Классный час в 5-м классе по теме "Характер человека"

Разделы: Классное руководство


Эпиграф:
Каков характер,
таковы и поступки.
(Русская пословица)

Постановка проблемы

Нравится ли вам ваш характер?

Почему?

Определение целей и задач урока.

? Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить?

? Почему вы так решили?

( Действительно, тема нашего разговора “ характер человека”. Наша задача – попытаться понять, что такое характер человека, научиться понимать других людей, находить хорошее в их характере, ценить их за то, что есть в их характере).

Беседа СЛАЙД 2 (Приложение 1)

Что такое характер?

Словарь С.И.Ожегова дает такое определение:

  • Совокупность всех психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении.

До конца ли вы понимаете это определение? Оно сложно, поэтому мы обратимся к пословице, которая дает нам это же определение в виде русской народной пословицы. СЛАЙД 3

(обращение к эпиграфу)

Где же проявляется характер?

(в поведении, в поступках)

Введение понятия “черта характера”. СЛАЙД 4

Свойственное определенному характеру проявляется также в мимике, жестах:

Кто такой скряга – очень скупой человек.

А почему его назвали скрягой?

Покажите мимикой и жестами скрягу.

Изобразите гордеца! Почему он будет выглядеть именно так?

Гордец – заносчивый, чрезмерно гордый человек.

А как представить забияку? Кто такой забияка?

Забияка – затевающий драки и ссоры.

Конечно, все знают, кто такой добряк?

Добряк – добрый человек

Покажите мимикой добряка.

Таким образом, мы выделили и попытались через мимику и жесты показать одну отличительную особенность характера, т.е. ЧЕРТУ ХАРАКТЕРА!

Расширение понятия “характер”. СЛАЙД 5

Мы понимаем, что человеческий характер составляет не одна черта, но чтобы определить все черты характера, требуется продолжительное время и постоянное общение с человеком.

Какие черты характера вы знаете? (СЛОВА-ОПРЕДЕЛЕНИЯ на доске) (приложение 2)

Нам легче будет описывать характер человека, если мы представим, что люди сделаны из различного материала, например, из камня – каменный человек, из стекла – стеклянный, из пластилина – пластилиновый.

Задание: выберите из предложенных черты характера, соответствующие пластилиновому, каменному, стеклянному человеку, свой выбор обоснуйте. (РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СЛОВ-ОПРЕДЕЛЕНИЙ на доске)

(на доске вразброс даны определения)

Какими чертами характера будет наделён, например, пластилиновый человек?

Мягкий (добродушный, поддающийся влиянию других), безвольный (не способный принять самостоятельно решение), бесхарактерный (легко подстраивающийся под ситуацию), липкий (навязчивый), угодливый, послушный, скрытный (не пробиться к его мыслям и чувствам).

Какими чертами характера будет наделён, например, каменный человек?

Волевой (способный преодолеть все препятствия), настойчивый (добивается намеченных целей) , тяжелый в общении (не поддается чужому влиянию), твердый (уверенный в себе), честный, усердный.

Какими чертами характера будет наделён, например, стеклянный человек?

Прозрачный (открытый), искренний, резкий (несдержанный), чувствительный (не терпящий грубости), холодный (равнодушный), эгоистичный.

Слово ХАРАКТЕР – это понятие конкретное или абстрактное?

(Это слово не обозначает конкретного предмета, поэтому на основе ассоциаций мы можем найти черты характера человека в любом предмете, даже самом странном.)

Вы любите мороженое?

Задание: подберите черты характера, свойственные человеку “мороженое”.

Человек-мороженое СЛАЙД 6

Слащавый (льстивый), холодный, капризный (любит находиться в привычной обстановке), эмоциональный (жизнерадостный), сентиментальный.

Мороженое может быть своеобразным символом, отражающим сущность характера?

Например, мой характер я бы представила в виде шкатулки.

Можете ли вы описать мой характер?

Задание: используя цветную бумагу, создайте символ своего характера. Он должен состоять из 1-2 предметов-знаков.

Размещение аппликаций на доске под заголовком:

МЫ ВСЕ РАЗНЫЕ, но МЫ ВМЕСТЕ! (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Чтение и обсуждение творческих работ
У каждого из нас свой характер, со своими недостатками и достоинствами.

Давайте попытаемся создать идеальный характер!

Задание: какие черты вы бы взяли и почему для создания идеального характера?

(Работа на доске) перемещение характеристик!

Как оценить собственный характер?

В начале урока вы говорили, что вам не нравится ваш характер, давайте подумаем, а стоит ли его менять? Ведь это очень сложно, хотя возможно!

С какой целью человек пытается изменить свой характер?

(Чтобы стать лучше, чтобы быть успешнее, чтобы добиваться поставленных целей)

Характер нельзя изменить только одним сиюминутным желанием, прежде нужно подумать, что менять, почему менять и зачем. Я предлагаю вам так называемый ДНЕВНИЧОК УСПЕШНОСТИ, (ПРИЛОЖЕНИЕ 4) который поможет вам разобраться в себе. Откройте его.

Работа с одной из страниц дневника.

(Информация для учителя. Если распечатать материал приложения № 4, то вы получите сразу два дневника)

Вывод:

Думаю, что слабость одной стороны характера — это неизбежная плата за его сильные стороны.

Существует замечательное выражение: “Нет ничего бесцветнее, чем характер бесхарактерного человека”. СЛАЙД 7

Как вы его понимаете?

Я желаю, чтобы вы были яркими личностями.