1слайд (см. презентацию)
Цель: формировать у детей умение решать орфографическую задачу в слогах, которые звучат похоже на [жы-шы] только в том случае, если эти слоги ударные. А в безударных же слогах может быть не буква и, а совсем другая.
Задачи: учить решать орфографическую задачу с [жы -шы] и определять написание буквы; развивать у учащихся речь, воображение, смекалку; воспитывать уважительное отношение к природе.
Оборудование: учебные принадлежности, индивидуальные карточки, доска, листочки различных деревьев из цветной бумаги, ТПО, учебник, ИКТ.
Ход урока
1.Оргмомент (рефлексия)
2 слайд
Проверь дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё на месте, все в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?
-Ребята, сегодня у нас необычный урок. Послушайте загадку и попробуйте её отгадать.
3слайд
“ Пришла без красок и без кисти и перекрасила
все листья?”
(осень)
-Сегодня к нам на урок пришла волшебница осень.
4 слайд.
-Волшебница осень хочет показать вам все свои красоты, но увидеть их можно только выполняя её задания.
- Откройте свои тетради. Подпишите число, классная работа.
5 слайд.
2.Орфографическая минутка.
- Осень приготовила для вас первое задание. С красной строки запишем словарные слова.
ЗАЯЦ, КАПУСТА, ПЕНАЛ, СОБАКА, КАРТОШКА.
-Поставьте в словах ударение.
-Проверим. Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего соседа по парте. Если заметили ошибку, аккуратно исправьте её простым карандашом. Вспомните, как надо правильно исправлять.
6слайд
-Поменяйтесь тетрадями обратно.
-А теперь посмотрите все на экран и проверьте свои записи ещё раз (Фронтальная проверка).
7 слайд
3.Подбор прилагательных.
- Ребята, среди написанных вами слов есть названия животных. Назовите эти слова (заяц, собака).
- Давайте к этим словам подберем слова-признаки.
-Для этого вспомните, на какие вопросы отвечают слова- признаки? (какой?, какая?, какое?, какие?)
8 слайд
- Подберем слова -признаки к слову ЗАЯЦ
9 слайд
ЗАЯЦ (какой?) ….., ….., ……, ….. .
-Подберем слова -признаки к слову СОБАКА
10 слайд
СОБАКА (какая?) …, …, …, … .
- Молодцы! Осень довольна вашей работой, потому что вы не просто нашли красивые слова для зайца и собаки, но еще вы их подружили.
- И они за это вам говорят СПАСИБО!
11 слайд
12 слайд
4.Актуализация знаний.
- Осень посылает вам новое задание.
13 слайд
-Прочитайте запись. Скажите, встречались ли вам слова, где буква одна, а орфограмм две? (Да)
-В каком случае? (Слова, в которых есть сочетания С'Т'; З'Д' – мягкий перед мягким. А вторая орфограмма парный перед парным)
- Посмотрите на экран и прочитайте слово.
14 слайд
- Перед вами поставлена задача. Можем ли мы решить поставленную задачу? (Да).
-Докажите. (В слове кустик встречается сочетание С'Т', а мы знаем, что в сочетании С'Т' буква ь знак не пишется).
- Скажите, а какая еще есть орфограмма на месте согласного? (Парная согласная. Ставим точку под ст , т.к. не знаем, как проверить).
- С красной строки запишите слово кустик, выделите орфограмму С'Т' и поставьте точку под ст .
-Молодцы, вы справились и с этим заданием. А теперь немного отдохнем.
5.Физминутка.
6. Подготовка к новой теме.
- А сейчас для вас новое задание от осени. На доске записано слово в транскрипции.
15 слайд
- Запишите это слово с красной строки в свои рабочие тетради. Поставьте ударение (Один ученик записывает слово на доске).
-Проверим. У кого по- другому? Почему вы записали на конце слова букву и? (ЖИ-ШИ пишется с буквой И).
- Эти знания пригодятся нам в дальнейшем на уроке.
7. Новая тема.
- Откройте учебник на стр.72, упр.160
16 слайд
- Прочитайте загадку. Отгадайте (Кактус).
- Прочитайте задание к упражнению. Чтобы выполнить это задание возьмите простой карандаш и поставьте ударение в словах (Фронтальная работа).
- Прочитайте ещё раз загадку и скажите, какие слова встретились с сочетанием ЖИ-ШИ?
(ёжик. убежит, ножек).
- Какое слово вы выпишите и почему? (Убежит, т.к. на ЖИ падает ударение)
17 слайд
- В рабочих тетрадях после слова малыши поставьте запятую и рядом запишите слово убежит. Поставьте ударение и подчеркните сочетание ЖИ.
18 слайд
- Ребята, скажите, а почему вы считаете, что к другим словам правило ЖИ-ШИ не подходит? (На сочетание не падает ударение. Ударение падает на другой слог).
- Молодцы!
Упражнение на релаксацию.
- Осень просит немного рассказать о ней.
- В природе осень делят на два периода. Первый период от первых заморозков до конца листопада. Второй период от конца листопада до начала зимы.
- Как вы считаете, какой сейчас период? ( Ответы детей).
- Да, вы правы. Осень дольна вашими ответами и открывает вам вои красоты.
19 слайд
20 слайд
21 слайд
8.Физминутка.
- Ребята, волшебница осень приготовила сюрприз.
- Встаньте все ровно, посмотрите на меня, а теперь, не поворачивая головы, посмотрите налево. Если увидели листок кивнули один раз головой (……. принеси листок).
- Посмотрели опять на меня, а теперь не поворачивая головы посмотрите направо. Если увидели листок кивнули один раз головой (… принеси листок).
- Посмотрели на меня. Если впереди увидели листок кивнули один раз головой(…… принеси листок).
- А теперь, посмотрите каждый на свой портфель. У кого листок? (… принеси листок).
- Посмотрите, сколько мы с вами собрали листочков. Но они не простые, а со словами.
- Посмотрите, а у вас на столе осень не оставила сюрпризы? Закляните в ТПО, что вы увидели? (листочки)
9.Новая тема.
- Давайте на наших листочках поставим ударение (Вместе проставляем).
- А теперь распределите листочки в два столбика. В первый столбик слова, где на сочетание ЖИ-ШИ падает ударение. Во второй столбик, где сочетание ЖИ-ШИ в безударной позиции (Самостоятельная работа).
- Проверим (Ответы детей). У кого по- другому?
- Скажите, при написании какого столбика не возникает трудностей? (1).
- Почему? ( На ЖИ-ШИ падает ударение. Мы знаем, что ЖИ-ШИ пишем И).
- Впишите букву И в слова первого столбика.
- А при написании какого столбика возникнут трудности? (2).
- Почему? (Безударная гласная в слабой позиции, буква стоит под сомнением. Не знаем какую букву написать).
- А давайте посмотрим, что об этом говорят учёные. Откройте учебник на стр.73, упр..61.
22слайд
-Прочитаем очень важные сведения. Читаем хором.
- Мы с вами сделали такой же вывод, как ученые? (Да).
- А что-же делать в остальных случаях? (Оставить окошко).
- Прочитаем об этом в учебнике (Чтение детьми).
- Вы правы – это рекомендуют сделать и авторы учебника.
10.Игра “Будь внимательным”.
- Я сейчас буду называть слова. Если ЖИ-ШИ под ударение, то встают мальчики, если ЖИ-ШИ в безударной позиции –встают девочки.
Шило, широкий, живёт, шить, жив, ужин.
- Молодцы.
11.Закрепление.
Выполнение заданий: ТПО №1, упр. 162 (вместе)
Учебник, упр.163.
12.Итог урока.
- Осень прощается с вами. Вы ей очень понравились, хорошо работали.
- Давайте вспомним, когда мы будем смело писать в сочетании ЖИ-ШИ букву И? (под ударением).
- А в безударной позиции, что мы будем делать? ( Оставим окошко).
23слайд
- Молодцы! Спасибо за хорошую работу на уроке!