Разработка урока предусматривает следующие этапы:
- Этап повторения пройденного материала в виде терминологического диктанта.
- Изучение нового материала:
А) обозначение основных аспектов изучаемой темы: метод “Инфо – угадай-ка”;
Б) изучение нового материала согласно плану. В течение всего урока используются ЦОРы, размещенные на сайте http://school-collection.edu.ru. При анализе исторических источников применяется метод “Шести шляп” Эдварда де Боно.
3. Подведение итогов предусматривает самостоятельную работу, а также решение проблемного вопроса.
4. Домашнее задание предполагает творческую работу по составлению письма от имени участника революционных событий, отметив ключевые моменты, касаемых выбранного учащимися персонажа.
Краткая характеристика применяемых методов и активных форм обучения:
Метод “Шести шляп” Эдварда де Боно.
Назначение метода:
один из инструментов развития творческого мышления.Достоинства метода
- Умение видеть ситуацию и решение с нескольких точек зрения.
- Позволяет отстранить свое эго от мышления.
Ожидаемый результат.
Более эффективное использование процесса мышления при решении проблем.Метод “Инфо – угадай – ка”.
Учитель называет тему урока. На стене прикреплен лист ватмана, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь на уроке. Затем по мере предложений учащихся вписываются наиболее существенные моменты: причины, участники, основные этапы, итоги и последствия революции. Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется ключевые моменты нового материала. В конце урока учитель задает вопрос, действительно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых аспектов темы. Этот метод помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. Многие учащиеся начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.
Применение данных методов обучения позволяют развивать учебно – познавательные, информационные, коммуникативные компетенции учащихся. Ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому урок выстроен так, чтобы ученик оказывался в ситуациях, способствующих их становлению, чтобы его познавательная активность мотивировала выработку личностного знания.
При использовании метода “Шести шляп” учитель формирует группы, учитывая индивидуальные возможности учащихся. Сам метод для учащихся уже знаком, так как применялся неоднократно. По итогам пройденного материала был проведен контрольный тест, который показал, что те моменты урока, которые вызывали более эмоциональный отклик, учащимся запомнились лучше. Применение различных активных методов обучения позволяет добиться лучшего запоминания материла, чем простое изложение материала учителем, когда ученик выступает лишь в качестве пассивного слушателя.
ТЕМА: ПЕРВАЯ РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1905 – 19077 ГГ.
ЦЕЛИ: - сформировать представления о событиях революции 1905 – 1907 гг.
- развивать умение выявлять причины, характер, основные этапы и последствия революции;
- сформировать умение устанавливать взаимосвязь внутренней и внешней политики царского правительства в начале ХХ в., рассматривать противоречия, существовавшие в российском обществе, основные положения “Манифеста 17 октября”, его влияние на ситуацию в российском обществе;
- продолжать работу над формированием умения работать с историческими источниками.
Оборудование:
ЦОРы: отрывок петиции рабочих и жителей Петербурга для подачи царю Николаю II в день 9 января 1905 г., фотография Г.А.Гапона, фотография расстрела демонстрации 9 января 1905 г. В Петербурге, фрагмент Манифеста 17 октября, репродукция картины И.Е.Репина “Манифестация 10 октября 1905 г.”. (http://school-collection.edu.ru), компьютер, проектор.
Технологии урока:
- метод “Инфо – угадай – ка”,
- методика Эдварда де Боно “шесть шляп”,
- ИКТ.
Основные понятия: стачка, Совет, “кровавое воскресенье”, Государственная Дума.
Важнейшие даты: 1905 – 1907 - первая российская революция
1905, 9 января – “кровавое воскресенье”
1905, октябрь – Всероссийская политическая стачка
1905, 17 октября – Манифест “Об усовершенствовании государственного порядка”
1905, декабрь – вооруженное восстание в Москве.
План изучения нового материала: 1. Причины и начало первой российской революции.
2. Развитие революционного движения в России.
3. Высший подъем революции.
4. Итоги революции 1905 -1907 гг.
Ход урока
Проверка домашнего задания: терминологический диктант состоит из двух частей: в первой части учитель диктует классу определение, ученики должны записать термин: промышленный переворот, модернизация, протекционизм, монополия.
Во второй части учащиеся должны письменно дать определение следующим терминам: сословие, самодержавие.
Изучение нового материала: метод “Инфо – угадай – ка”: Учитель называет тему урока. На стене прикреплен лист ватмана, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь на уроке. Затем по мере предложений учащихся вписываются наиболее существенные моменты: причины, участники, основные этапы, итоги и последствия революции. Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется ключевые моменты нового материала. В конце урока учитель задает вопрос, действительно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых аспектов темы. Этот метод помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. Многие учащиеся начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.
- Причины и начало первой российской революции.
- Развитие революционного движения в России.
Слово учителя: В начале ХХ в. в России назревал социально – политический кризис. Положение усугубилось в результате проигранной войны с Японией.
Вопрос классу ( фронтальный опрос): как должны были повлиять события русско – японской войны на внутриполитическую ситуацию?
Ответы учащихся: большинству населения цели этой войны были непонятны;
поражение в войне привело к падению авторитете власти; война привела к росту налогов, к ухудшению материального положения населения, падение уровня жизни, что также вызывало массовое недовольство в среде народа.
Объяснение учителя (демонстрируется фотография Г.А.Гапона): в начале 1905 г. В Петербурге разгорается забастовка. Первоначально бастующие выдвигают экономические требования. Легальная (“зубатовская”) рабочая организация во главе со священником Г.Гапоном намечает на 9 января мирную демонстрацию рабочих с целью вручить петицию Николаю II. В ходе разработки петиции в нее включаются и политические требования. Однако царь не только отказался принять петицию, но и даже покинул Петербург. Мирное шествие рабочих было расстреляно войсками. Это событие получило название “Кровавое воскресенье”.
(демонстрируется отрывок петиции рабочих и жителей Петербурга для подачи царю Николаю II в день 9 января 1905 г.). Далее идет анализ исторического источника методом “шести шляп”:
- 1 группа - белая шляпа - нейтральная: выявление фактов: изложить основные требования участников шествия;
- 2 группа – желтая шляпа – позитивная: выявляет положительные моменты данного документа и процесса подачи петиции;
- 3 группа – черная шляпа – критическая: выявить негативные стороны данного мероприятия;
- 4 группа – красная шляпа – эмоциональная: выразить отношение к произошедшему 9 января 1905 г. В Петербурге;
- 5 группа – синяя шляпа – аналитическая: определить, насколько эффективен был такой способ привлечь внимание царя к проблемам общества;
- 6 группа – зеленая шляпа – творческая: определить, была ли у участников шествия другая возможность, достичь своих целей.
Демонстрируется фотография расстрела демонстрации 9 января 1905 г. В Петербурге.
Рассказ учителя: В следующие месяцы в стране разгорается массовое движение против самодержавного режима. В ходе стачки в Иваново – Вознесенске рабочие создают собственный орган власти (Совет) и вооруженное ополчение (милицию). Вскоре подобные органы возникают и в других промышленных центрах. К революционным выступлениям присоединяются и другие слои населения (земства). Летом – осенью 1905 г. Антиправительственные выступления становятся особенно масштабными и радикальными. Революционные волнения охватывают армию и флот (восстание на броненосце Потемкин, волнения в войсках, возвращавшихся с русско – японской войны). Участились крестьянские выступления против помещичьего землевладения. В октябре страну охватила Всероссийская стачка. В этих условиях царское правительство вынуждено идти на уступки. Ведущую роль в правительстве вновь начинает играть С.Ю.Витте. А 17 октября 1905 г. Николай II подписывает Манифест “Об усовершенствовании государственного порядка”. Демонстрируется фрагмент Манифеста 17 октября.
Анализ документа с использованием методики “шести шляп”:
- 1 группа - белая шляпа - нейтральная: выявление фактов: содержание каждого из трех пунктов документа.
- 2 группа – желтая шляпа – позитивная: выявляет положительные моменты данного документа.
- 3 группа – черная шляпа – критическая: выявить негативные стороны: почему многие участники революции считали Манифест явно недостаточным?
- 4 группа – красная шляпа – эмоциональная: выразить отношение к Манифесту;
- 5 группа – синяя шляпа – аналитическая: определить, почему Манифест воспринимался как частичная победа революции? Демонстрация репродукции картины И.Е.Репина “Манифестация 10 октября 1905 г.
- 6 группа – зеленая шляпа – творческая: определить, как могли развиваться события дальше после принятия Манифеста 17 октября?
Выводы: Манифест 17 октября 1905 г. Наносил удар по основам самодержавно – сословного строя, однако не мог восприниматься участниками революции как полная победа. С одной стороны появляются гарантии прав и свобод человека, избираемая Государственная Дума с законодательными функциями, с другой – сохраняется царская власть, Манифест имеет множество оговорок и ограничений. Издание Манифеста не могло привести к немедленному спаду революции, но постепенно могло переключить массы на легальный путь борьбы: начать подготовку к выборам в Государственную Думу.
3. Высший подъем революции.
Слово учителя: Конец 1905 г. Ознаменовался самыми массовыми вооруженными выступлениями против самодержавия – восстанием на крейсере “Очаков” под руководством лейтенанта П.П.Шмидта и Декабрьским восстанием в Москве. Лишь в самом конце 1905 г. Наметился спад революционного движения.
4. Итоги революции 1905 -1907 гг. – подведение итогов изученного материала.
Задание: сравнить требования петиции 9 января 1905 г. с реформами, “дарованными” Манифестом 17 октября 1905 г. И сформулировать итоги революции, зафиксировать их в виде таблицы:
Итоги и последствия революции 1905 – 1907 гг.
Итоги |
Нерешенные проблемы |
Учреждение Государственной Думы |
Сохранение самодержавия |
Дарование политических свобод |
Аграрный вопрос |
Дарование гражданских прав и свобод |
Рабочий вопрос |
Отмена выкупных платежей |
Национальный вопрос |
Возможность появления легальных партий |
Проблемный вопрос: Согласны ли вы с утверждением, что революция 1905 – 1907 гг. потерпела поражение? Аргументируйте свой ответ.
Слово учителя: какие основные аспекты урока мы не затронули? (согласно методу “Инфо – угадай – ка”, использованному в начале урока).
Домашнее задание: закончить заполнение таблицы. Написать письмо от имени участника революционных событий, отметив ключевые моменты, касаемых выбранного вами персонажа.
Литература
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М., 1998.
- Серкин А.В. Тематическое и поурочное планирование по истории России ХХ века. Экзамен, 2006.
- Шевченко Н.И.Технологии обучения истории в старшей школе: Методическое пособие. М., 2001.