Тема урока: "Поговорим о дружбе"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • побуждать учащихся к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выработке личного отношения к ним, к осознанию собственной внутренней позиции и жизненных ценностей;
  • формировать у учащихся приемы и способы конструктивной, коммуникативной, познавательной видов деятельности;
  • способствовать разнообразному творческому самовыражению учащихся, их творческому отношению к собственной жизни;
  • способствовать развитию умения учащихся работать в микрогруппе.

Оборудование: телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, магниты, плакат “Законы дружбы”.

Участники: учащиеся, родители учащихся, учитель.

Ход занятия.

I. Создание психологической комфортности на занятии.

Добрый день. Сегодня нашу встречу мы начнем необычно. Я приглашаю вас в “Игровую комнату”.

Предлагаю всем сыграть в игру “Миксер”. Это упражнение поможет вам преодолеть стеснение и скованность, а также настроиться на активную плодотворную работу.

  • Встаньте все в круг;
  • Поменяйтесь местами те, кто пил на завтрак чай;
  • Поменяйтесь местами те, у кого в одежде есть зеленый цвет;
  • Поменяйтесь местами те, у кого есть домашние животные;
  • Соберитесь вместе те, кто примерно одного роста;
  • Соберитесь вместе те, у кого примерно одного цвета волосы.

Спасибо за разминку. Я вижу, что упражнение “Миксер” помогло вам преодолеть в себе скованность чувств и реакции. И я приглашаю вас в “кабинет”.

II. Введение в тему.

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! А значит, у нас появилась возможность поговорить о чем-то интересном. А тему нашей беседы, я думаю, нам подскажет предложенный вам сюжет. Внимание на экран! (Сюжет из м/ф “Приключения кота Леопольда”)

  • Вы догадались, о чем пойдет разговор? (о дружбе)
  • Дети, а что, по-вашему, означает слово “дружба”? (это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу и т.п.)
  • А теперьэтот же вопрос я адресую и родителям. Уважаемые родители, как вы понимаете значение этого слова? (Настоящая дружба — это когда уважают права друга, присушиваются к мнению друга, и др.)

Спасибо за ваши искренние ответы, уважаемые собеседники!

Сегодня я хотела бы ознакомить вас с одной очень старой и мудрой притчей /см. в приложении/ (Притча рассказывается под спокойную музыку)

  • Вам понравилась притча? Какими мыслями и чувствами вам хочется поделиться?
  • Какие пословицы, на ваш взгляд, очень точно выражают смысл этой притчи? (“Не имей сто рублей, а имей сто друзей”, “Дружба дороже золота”, “Друзья познаются в беде”)
  • Уважаемые родители, приведите пример из жизни, подтверждающий смысл пословицы
  • Ребята и взрослые, а знаете ли вы еще какие-нибудь пословицы или поговорки о дружбе? Давайте “соберем” пословицы. Собранные пословицы вывешиваем на доску. (Половинка пословицы у ребенка, половинка у взрослого).

III. Коллективная работа

“10 законов дружбы”.

  • Я предлагаю вам, ребята, вместе с родителями, опираясь на личный опыт и мудрость русских пословиц, вывести несколько законов дружбы. Записать их на листке бумаги и вывесить на доску. (Дети и родители советуются, записывают их на доску).

Например:

Хранить тайны друзей;
Доверять другу;
Помогать другу;
Защищать друга;
Уважать друга, и др.

  • А знаете ли вы, что ученые-психологи изучали правила дружбы из народов разных стран. Оказалось, что несмотря на разынй цвет кожи, разное воспитание и условия жизни, есть много общего в том, что люди считают дружбой

(Вывешивание плаката с 10 законами дружбы на доску). /см. в Приложении/

  • Я с гордостью хочу заявить, что ваши законы и законы ученых-психологов очень похожи. Прочитайте их и сравните.
  • Что общего вы заметили? (подчеркнем)
  • В чем отличие? Поделитесь своими мыслями, нам очень интересно узнать ваше мнение.

IV. Закрепление социальных понятий.

а) Разгадывание кроссворда /см. в Приложении/

б) Объединитесь в группе и составьте шпаргалку для друзей.

Так: “Нам нужна помощь друзей, когда (если)...”

в) Психологический тест “Какой я друг” /см. в Приложении/

  • Какие законы дружбы вам показались самыми легкими? Тяжелыми?

Рефлексивно-оценочная деятельность. /см. в Приложении/

  • Ребята у вас на столах лежат кружки с вашими именами. А на доске изображена “Лесенка достижений”. Возьмите свой кружок и закрепите его на том месте, где по вашему мнению находитесь вы как друг.

Анализ рефлексивной деятельности.

  • Почему вы прикрепили свой кружок именно на это место?
  • Над чем вам еще надо поработать?
  • Что вы хотите пожелать своим друзьям?

Завершение.

Уважаемые взрослые и ребята, я надеюсь, что сегодняшний урок запомнится вам.

А завершить занятие я хотела бы стихами Ф. Алиева:

Хороший друг — как ветер,
При несчастье
Он унесет, и горе, и беду,
Как листья,
Что осыпались в ненастье
В осеннем холодеющем саду.
А в радости
Он мощный вал, стоящий
Надежно на пути врагов твоих.
Люблю друзей, надежных, настоящих,
Ценю и воспеваю их!