Введение
Свободное владение русским языком наряду с родным является необходимостью каждого человека.
Тема доклада называется “Анализ текста как средство развития речи учащихся в среднем звене”. Текст служит источником содержательной и смысловой информации, которая показывает и функционирование изучаемых единиц, что позволяет организовать обучение правильному оформлению мысли в смысловом, структурном и лексико-грамматических аспектах.
На основе текста можно организовать работу следующим образом: сначала проводится работа над его содержанием, что предполагает в первую очередь использование готовых конструкций текста и его структуры, а затем и над построением собственных высказываний по проблемам, которые ставятся и раскрываются в тексте.
Актуальность темы: Развитие связной речи – одна из главных задач уроков русского языка. Школьная программа основными видами работ по развитию называет изложение и сочинение. Однако не все ученики понимают, осмысливают, запоминают и воспроизводят текст. Чтобы понимать и полноценно воспроизводить текст, ученик должен достаточно свободно осуществлять элементарные мыслительные операции анализа и синтеза, контролировать собственные способы мышления и уметь сосредотачиваться на выполнении конкретного задания. Это умеют далеко не все школьники даже в старших классах, и именно систематическая работа над комплексным анализом текста поможет им понимать, осмысливать, воспроизводить художественный текст. Текст дает возможность не только для развития связной речи учащихся национальной школы, но и способствует расширению их кругозора и эрудиции.
Цель: Исследовать способы и приемы развития речи учащихся анализ текста.
Задачи:
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- привить умение работать с текстом;
- обогащение словарного запаса, расширение кругозора.
Объект исследования: развитие речи учащихся через анализ текста.
Предмет исследования: анализ текста как средство развития речи.
Гипотеза: Если на уроках развития речи регулярно проводить работу с текстом, можно подготовить к ЕГЭ, привить навык работы с текстом (анализ).
Практическая значимость: привить умение работать с текстом с 5-го класса.
В данном докладе рассматривается проблема развития речи учащихся на примере уроков русского языка и литературы.
В настоящее время текст является основной дидактической единицей на уроке русского языка. Поэтому на уроках русского языка в национальной школе необходимо ввести целенаправленную работу над текстами различных типов и стилей, необходимо уделить внимание на их создание. Обычно ребята составляют текст без знания теории, стихийно постигая закономерности его построения. Между тем в основе всех текстов как в якутском, так и в русском языке лежат универсальные правила их построения. При условии правильного формирования у учащихся на уроках якутского языка прочных знаний закономерностей конструирования текстов, на уроках русского языка происходит углубление этих знаний, формирование необходимых умений и навыков по составлению текстов различных типов и стилей.
Эффективность работы над текстом зависит от правильного выбора методов и приемов презентации учебного материала и подготовленности.