Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе "Знакомство с буквой Г"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи обучающие:

– познакомить с новой буквой “Г”;
– закрепить знания детей о звуках – гласных, согласных (твердых, мягких)
– совершенствовать навыки выполнения звукового анализа слов;
– учить составлять предложения по схеме;
– продолжать подготовку руки к письму – проведение изогнутых линий, обводка, штриховка.

Задачи развивающие:

– развивать речь детей;
– пополнять словарный запас, упражнять в подборе близких по смыслу слов, однокоренных слов;
– развивать логическое мышление, внимание, фонематический слух, усидчивость.

Задачи воспитательные:

– воспитывать самостоятельность, интерес к грамматике, бережное отношение к пособиям.

Материал: иллюстрации, сюрпризный момент, загадки, мягкая игрушка – белка, муляжи грибов, корзина, тетрадь №2 “Звуки и буквы”, тетрадь по подготовке руки к письму, книга О.Ушаковой “Играем со словом”, схема предложения, буква Г.

Раздаточный материал:

– звуковые карточки, карандаши цветные, карандаш простой, тетради “Звуки и буквы”, тетради по подготовке руки к письму.

Предварительная работа с детьми:

Отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с грибами, беседа о съедобных и несъедобных грибах, индивидуальная работа по совершенствованию звукового анализа слов.

Предварительная работа воспитателя:

Подготовка демонстрационного материала (муляжи грибов, мягкая игрушка – белка, корзинка).

Словарная работа: кузовок, лыко, выражение “Дело в шляпе”.

Методические приемы:

Игровой – использование сюрпризных моментов.

Наглядный – использование муляжей, тетрадей.

Словесный – вопросы воспитателя, ответы детей, указания, обобщения.

Поощрения, итог занятия.

Ход урока

1. Сюрпризный момент.

Белка с корзинкой грибов приходит в гости к детям, здоровается с ними и просит отгадать, что у нее в корзине. Она загадывает загадку:

И на горке и под горкой,
Под березой, и под елкой.
Хороводами и в ряд,
В шляпах молодцы стоят.

Белка: Правильно, это грибы.

Белка выкладывает грибы из корзины и показывает детям.

2. Активизация словарного запаса – подбор родственных слов.

Белка: Ребята, а какие грибы вы знаете? (ответы детей).

– А в чем я вам принесла грибы? (в корзине).
– А как по-другому можно назвать корзинку? (лукошко, кузовок). Кузовок– это корзина для грибов, которую плетут из лыка (коры дуба).
– А как бы вы сказали про маленький гриб? (грибочек).
– А как называют людей, которые собирают грибы? (грибники).

3. Знакомство с буквой Г.

Воспитатель: Ребята, с какого звука начинается слово ГРИБЫ?

– Назовите слова на рисунке, которые начинаются с этого звука (горы, гвоздика, гири).
– А с какого звука начинается слово ГИРЯ?
– Произнесите отдельно звуки [Г] и [ГЬ]
– Какие это звуки? (Это разные звуки твердый и мягкий согласный).
– Для двух разных звуков – твердого Г и мягкого Г – есть одна буква Г. Найдите ее на странице.
– Возьмите соответствующий карандаш, обведите и закрасьте букву Г.
– А почему вы закрасили букву синим цветом? (это согласный).
– А теперь пропишем букву Г в тетради в первой строке через клетку.

Физкультминутка.

В лесу долго мы идем.
Скоро и грибок найдем.
Вот один, а там другой.
Унесем мы их домой.

А еще ты посмотри.
Вот их сразу целых три.
Мы их тоже соберем.
Дальше по лесу пойдем.

В стороне растут три елки.
У них колкие иголки.
Мы под ними поискали.
Три грибочка отыскали.

Вот хороший урожай.
Ты свой рот не разевай.

4. Интеллектуальная разминка.

Все ответы должны начинаться с буквы Г.

– Кем раньше была бабочка? (Гусеницей).
– Какая птица своим прилетом оповещает о прилете весны? (Грач).
– Модель Земли (Глобус).
– Явление природы с сильным ветром, громом и молнией? (Гроза).
– Сестра Кая. (Герда).
– Фрукты. (Гранат, груша).
– Каша для богатырей (Геркулес).
– Как называются звуки, которые произносятся без препятствий? (Гласные).

5. Звуковой анализ слов ГРИБЫ. ГРИБОК. КУЗОВОК.

Один ребенок выполняет у доски, остальные в тетрадях

Воспитатель: Назовите первый звук в слове ГРИБЫ. [Г]. Какой это звук? (согласный твердый). Дети показывают синюю звуковую карточку с одной черточкой.

– Второй звук [РЬ] обозначен двумя чертами. Значит, это мягкий согласный.
– Назовите следующий звук. [И]. Это гласный. Дети показывают красную карточку с кружком.
– Какой звук стоит после [И]? [Б]. Это согласный твердый.
– А какой последний звук? [Ы]. Это гласный.
              Г Р И Б Ы
              – = О – О
– Сколько гласных звуков в слове ГРИБЫ?
– А сколько согласных? '
– Есть ли мягкие согласные? Назовите их.
– А сколько твердых согласных? Назовите их.
– Сколько слогов в слове ГРИБЫ?
– А сколько всего звуков в этом слове?
– Звуковой анализ слова ГРИБОК вы сделаете самостоятельно.
– Слово КУЗОВОК анализируется совместно с воспитателем.

6. Составление предложений по схеме.

Откройте розовые тетради.

Посмотрите на картинку и составьте предложение по схеме |____ _____ ____ __ _____.

Девочка собирала грибы и заблудилась.

Маша собирала грибы в лесу. (В корзину, на опушке).

Запишите схему предложения в тетради.

7. Подготовка руки к письму – проведение линий, обводка, штриховка.

Воспитатель: А как вы думаете, какие грибы собирала девочка? (съедобные)

– Какие грибы на наших рисунках? Почему вы так думаете? (Толстая, крепкая у гриба ножка).

– А что еще есть у грибов? (Шляпка).

Воспитатель: Обведем шляпку коричневым цветом и заштрихуем наклонными линиями, а ножки – светлее, обведем и заштрихуем горизонтальными линиями желтым карандашом.

8. Понимание многозначности слов.

Воспитатель: Ребята, а где еще встречаются шляпки? (У грибов, у гвоздя, у девочек).

– Шляпка – это головной убор с полями (закрывающей частью).

Чтение загадок и отгадывание их в книге “Играем со словом”.

Что означает выражение “Дело в шляпе”? (Удачное завершение дела).

9. Подбор противоположных по смыслу слов.

Белка: А чтобы завершить наше знакомство с буквой Г я предлагаю игру “Скажи наоборот”. Ответы должны начинаться на букву Г:

Холодный – горячий.
Чистый – грязный.
Тихий – громкий.
Сладкий – горький.
Веселый – грустный.
Молодцы, ребята!

10. Итог занятия.

Воспитатель: Что было интересного? Что вам больше всего понравилось? Белка благодарит детей, угощает их грибочками и прощается с ними.