Тема урока: "Бывает ли буква одна, а орфограмм – две?"

Разделы: Начальная школа


1слайд (см. презентацию)

Цель: формировать у детей умение решать орфографическую задачу в слогах, которые звучат похоже на [жы-шы] только в том случае, если эти слоги ударные. А в безударных же слогах может быть не буква и, а совсем другая.

Задачи: учить решать орфографическую задачу с [жы -шы] и определять написание буквы; развивать у учащихся речь, воображение, смекалку; воспитывать уважительное отношение к природе.

Оборудование: учебные принадлежности, индивидуальные карточки, доска, листочки различных деревьев из цветной бумаги, ТПО, учебник, ИКТ.

Ход урока

1.Оргмомент (рефлексия)

2 слайд

Проверь дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё на месте, все в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?

-Ребята, сегодня у нас необычный урок. Послушайте загадку и попробуйте её отгадать.

3слайд

“ Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья?”
(осень)

-Сегодня к нам на урок пришла волшебница осень.

4 слайд.

-Волшебница осень хочет показать вам все свои красоты, но увидеть их можно только выполняя её задания.

- Откройте свои тетради. Подпишите число, классная работа.

5 слайд.

2.Орфографическая минутка.

- Осень приготовила для вас первое задание. С красной строки запишем словарные слова.

ЗАЯЦ, КАПУСТА, ПЕНАЛ, СОБАКА, КАРТОШКА.

-Поставьте в словах ударение.

-Проверим. Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего соседа по парте. Если заметили ошибку, аккуратно исправьте её простым карандашом. Вспомните, как надо правильно исправлять.

6слайд

-Поменяйтесь тетрадями обратно.

-А теперь посмотрите все на экран и проверьте свои записи ещё раз (Фронтальная проверка).

7 слайд

3.Подбор прилагательных.

- Ребята, среди написанных вами слов есть названия животных. Назовите эти слова (заяц, собака).

- Давайте к этим словам подберем слова-признаки.

-Для этого вспомните, на какие вопросы отвечают слова- признаки? (какой?, какая?, какое?, какие?)

8 слайд

- Подберем слова -признаки к слову ЗАЯЦ

9 слайд

ЗАЯЦ (какой?) ….., ….., ……, ….. .

-Подберем слова -признаки к слову СОБАКА

10 слайд

СОБАКА (какая?) …, …, …, … .

- Молодцы! Осень довольна вашей работой, потому что вы не просто нашли красивые слова для зайца и собаки, но еще вы их подружили.

- И они за это вам говорят СПАСИБО!

11 слайд

12 слайд

4.Актуализация знаний.

- Осень посылает вам новое задание.

13 слайд

-Прочитайте запись. Скажите, встречались ли вам слова, где буква одна, а орфограмм две? (Да)

-В каком случае? (Слова, в которых есть сочетания С'Т'; З'Д' – мягкий перед мягким. А вторая орфограмма парный перед парным)

- Посмотрите на экран и прочитайте слово.

14 слайд

- Перед вами поставлена задача. Можем ли мы решить поставленную задачу? (Да).

-Докажите. (В слове кустик встречается сочетание С'Т', а мы знаем, что в сочетании С'Т' буква ь знак не пишется).

- Скажите, а какая еще есть орфограмма на месте согласного? (Парная согласная. Ставим точку под ст , т.к. не знаем, как проверить).

- С красной строки запишите слово кустик, выделите орфограмму С'Т' и поставьте точку под ст .

-Молодцы, вы справились и с этим заданием. А теперь немного отдохнем.

5.Физминутка.

6. Подготовка к новой теме.

- А сейчас для вас новое задание от осени. На доске записано слово в транскрипции.

15 слайд

- Запишите это слово с красной строки в свои рабочие тетради. Поставьте ударение (Один ученик записывает слово на доске).

-Проверим. У кого по- другому? Почему вы записали на конце слова букву и? (ЖИ-ШИ пишется с буквой И).

- Эти знания пригодятся нам в дальнейшем на уроке.

7. Новая тема.

- Откройте учебник на стр.72, упр.160

16 слайд

- Прочитайте загадку. Отгадайте (Кактус).

- Прочитайте задание к упражнению. Чтобы выполнить это задание возьмите простой карандаш и поставьте ударение в словах (Фронтальная работа).

- Прочитайте ещё раз загадку и скажите, какие слова встретились с сочетанием ЖИ-ШИ?

(ёжик. убежит, ножек).

- Какое слово вы выпишите и почему? (Убежит, т.к. на ЖИ падает ударение)

17 слайд

- В рабочих тетрадях после слова малыши поставьте запятую и рядом запишите слово убежит. Поставьте ударение и подчеркните сочетание ЖИ.

18 слайд

- Ребята, скажите, а почему вы считаете, что к другим словам правило ЖИ-ШИ не подходит? (На сочетание не падает ударение. Ударение падает на другой слог).

- Молодцы!

Упражнение на релаксацию.

- Осень просит немного рассказать о ней.

- В природе осень делят на два периода. Первый период от первых заморозков до конца листопада. Второй период от конца листопада до начала зимы.

- Как вы считаете, какой сейчас период? ( Ответы детей).

- Да, вы правы. Осень дольна вашими ответами и открывает вам вои красоты.

19 слайд

20 слайд

21 слайд

8.Физминутка.

- Ребята, волшебница осень приготовила сюрприз.

- Встаньте все ровно, посмотрите на меня, а теперь, не поворачивая головы, посмотрите налево. Если увидели листок кивнули один раз головой (……. принеси листок).

- Посмотрели опять на меня, а теперь не поворачивая головы посмотрите направо. Если увидели листок кивнули один раз головой (… принеси листок).

- Посмотрели на меня. Если впереди увидели листок кивнули один раз головой(…… принеси листок).

- А теперь, посмотрите каждый на свой портфель. У кого листок? (… принеси листок).

- Посмотрите, сколько мы с вами собрали листочков. Но они не простые, а со словами.

- Посмотрите, а у вас на столе осень не оставила сюрпризы? Закляните в ТПО, что вы увидели? (листочки)

9.Новая тема.

- Давайте на наших листочках поставим ударение (Вместе проставляем).

- А теперь распределите листочки в два столбика. В первый столбик слова, где на сочетание ЖИ-ШИ падает ударение. Во второй столбик, где сочетание ЖИ-ШИ в безударной позиции (Самостоятельная работа).

- Проверим (Ответы детей). У кого по- другому?

- Скажите, при написании какого столбика не возникает трудностей? (1).

- Почему? ( На ЖИ-ШИ падает ударение. Мы знаем, что ЖИ-ШИ пишем И).

- Впишите букву И в слова первого столбика.

- А при написании какого столбика возникнут трудности? (2).

- Почему? (Безударная гласная в слабой позиции, буква стоит под сомнением. Не знаем какую букву написать).

- А давайте посмотрим, что об этом говорят учёные. Откройте учебник на стр.73, упр..61.

22слайд

-Прочитаем очень важные сведения. Читаем хором.

- Мы с вами сделали такой же вывод, как ученые? (Да).

- А что-же делать в остальных случаях? (Оставить окошко).

- Прочитаем об этом в учебнике (Чтение детьми).

- Вы правы – это рекомендуют сделать и авторы учебника.

10.Игра “Будь внимательным”.

- Я сейчас буду называть слова. Если ЖИ-ШИ под ударение, то встают мальчики, если ЖИ-ШИ в безударной позиции –встают девочки.

Шило, широкий, живёт, шить, жив, ужин.

- Молодцы.

11.Закрепление.

Выполнение заданий: ТПО №1, упр. 162 (вместе)

Учебник, упр.163.

12.Итог урока.

- Осень прощается с вами. Вы ей очень понравились, хорошо работали.

- Давайте вспомним, когда мы будем смело писать в сочетании ЖИ-ШИ букву И? (под ударением).

- А в безударной позиции, что мы будем делать? ( Оставим окошко).

23слайд

- Молодцы! Спасибо за хорошую работу на уроке!