У меня оптимистический взгляд на роль географии в становлении основных представлений человека о природе и обществе. Даже на фоне сокращения часов на преподавание географии в школе ищу такие подходы к подаче информации, при которых происходит мотивационная активизация познавательного процесса личности ребенка.
Мой стаж работы в школе 37 лет. В МБОУ СОШ №3 работаю с 1983 года (29 лет). Такой долгий срок позволил создать географическое пространство в условиях двухсменной школы. Уроки даю в кабинете географии, где есть возможность оперативно вводить в канву урока дополнительный материал даже при возникновении ситуаций, не учтенных при подготовке к уроку. Не мне судить о результатах работы, но все усилия направляю на формирование географического мышления, в основе которого трепетное отношение ко всему живому и бережное отношение к результатам человеческого труда.
Становление моей учительской философии происходило вместе с авторами газеты "Первое сентября" и журнала "Географии". Мне близки темы, поднимаемые на страницах этих изданий.
На Всероссийском съезде учителей географии президент Межрегиональной ассоциации учителей географии А. А. Лобжанидзе назвал ключевой задачей для школ повышение методического уровня учителей географии. Методический уровень очень важен, но не менее важен технический уровень и материальный. Как можно поддерживать методический уровень, если у большей части учителей нет возможности выписывать методические журналы из-за низкого материального уровня в нашем регионе, хотя Смоленщина сосед таких экономических гигантов как Московская область и город Москва.
Мне не приходилось стоять перед выбором, какие издания выписывать, так как материальный достаток никогда не был основной целью жизни. Даже в трудные кризисные годы не отказалась от подписки на газету "Первое сентября" и журнал "География", но количество других изданий значительно уменьшилось по сравнению с 1988 годом.
Свою компьютерную компетентность оттачиваю с апреля 2003 года. Мой класс в возрасте восьмиклассников стал говорить на непонятном для меня языке, и я предложила им пройти курсы операторов ПЭВМ в электротехническом техникуме, расположенном в нашем микрорайоне. Затем был сделан решительный шаг покупки персонального компьютера на деньги родителя-предпринимателя, который дал 15000 рублей беспроцентного кредита при очень жестких временных рамках. Еще три года и рядом с компьютером установлен принтер и сканер. Затем был неудачный опыт выхода в ИНТЕРНЕТ через встроенный модем и, наконец, подключение через ADSL, но тогда выяснилось, что я технически отстаю от продвинутых пользователей. Даже заработная плата в сумме с пенсией не сделали меня финансово независимой.
Позади создание первых электронных материалов для уроков, которые применяла только при условии возможности провести урок в кабинете физики, где стационарно установлен компьютер и электронная доска. Чехарда с программным обеспечением уничтожила мой труд по установлению в компьютерном классе мультимедийных программ
Закрепленные за мной в 2011 году ноутбук и проектор, которые каждое утро беру в кабинете информатики и устанавливаю в кабинете географии, дают мне возможность активно использовать электронные презентации на уроках географии и во внеклассной работе.
Мечтаю о стационарно установленном учительском компьютере, электронной доске и ноутбуках на каждую парту. Сейчас столько возможностей открывается перед учителем для тактики и технологии ведения урока, что не хочется уходить на заслуженный отдых. Хочу доработать до такого дня, когда в каждой классной комнате будет установлена необходимая проекционная аппаратура, а в бюджете школы появятся ставки лаборантов, будут деньги на бумагу, краску, Интернет, а учитель не будет думать об уровне оплаты труда, и будет направлять все силы на настоящую, творческую подготовку к уроку. Нужно обязательно верить в хорошее будущее, видеть в детях, в коллегах, в буднях школьной жизни хорошее и растить в своей душе любовь.
Каждый урок географии предлагает ребенку новую информацию или помогает вспомнить и закрепить уже известную. О применении наглядных средств обучения написано много статей. В каждой из них говорится о чувственном восприятии информации.
Голос учителя, образ природного комплекса или его компонента, антропогенных элементов географической оболочки, на фоне которых говорит учитель, активизируют познавательную сферу личности и влияют на прочность усвоения знаний. Электронные презентации, которые можно использовать на разных этапах урока, позволяют динамично изучать материал урока. Одновременное вовлечение рецепторов зрения и слуха в процесс запоминания активизирует мыслительный процесс, способствуя прочному усвоению понятий.
В практике моей работы накоплен опыт применения электронных презентаций на уроках географии в 6 - 11 классах.
Цель применения электронных презентаций: "Формирование географического мышления, в основе которого трепетное отношение ко всему живому и бережное отношение к результатам человеческого труда".
Задачи.
1. Активизация образного восприятия материала.
2. Использование дополнительных средств обучения.
3. Повышение учебной мотивации.
Презентации к урокам можно сгруппировать по способу подачи материала - лекции с элементами беседы, комбинированные уроки, уроки контроля знаний, творческие отчеты учеников, уроки-практикумы.
В 11 классе использую 9 презентаций. Самые объемные презентации для уроков темы: "Зарубежная Азия", где предусмотрено изучение государств Японии, Китая и Индии. Учебник экономической и социальной географии авторов Домогацких Е.М. и Алексеевский Н. И компактно и красочными иллюстрациями создает образ государства и презентации дают возможность не только визуально подать нужные понятия, но и расширить информативную часть материала, не забыв о воспитательной роли курса зарубежной географии.
Образ государства Япония создаю у учеников с помощью 57 слайдов. Это возможно только
на уроке лекции с элементами беседы. Первая часть презентации, 23 слайда, напоминает или знакомит учеников с основными символами государства. Слайды 24 - 29 помогают определить
географическое положение и состав территории государства. Слайды 30-37 знакомят с автомобилестроением Японии, 38-44 - дают беглый взгляд на города страны, а завершается презентация материалами о ядерной бомбардировке городов Хиросима и Нагасаки, с показом её последствий. Презентация к уроку - Япония.
Образ государства Индия помогает сформировать презентация из 30 слайдов. Флаг, герб. Тадж-Махал, Шамбала, Николай Константинович Рерих, чувства и границы, лица Индии, рикши, Гоа, кухня, Варанаси, географическое положение и только в Индии - вот темы слайдов презентации. (Приложение 1 - Индия) Две эти презентации созданы на основе материалов Итернета, а с государством Китай знакомлю по отсканированным материалам журнала GEO. На первом слайде - "Попробуй как я - палочками", второй- задание по группировке понятий по признакам, третий - народность бай, четвертый - красота по-китайски. На пятом - "Инкубатор для маленьких императоров", на шестом - пагоды. На седьмом - монастырь Шаолинь, на восьмом - ламаистские странствующие монахи, на девятом - Будда в пещерном городе Янган, на 10 и 11 - невеста народа бай, рикша, праздник нового года в провинции Сычуань. На 12 слайде заливные рисовые поля Гуанси и на последнем - приглашение к просмотру фильма "Великая стена" Readers Digest. (Приложение 2)
На изучение каждой страны в программе отведено по два часа, поэтому есть возможность закрепления и расширения понятий на втором уроке, как по материалам презентации, так и на основе самостоятельной работы учеников с текстом учебника и дополнительной литературой. Заинтересовать всех на каждом уроке это в идеале, но если даже единицы задумаются о своей жизни, сравнят, позаимствуют, сделают вывод о том, как хорошо там, где ты родился, будет замечательно и презентации свою задачу решат.
Группа презентаций, которые являются фрагментарными, небольшими по объему помогают организовать контроль знаний и предложить небольшую дополнительную или пояснительную информацию. К таким презентациям относятся презентации: "Латинская Америка", "Трептов - парк", 11 класс, тема 1, уроки 1-й, 2-й.
Группа презентаций для контроля знаний: "Контроль Польша, ФРГ", "Азия 1-2".
Презентации создаются учениками как отчеты после зарубежных поездок.
В 10 классе на данный момент три презентации: "Практическая работа №4 "Анализ половозрастных пирамид разных стран мира", "Автомобили" (Приложение 3), "Топливная. Электроэнергетика".
В курсе географии России восьмого класса использую двенадцать презентаций разной методической направленности: "Географическое положение России", "Рельеф. Контроль знаний", "Западная Сибирь", "Кавказ", "Моря и внутренние воды", "Памятники природы Восточно-Европейской равнины", "Почвы", "Реки. Контроль", "Урал", "Урал. Контроль", "Волга", "Восточно-Европейская равнина". Две последние презентации взяла с диска, который является приложением книги издательства "Глобус" [1]. Презентации других авторов требуют коррекции с учетом программ и учебников, с которыми работает сам учитель. Это не представляется сложным, так как возможно копирование материалов и их дальнейшая корректировка.
В курсе экономической географии России 9 класса использую 11 презентаций, которые дают мне возможность расширить диапазон карт, схем, таблиц.
Одни презентации использую на одном уроке (Авиационный транспорт, трубопроводный, железные дороги, автомобильный транспорт, Северо-Западный район), другие построены по модульному типу и представляют цепочку нескольких уроков, идущих один за другим и связанных между собою. Это презентация Волго-Вятского и Северо-Кавказского районов (Приложение 4).
Мы не можем предлагать детям покупать по два, а то и три учебника на год для изучения курса географии. В презентации могу использовать схемы из учебников разных авторов, которые дополняют учебник линии Домогацких Е. М. [2] Примером может служить картосхема специализации и кооперирования в машиностроении на примере внутрирайонных и межрайонных связей Горьковского автозавода из учебника В. П. Дронова и В. Я. Рома, вставленная в презентацию.
Из учебника А. И. Алексеев, В. В. Николиной использую план характеристики ЭГП, и экономического района (предлагаю в печатном варианте) и картосхемы автомобилестроения, тракторостроения и сельскохозяйственного машиностроения. [3]
Так привлекаю материал, делающий доступными основные понятия в курсе экономической географии. К сожалению, мне не встретились учебники, которые отвечали всем моим требованиям, то одни, то другие моменты не учтены, а презентации берегут мои деньги, так как струйный принтер кусается ценами на цветные картриджи.
Самым информационно насыщенным является курс географии материков и океанов 7 класса. Раньше этот курс изучался в объеме трех часов в неделю. Теперь все сложные понятия нужно интересно рассмотреть в объеме двух часов. Если учесть, что у детей этого возраста еще сложные темы русского языка, а в нашей школе эта параллель учится во вторую смену, то можно представить, насколько важно сделать урок географии увлекательным, завораживающим, интригующим и, как следствие, легким для восприятия материала. Презентации в этом курсе служат дополнением к мультимедийной программе, которая выступает в качестве тренинга материала.
Мы опять сталкиваемся с тем, что атласы разных изданий предлагают информацию, которая взаимно дополняет друг друга. Нет атласов, в которых был бы весь набор физических и тематических карт, таблиц со справочным материалом, позволяющий полнее раскрывать процессы географической оболочки или географию отраслей экономики. В двух презентациях сконцентрировала справочный материал о материках и ключевые понятия для изучения рельефа и климата Африки (Приложение 5). Другие презентации заимствованы из материалов курсов и требуют вжиться в их материал. Убедилась в том, что, созданную другими презентацию нужно сначала принять самой и, только потом предлагать ученикам.
Шестой класс при одном часе географии в неделю не дает детям столь юного возраста осознать, что они изучают основы науки, которая столь древняя, что её истоки за рамками тысячелетий от рождества Христова. Психологи давно уже доказали, что лучшее восприятие материала происходит только при условии его повторения через три дня, следовательно в школе не должно быть предметов с нагрузкой на память меньше трех часов в неделю. Если забираются часы географии, биологии, значит в канву уроков математики, русского языка, информатики должны вводиться тексты, задания на основе раскрытия основных понятий данных предметов, что позволит компенсировать биологический и географический голод.
По курсу шестого класса у меня четыре свои презентации. На первом уроке предлагаю вспомнить о том, что мир вокруг нас прекрасен, знакомлю с Эратосфеном, учу записывать домашнее задание. Такие короткие презентации с яркими образами природы помогают организовать разговор, обратить внимание на окружающую ребенка природу, предложив вспомнить о том, что восхитило их во время пребывания на природе вместе с родителями или друзьями (Приложение 6). Презентация на тему: "Географическая карта" состоит из 12-ти слайдов. Содержание презентации помогает организовать контроль основных понятий темы - условных знаков (чтение топографического диктанта из типовой рабочей тетради Е. М. Домогацких), письменных ответов на вопросы кроссворда, устных ответов на пять тестов из тетради, письменных записей определений понятий с последующей взаимопроверкой. Для проверки вывожу на 7-ом слайде варианты верных ответов. Ученики за правильные ответы ставят по два балла, подсчитывают их количество и у меня есть возможность оценить быстро всех учеников, а главное в такой ситуации нет пассивных учеников, которые отсиживаются за спинами учеников с активной жизненной позицией. Слайды 8-11 помогают объяснить и проверить понимание понятия азимут (Приложение 7). Презентация "Координаты 1" помогает повторить понятия и выполнить практическую работу: "Определение по карте географических координат различных географических объектов", организовать самопроверку, напомнить о приближении Рождества Христова и объяснить смену времен года. Завершает презентацию слайд с картинами природы в разные времена года. Если темп работы позволит, то можно поговорить о любимых образах природы. Презентация "Атмосфера" показывает пример выполнения практической работы по обработке наблюдений за погодой с помощью материалов Интернета (Приложение 8).
Требования к объёму конкурсных материалов не позволяют поместить в приложения все презентации, поэтому предлагаю только примеры своих электронных материалов для уроков 6-11 классов.
В своих презентациях редко использую анимацию, как правило, появление, если до этого ожидается ответ учеников или перемещение, если нужно показать движение воздушных масс, направление господствующих ветров. Ученики при создании презентаций устанавливают навигацию с помощью гиперссылок. Такая презентация создана для изучения географии Смоленщины. В ней Орлов Евгений разместил все карты по физической и экономической географии, карты по истории Смоленщины и справочные материалы. Её объем большой и показать нет возможности. Примером презентаций в курсе родного края является презентация на тему: "Население Смоленщины" (Приложение 9).
Планы на перспективу.
С учениками мы создавали звуковые презентации для внеклассной работы и конкурса "Школа. Наука. ВУЗ", который проводится в нашем городе, но сама не озвучивала свои презентации. На мой взгляд, это полезно. Когда через год открываешь презентацию, только комментарии к ней или звук быстро помогают сориентироваться в материале. Так устроена память человеческая, что забывается то, что редко используешь в своей жизни, поэтому создаваемый материал должен быть доступным при его использовании в последующие годы. Конечно, даже правильные на сегодняшний день презентации, через год потребуют доработки в силу изменившегося восприятия мира, подхода к подаче информации, да и сама информационная составляющая расширится или сузится. Всё течет, всё изменяется, но это не значит, что нужно по старинке встречать детей в кабинете географии картами, мелом, таблицами и не усложнять свою жизнь созданием новых методических пособий к уроку, каковыми являются презентации. Чтобы стимулировать свою активность прохожу курсы повышения квалификации в педагогическом университете "Первое сентября" во втором потоке 2011-2012 учебного года - "Интернет-ресурсы на уроках географии". Это мне поможет не только самой освежить и расширить возможность использования материалов Интернета в образовательном процессе, но и научиться привлекать учеников в образовательное пространство Интернета. Наличие съемных носителей расширяет образовательные возможности. Каждый год дополняет методический материал презентациями учителя и его учеников через совместные творческие дела.
Читатели моего материала, которых заинтересовали мои презентации, могут связаться со мной по электронной почте.
Мои адреса почтовых ящиков - tat-shukalova@yandex.ru, Shukalova-ts@mail.ru.
Со мной можно общаться на сайте http://dnevnik.ru, http://www.odnoklassniki.ru, http://vk.com/id27523141, http://pedsovet.org/.
Литература.
1. Уроки географии с использованием информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением / И. А. Кугут, Л. И. Елисеева и др. - М.: Глобус, 2008. (Современная школа).
2. Д66 География: Население и хозяйство России: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев. М.: ООО "ТИД "Русское слово - РС", 2009, 2010.
3. Алексеев А. И., Николина В. В. География: население и хозяйство России: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. Учреждений, - М.: Просвещение, 1996.