Девиз: "То, что мы знаем - ограниченно, а то, чего мы не знаем - безгранично." - П. Лаплас
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний по теме
Форма проведения урока: Комбинированный урок с использованием дидактических методов:
Индивидуальная работа
- Работа в парах
- Работа в группах
- Метод проектов
Цели и задачи урока:
Дидактические:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся о периодическом законе, роли химии в решении различных проблем, в промышленности, в сельском хозяйстве, в решении экологических проблем, в быту.
- Показать ведущую роль химии в развитии наук в XXI веке.
- Продолжить формирования навыков самоконтроля и самоанализа.
- Развивать познавательный интерес, интерес к химии.
- Формировать научное мировоззрение.
Психологические:
- Всестороннее развитие личности.
- Развитие личности, основанное на возможностях, способностях, интересах.
- Максимальное вовлечение каждого ученика в образовательный процесс.
- Развитие творческих способностей каждого ученика.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство уважения к себе, к своему труду, к труду товарищей, к работе учителя.
- Развивать требовательность к себе и разумную требовательность к окружающим
- Воспитывать чувство коллективизма.
Межпредметные связи
- Биология
- География
- Физика
- Математика
- Информатика
- Литература
Оборудование: Мультимедийная доска
Дидактический материал, таблицы
- Карточки с заданиями
Ход урока
I этап: Актуализация опорных знаний ориентировочно-мотивационный этап (10 минут)
Девиз: "Без знаний прошлого - нет будущего"
Учитель:
"Мир сложен
Он полон открытий, сомнений,
И тайн бесконечных, и смелых
Догадок -
Как чудо природы
Является Гений -
И в хаосе этом наводит порядок"
Эти строки написаны о великом русском ученом Д.И. Менделееве
(слайд№1 - портрет ученого, даты жизни и смерти, основные научные достижения, открытия)
Он является автором, первооткрывателем одного из самых фундаментальных законов природы - Периодического закона химических элементов, на основании которого было сделано огромное количество открытий, что вывело химию в конце 19 - начало 20 века на передовые позиции среди наук и позволило ей играть исключительную роль в жизни общества и человека. Этому и будет посвящен наш урок. В течение изучения этой темы мы повторили основные законы и теории химии, знакомились с ролью химии в решении задач в разных областях науки и техники и задачи нашего урока таковы:
(слайд №2 - Цели и задачи урока)
- Систематизировать и обобщить знания по теме
- Представить мини-проекты-презентации
- Уметь выражать и отстаивать свою точку зрения
- Проанализировать проделанную работу
Но сначала мы проверим, как вы усвоили основной закон - Периодический.
Индивидуальная работа каждого ученика:
Упражнение "Наглая ложь"
Учитель: В предложенных предложениях некоторые факты искажены. Найдите ошибки и исправьте их:
(ученики получают отпечатанное задание)
(слайд №3 - Демонстрируется без выделения неправильных ответов)
- Периодический закон был открыт в 1890г.
- В периодической системе 7 периодов
- У изотопов одного химического элемента одинаковая атомная масса
- Каждая группа делиться на главную и неглавную подгруппы
- Максимальная валентность химического элемента равна номеру периода, в котором расположен элемент
- Металлические свойства элементов усиливаются слева направо
(ученики проводят самопроверку)
(слайд №3 - с выделением неправильных ответов)
(слайд№4 - правильные ответы)
- :в 1861г.
- Все верно
- :разная:
- :побочную:
- :группы
- :ослабевают
- 1 ошибка - 9 баллов
- 2 ошибки - 8 баллов
- 3 ошибки - 6 баллов
- 4 ошибки - 4 балла
- 5 ошибок - 3 балла
(ученики переворачивают страницу и выполняют новое задание)
Задание "Дешифровщик"
Учитель: Вам предложена шифрограмма, в которой зашифрован порядковый номер элемента, существование которого предсказано Д.И.Менделеевым. Для того чтобы определить, какой из трех предсказанных элементов зашифрован, вам нужно найти и обвести цифры, которые соответствуют правильному утверждению, и подсчитать сумму цифр, которые в этих клетках записаны в отдельных квадратиках.
Сумма найденных цифр равна порядковому номеру "спрятанного элемента".
(после выполнения задания проводится проверка в парах: ученик проверяет своего соседа)
(слайд№5 - правильные ответы)
1+7+5+8=21 =>
Порядковый номер элемента 21 - это Sc (скандий)
- 1 ошибка - 8 баллов
- 2 ошибки - 6 баллов
- 3 ошибки - 4 балла
(Работы передают учителю)
II этап: Операционно-исполнительный (20 мин)
Девиз: "Будущее строится сегодня"
Учитель: На протяжении всего своего развития, с незапамятных времен и поныне, химия служила и продолжает служить человеку и его практической деятельности. О значении современной химии для человека и его жизни и говорить не приходится. Сегодня без развития химии не возможно развитие топливно-энергетического комплекса, металлургии, транспорта, связи, строительства, электроники, сферы быта и прочее.
(слайд №6)
На предыдущих уроках этой темы мы много об этом узнали и сегодня подводим итоги.
Работая в группах, вы готовили мини-проекты-презентации, давайте представим проект каждой группы по очереди.
(слайд №7)
- I группа: Химия и производство
- II группа: Химия и сельское хозяйство
- III группа: Химия и проблемы окружающей среды
- VI группа: Химия и повседневная жизнь человека
III этап: Рефлексивно-оценочный (10 мин)
Работа в парах (Ролевая игра)
Ученики объединяются в пары "учитель-ученик" и выполняют совместно одно из тестовых заданий.
Ученик (выполняющий роль учителя) - "учитель" объясняет непонятные моменты. Выполненное задание передают учителю.
Рефлексия (ученики отвечают на вопросы).
(слайд №8)
- Какие цели вы ставили перед собой при выполнении мини-проектов?
- Достигли ли вы их?
- Что помогало, а что мешало в достижении поставленных целей?
- Ваш вклад в общий проект.
- Какие знания и опыт вы приобрели?
- Оцените свою работу при подготовке проекта, работу своих товарищей и работу на уроке по 12б шкале.
IV этап: Заключительный. Подведение итогов.
Девиз: "Завтра уже близко".
Учитель: Наука стремительно движется вперед. Предлагаю вам выполнить творческое домашнее задание: проект, презентацию, фильм, доклад, кроссворд (на ваш выбор) по темам:
- "Химия и новые материалы"
- "Нанотехнологии - что это?"
Оценки за тему будут оглашены после выполнения данного творческого задания.
Домашнее задание: выполнить творческое задание.
Литература.
- Н.Н. Буринская, Л.П. Величко "Химия 11" - Київ Перун _рп_нь 2001.
- А.М. Л_карчук "Х_м_я" Зал_ковий зошит для тематичного оц_нювання навчальних досягнень Київ вид. Ешке О.М. 2004.
- Застосування _нтерактивних технолог_й у викладанн_ х_м_ї б_бл_отека журналу "Х_м_я випуск 10(82) - Харк_в Видавнича група "Основа" 2009.