитательные:
– воспитывать самостоятельность, интерес к грамматике, бережное отношение к пособиям.
Материал: иллюстрации, сюрпризный момент, загадки, мягкая игрушка – белка, муляжи грибов, корзина, тетрадь №2 “Звуки и буквы”, тетрадь по подготовке руки к письму, книга О.Ушаковой “Играем со словом”, схема предложения, буква Г.
Раздаточный материал:
– звуковые карточки, карандаши цветные, карандаш простой, тетради “Звуки и буквы”, тетради по подготовке руки к письму.
Предварительная работа с детьми:
Отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с грибами, беседа о съедобных и несъедобных грибах, индивидуальная работа по совершенствованию звукового анализа слов.
Предварительная работа воспитателя:
Подготовка демонстрационного материала (муляжи грибов, мягкая игрушка – белка, корзинка).
Словарная работа: кузовок, лыко, выражение “Дело в шляпе”.
Методические приемы:
Игровой – использование сюрпризных моментов.
Наглядный – использование муляжей, тетрадей.
Словесный – вопросы воспитателя, ответы детей, указания, обобщения.
Поощрения, итог занятия.
Ход урока
1. Сюрпризный момент.
Белка с корзинкой грибов приходит в гости к детям, здоровается с ними и просит отгадать, что у нее в корзине. Она загадывает загадку:
И на горке и под горкой,
Под березой, и под елкой.
Хороводами и в ряд,
В шляпах молодцы стоят.
Белка: Правильно, это грибы.
Белка выкладывает грибы из корзины и показывает детям.
2. Активизация словарного запаса – подбор родственных слов.
Белка: Ребята, а какие грибы вы знаете? (ответы детей).
– А в чем я вам принесла грибы? (в корзине).
– А как по-другому можно назвать корзинку?
(лукошко, кузовок). Кузовок– это корзина для
грибов, которую плетут из лыка (коры дуба).
– А как бы вы сказали про маленький гриб?
(грибочек).
– А как называют людей, которые собирают грибы?
(грибники).
3. Знакомство с буквой Г.
Воспитатель: Ребята, с какого звука начинается слово ГРИБЫ?
– Назовите слова на рисунке, которые
начинаются с этого звука (горы, гвоздика, гири).
– А с какого звука начинается слово ГИРЯ?
– Произнесите отдельно звуки [Г] и [ГЬ]
– Какие это звуки? (Это разные звуки твердый и
мягкий согласный).
– Для двух разных звуков – твердого Г и
мягкого Г – есть одна буква Г. Найдите ее
на странице.
– Возьмите соответствующий карандаш, обведите и
закрасьте букву Г.
– А почему вы закрасили букву синим цветом? (это
согласный).
– А теперь пропишем букву Г в тетради в
первой строке через клетку.
Физкультминутка.
В лесу долго мы идем.
Скоро и грибок найдем.
Вот один, а там другой.
Унесем мы их домой.А еще ты посмотри.
Вот их сразу целых три.
Мы их тоже соберем.
Дальше по лесу пойдем.В стороне растут три елки.
У них колкие иголки.
Мы под ними поискали.
Три грибочка отыскали.Вот хороший урожай.
Ты свой рот не разевай.
4. Интеллектуальная разминка.
Все ответы должны начинаться с буквы Г.
– Кем раньше была бабочка? (Гусеницей).
– Какая птица своим прилетом оповещает о прилете
весны? (Грач).
– Модель Земли (Глобус).
– Явление природы с сильным ветром, громом и
молнией? (Гроза).
– Сестра Кая. (Герда).
– Фрукты. (Гранат, груша).
– Каша для богатырей (Геркулес).
– Как называются звуки, которые произносятся без
препятствий? (Гласные).
5. Звуковой анализ слов ГРИБЫ. ГРИБОК. КУЗОВОК.
Один ребенок выполняет у доски, остальные в тетрадях
Воспитатель: Назовите первый звук в слове ГРИБЫ. [Г]. Какой это звук? (согласный твердый). Дети показывают синюю звуковую карточку с одной черточкой.
– Второй звук [РЬ] обозначен двумя чертами.
Значит, это мягкий согласный.
– Назовите следующий звук. [И]. Это гласный. Дети
показывают красную карточку с кружком.
– Какой звук стоит после [И]? [Б]. Это согласный
твердый.
– А какой последний звук? [Ы]. Это гласный.
Г Р И
Б Ы
– = О
– О
– Сколько гласных звуков в слове ГРИБЫ?
– А сколько согласных? '
– Есть ли мягкие согласные? Назовите их.
– А сколько твердых согласных? Назовите их.
– Сколько слогов в слове ГРИБЫ?
– А сколько всего звуков в этом слове?
– Звуковой анализ слова ГРИБОК вы сделаете
самостоятельно.
– Слово КУЗОВОК анализируется совместно с
воспитателем.
6. Составление предложений по схеме.
Откройте розовые тетради.
Посмотрите на картинку и составьте предложение по схеме |____ _____ ____ __ _____.
Девочка собирала грибы и заблудилась.
Маша собирала грибы в лесу. (В корзину, на опушке).
Запишите схему предложения в тетради.
7. Подготовка руки к письму – проведение линий, обводка, штриховка.
Воспитатель: А как вы думаете, какие грибы собирала девочка? (съедобные)
– Какие грибы на наших рисунках? Почему вы так думаете? (Толстая, крепкая у гриба ножка).
– А что еще есть у грибов? (Шляпка).
Воспитатель: Обведем шляпку коричневым цветом и заштрихуем наклонными линиями, а ножки – светлее, обведем и заштрихуем горизонтальными линиями желтым карандашом.
8. Понимание многозначности слов.
Воспитатель: Ребята, а где еще встречаются шляпки? (У грибов, у гвоздя, у девочек).
– Шляпка – это головной убор с полями (закрывающей частью).
Чтение загадок и отгадывание их в книге “Играем со словом”.
Что означает выражение “Дело в шляпе”? (Удачное завершение дела).
9. Подбор противоположных по смыслу слов.
Белка: А чтобы завершить наше знакомство с буквой Г я предлагаю игру “Скажи наоборот”. Ответы должны начинаться на букву Г:
Холодный – горячий.
Чистый – грязный.
Тихий – громкий.
Сладкий – горький.
Веселый – грустный.
Молодцы, ребята!
10. Итог занятия.
Воспитатель: Что было интересного? Что вам больше всего понравилось? Белка благодарит детей, угощает их грибочками и прощается с ними.