Цели:
- побуждать учащихся к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выработке личного отношения к ним, к осознанию собственной внутренней позиции и жизненных ценностей;
- формировать у учащихся приемы и способы конструктивной, коммуникативной, познавательной видов деятельности;
- способствовать разнообразному творческому самовыражению учащихся, их творческому отношению к собственной жизни;
- способствовать развитию умения учащихся работать в микрогруппе.
Оборудование: телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, магниты, плакат “Законы дружбы”.
Участники: учащиеся, родители учащихся, учитель.
Ход занятия.
I. Создание психологической комфортности на занятии.
Добрый день. Сегодня нашу встречу мы начнем необычно. Я приглашаю вас в “Игровую комнату”.
Предлагаю всем сыграть в игру “Миксер”. Это упражнение поможет вам преодолеть стеснение и скованность, а также настроиться на активную плодотворную работу.
- Встаньте все в круг;
- Поменяйтесь местами те, кто пил на завтрак чай;
- Поменяйтесь местами те, у кого в одежде есть зеленый цвет;
- Поменяйтесь местами те, у кого есть домашние животные;
- Соберитесь вместе те, кто примерно одного роста;
- Соберитесь вместе те, у кого примерно одного цвета волосы.
Спасибо за разминку. Я вижу, что упражнение “Миксер” помогло вам преодолеть в себе скованность чувств и реакции. И я приглашаю вас в “кабинет”.
II. Введение в тему.
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! А значит, у нас появилась возможность поговорить о чем-то интересном. А тему нашей беседы, я думаю, нам подскажет предложенный вам сюжет. Внимание на экран! (Сюжет из м/ф “Приключения кота Леопольда”)
- Вы догадались, о чем пойдет разговор? (о дружбе)
- Дети, а что, по-вашему, означает слово “дружба”? (это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу и т.п.)
- А теперьэтот же вопрос я адресую и родителям. Уважаемые родители, как вы понимаете значение этого слова? (Настоящая дружба — это когда уважают права друга, присушиваются к мнению друга, и др.)
Спасибо за ваши искренние ответы, уважаемые собеседники!
Сегодня я хотела бы ознакомить вас с одной очень старой и мудрой притчей /см. в приложении/ (Притча рассказывается под спокойную музыку)
- Вам понравилась притча? Какими мыслями и чувствами вам хочется поделиться?
- Какие пословицы, на ваш взгляд, очень точно выражают смысл этой притчи? (“Не имей сто рублей, а имей сто друзей”, “Дружба дороже золота”, “Друзья познаются в беде”)
- Уважаемые родители, приведите пример из жизни, подтверждающий смысл пословицы
- Ребята и взрослые, а знаете ли вы еще какие-нибудь пословицы или поговорки о дружбе? Давайте “соберем” пословицы. Собранные пословицы вывешиваем на доску. (Половинка пословицы у ребенка, половинка у взрослого).
III. Коллективная работа
“10 законов дружбы”.
- Я предлагаю вам, ребята, вместе с родителями, опираясь на личный опыт и мудрость русских пословиц, вывести несколько законов дружбы. Записать их на листке бумаги и вывесить на доску. (Дети и родители советуются, записывают их на доску).
Например:
Хранить тайны друзей;
Доверять другу;
Помогать другу;
Защищать друга;
Уважать друга, и др.
- А знаете ли вы, что ученые-психологи изучали правила дружбы из народов разных стран. Оказалось, что несмотря на разынй цвет кожи, разное воспитание и условия жизни, есть много общего в том, что люди считают дружбой
(Вывешивание плаката с 10 законами дружбы на доску). /см. в Приложении/
- Я с гордостью хочу заявить, что ваши законы и законы ученых-психологов очень похожи. Прочитайте их и сравните.
- Что общего вы заметили? (подчеркнем)
- В чем отличие? Поделитесь своими мыслями, нам очень интересно узнать ваше мнение.
IV. Закрепление социальных понятий.
а) Разгадывание кроссворда /см. в Приложении/
б) Объединитесь в группе и составьте шпаргалку для друзей.
Так: “Нам нужна помощь друзей, когда (если)...”
в) Психологический тест “Какой я друг” /см. в Приложении/
- Какие законы дружбы вам показались самыми легкими? Тяжелыми?
Рефлексивно-оценочная деятельность. /см. в Приложении/
- Ребята у вас на столах лежат кружки с вашими именами. А на доске изображена “Лесенка достижений”. Возьмите свой кружок и закрепите его на том месте, где по вашему мнению находитесь вы как друг.
Анализ рефлексивной деятельности.
Почему вы прикрепили свой кружок именно на
это место?
Завершение.
Уважаемые взрослые и ребята, я надеюсь, что сегодняшний урок запомнится вам.
А завершить занятие я хотела бы стихами Ф. Алиева:
Хороший друг — как ветер,
При несчастье
Он унесет, и горе, и беду,
Как листья,
Что осыпались в ненастье
В осеннем холодеющем саду.
А в радости
Он мощный вал, стоящий
Надежно на пути врагов твоих.
Люблю друзей, надежных, настоящих,
Ценю и воспеваю их!