Цель: обобщить знания детей о сказках, полученных на уроках.
Задачи:
1. развивать речь, внимание, память учащихся, совершенствовать навыки чтения;
2. способствовать формированию нравственных качеств;
3.воспитывать трудолюбие, аккуратность, взаимовыручку, любовь к чтению.
Ход урока
- Здравствуйте, ребята. Сегодня приглашаем вас отправиться в волшебную страну сказок – игр.
Сказка, это древнейшая форма устного народного творчества, была и осталась самым популярным видом народного искусства и доставляет нам необычайное наслаждение. Сказки читают и перечитывают. Сказка – это величайшая сокровищница. Из неё, как из живого неиссякаемого источника, черпали, и будут черпать писатели и художники. По сказкам снимают фильмы и ставят спектакли. В сказках, как и в жизни, живут рядом люди и звери. Сказка не умирает. Как не умирает добро и зло. Есть добрые люди и добрые звери; есть злые люди и злые звери. Если встретятся злые люди и звери, то сказки не будет. А бывает, что встречаются добрые люди и добрые звери и помогают друг другу. Борьба добра и зла не кончается: то вечная сказка.
Сказки бывают волшебные, бытовые и о животных. А вы хотите попасть в сказочную страну?
- А попасть нам туда поможет одна волшебная вещица из моего мешка. (Учитель достает из мешка предметы)
- скатерть – (самобранка)
- шапка - (невидимка)
- это палочка - (волшебная)
- а вот и клубочек, который нас проведёт в сказку.
( хором)
- Ты, клубочек наш беги,
В страну сказок приведи.
( клубок катится к выставке книг).
- Сколько сказок здесь живёт!
Что за прелесть эти сказки! А ведь все они живут на полках ваших книжных шкафов.
- А кто знает, как называется дом, где живут книги?
- Вы их читали? А как начинаются сказки? А вот я сейчас и проверю, знаете ли вы сказки?
1. У Алёнушки – сестрицы
Унесли братишку птицы,
Высоко они летят,
Далеко они глядят. (гуси – лебеди)
2. Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
К дому подошла – обманула петуха,
Унесла его в тёмные леса,
За высокие горы, за быстрые реки. (Петушок – золотой гребешок)
3. Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти маленькие детки? (волк и семеро козлят)
4. Бабусю знает целый свет
Ей от роду лишь 300 лет
Там на неведомых дорожках
Дом её на курьих ножках. (Баба – Яга)
- Молодцы, ребята! А поскольку у нас с вами путешествие – игра, то мы поиграем в игру Бабы – Яги. А в игре нужно делать всё быстро, дружно, помогать товарищу.
Игра (эстафета)
Участники опускают ногу в ступу (ведро), берут метлу и идут до финиша.
- Дети, чтобы веселее было путешествовать по сказкам, давайте выложим солнышко.
Эстафета “Выложи солнышко”
Дети на полу выкладывают каждый класс своё солнышко.
- Герои сказок очень волнуются, что вы их забыли. Продолжите, пожалуйста, сказку. Жили – были дед да баба. И была у них курочка … (Ряба). Снесла курочка яичко, не простое, а … .(золотое)
Эстафета “Бег с яйцом в ложке”
Дети бегут с яйцом – шариком в ложке до флажка, обегают его, возвращаются и передают эстафету следующему.
- А вот загадка не проста,
О трёх дружках загадка та:
“Первый надутый большой.
Вторая – тощая, с широкой душой!
А третий от носка до пят
Плетёный лапоть говорят! (Пузырь, Соломинка и Лапоть).
Эстафета “Пузырь, соломинка и лапоть”
По сигналу первый игрок ведёт шар до круга, загоняет его и там оставляет палку. Второй игрок бежит до круга, берёт палку и гонит его к команде. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки команды не выполнят задание.
- Ребята, вот сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. А ещё на Руси говорят, что без пословицы речь не молвится. Пословица – всем делам помощница. Благодаря пословице наша речь становится ярче, красочнее. А сами мы немножечко мудрее. Пословица и совет даст и уму – разуму научит. Хотела вам пословицы из сказок почитать, да ветер подул и разлетелись все пословицы.
Конкурс пословиц
Пословицы разрезаны на части, её надо сложить и пояснить смысл пословицы.
Кошке игрушки, а мышке слёзки.
Без труда не вытащить и рыбку из пруда. и т.д.
- Вот припомнила слова:
“Носик круглый, пятачком
Им в земле удобно рыться.
Хвостик маленький, крючком,
Вместо туфелек – копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи”
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три поросёнка)
Эстафета “Три поросёнка”
Игроки выстраиваются парами. Первая пара зажимает носами воздушный шар и двигается, обратно так же и передаёт шар другой паре.
- А сказки не унимаются
Игра предлагается.
Выходи, не ленись!
Поиграй, повеселись!
Игра “Пугало”
Все становятся в круг, опустив руки. Водящий называет животных.
При слове воробей, ворона машут руками и хлопают в ладоши. При слове скворец, синица, ласточка все снимают шляпу, чтобы приветствовать гостей.
Н-р: воробей, синица, ворона, сорока, скворец, дрозд, ласточка и т.д.
- Ещё одна игра “Летит – летит”
Всем известно: к слову “кит”
Рифма звонкая – “летит”
Но кто слыхал, чтоб кит летал?
Никто об этом не слыхал!
Давай сыграем в “да” и “нет”:
Найди – ка правильный ответ.
Отвечайте без подсказок:
Кто летит, кто не летит?
Тот в игре и победит.
- Летит, летит орёл?
- Летит – летит козёл?
- Летит – летит синица?
- Летит – летит фазан?
Летит – летит кукушка?, старушка?, глухарь?, гитара?, щегол? горчица?, лягушка?, Сухарь?, утёнок?, котёнок?, компот?, дворец? и т.д.
-Молодцы!
- Ну вот закончен наш маршрут,
Но помните, ребята,
Что сказки с нетерпением нас ждут.
С рассвета до заката.