Вопрос о классификации ошибок в речи школьников продолжает оставаться одной из болевых точек преподавания русского языка в школе. Данная проблема является болезненной не только для учителей, методистов, специалистов по культуре речи, она актуальна и для всех людей, пишущих и читающих по-русски.
Грамматические ошибки — это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.
Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.
Разновидности грамматических ошибок
- Словообразовательные , состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка. Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические.
- Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи.
- Синтаксические, связанные с нарушением синтаксических норм.
Грамматические ошибки
№ п/п |
Вид ошибки |
Примеры |
Словообразовательные |
||
1 | Нарушение норм русского
литературного словообразования: Ошибочное словообразование, Искажение слов |
Трудолюбимый, надсмехаться, надсмешка,
подчерк, нагинаться, пинжак, беспощадство,
публицизм разночинская интеллигенция; полность изображения; благородность души; взятничество; упорность; надсмешка; скупидомка; скучание; ихние слова; завсегдатели трактира; жаждает. |
2 | “Заменительное” словообразование, проявляющееся в замене какой-либо морфемы. | Укидываться (вместо раскидываться), отвесить (от повесить); |
3 | Словосочинительство (создание несуществующей производной единицы, которую нельзя рассматривать как окказиональную) | мотовщик, рецензист, не оглядаемая. |
Морфологические Неправильное формообразование, нарушение системных свойств формообразовательной системы у разных частей речи |
||
4 | Ошибочное образование формы существительного | Многие чуда техники, не хватает время |
5 | образование формы В.п. неодушевленного существительного, как у одушевленного | Я попросила ветерка (вместо: ветерок); |
6 | образование формы В.п. одушевленного существительного, как у неодушевленного | Запрягли в сани два медведя (вместо: двух медведей); |
7 | изменение рода при образовании падежных форм: | пирожок с повидлой, февральский лазурь; |
8 | склонение несклоняемых существительных | играть на пианине; |
9 | образование форм множественного числа у существительных, имеющих только единственное, и наоборот | поднос чаев, небо затянулось облаком. |
Ошибочное образование формы прилагательного |
||
10 | Неправильный выбор полной и краткой форм | Шляпка была полная воды, мальчик был очень полон |
11 | Неправильное образование форм степеней сравнения: | новенькие становятся боевее, она была послабже Пети; более интереснее, красивше |
12 | Нарушение норм формообразования глагола | Человек метается по комнате; |
13 | Нарушение образования деепричастий и причастий | Ехавши в автобусе, охотник шел, озирая по сторонам |
14 | Ошибочное образование формы числительного | С пятистами рублями |
15 | Ошибочное образование формы местоимения | Ихнего пафоса, ихи дети, не хотелось от ее (книги) оторваться |
16 | Ошибочное образование формы глагола | Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы |
|
||
17 | Нарушение согласования | Я знаком с группой ребят, серьёзно
увлекающемися джазом, Базаров не может побороть чувство любви, охватывающую его; По обоим сторонам дороги тянулись холмы; браконьерам, нарушающих закон; Базаров говорит Аркадию, что твой отец — человек отставной. |
18 | Нарушение управления | Нужно сделать свою природу более
красивую, повествует читателей, согласно закона, он показан человеком сильной воли, богатого умом, крепкого здоровьем; особое внимание было уделено на составление плана; следует отметить о том, что в доме Ноздрева все имело хаотический вид; ему характерны многие отрицательные черты; уверен в будущее, Соня жалела и переживала за Раскольникова; жажда к славе; |
19 | Ошибки в структуре простого предложения: нарушение связи между подлежащим и сказуемым, |
Солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны; |
20 | Нарушение границы предложения |
Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке. Когда герой опомнился. Было уже поздно. |
21 | Неудачное употребление местоимений | Приезжий снял со стула тяжелый сверток
и отодвинул его в сторону. Манилов попросил Павла Ивановича пройти в его кабинет. Собакевич потребовал у Чичикова написать себе расписку. |
22 | Нарушение связи между подлежащим и сказуемым | Большинство возражали против такой
оценки его творчества. Обычно молодежь является носителями передовых идей. Произошло еще ряд событий. Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, чёткость (вместо:….нужны смелость, знания, честность); |
23 | Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях | Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и весёлые. |
24 | Ошибки в построении предложения, ведущие к искажению его смысла, структуры | В своей пьесе Чехов показал также
трудовую часть интеллигенции с ее мечтами о
светлой и прекрасной жизни, представителем
которой является Трофимов. Порфирий был любимцем с детства матери. Она уговорила отдать подводы для раненых, на которых уже были уложены вещи. |
25 | Ошибки, связанные с употреблением частиц | Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частиц от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушалась в сочинениях): В тексте всего раскрываются две проблемы, (ограничительная частица “всего” должна стоять перед подлежащим: “…всего две проблемы”. |
26 | Ошибки в построении предложения с однородными членами | Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю. |
27 | Разрушение ряда однородных членов |
Настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн. |
28 | Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом |
Читая текст, возникает такое чувство… На картине “Вратарь” изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени. |
29 | Ошибки в построении предложения с причастным оборотом | Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами; причалившая лодка к берегу. |
30 | Местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего. |
Кусты, они покрывали берег реки. |
31 | Пропуски необходимых слов. |
Владик прибил доску и побежал в волейбол. |
32 | Ошибки в структуре сложного предложения: смешение сочинительной и подчинительной связи. |
Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал ещё в детстве. Человеку показалось то, что это сон. Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами. Ум автор текста понимает не только как просвещённость, интеллигентность, но и с понятием “умный” связывалась представление о вольнодумстве. |
33 | Отрыв придаточного от определяемого слова. |
Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе. |
34 | Смешение прямой и косвенной речи | Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. |
35 | Разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: |
Терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная. |
36 | Неоправданный пропуск (эллипсис) подлежащего |
Его храбрость - постоять за честь и справедливость привлекают автора текста. |
37 | Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм | Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. |
Литература
- Нарушевич А.Г. – кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистического образования Южного федерального университета. Курсы повышения квалификации; rus.1sept.ru № 17, 2007, Русский язык. Педагогический университет “Первое сентября” “Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку; планирование занятий, организация урока, система упражнений”.
- Педчак Е.П. “Русский язык. Серия “Единый Госэкзамен”, Ростов-на-Дону, “Феникс”, 2003 г.
- Р.Н.Попов, Д.П.Валькова. “Современный русский язык”, учебное пособие для студентов педагогических институтов, Москва, “Просвещение”, 1978 г.
- Методическое пособие для учителей, ЯНОИПКРО, Салехард, 2007 г.