Психологическое сопровождение учителей и учащихся в период подготовки к ЕНТ

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: развитие коммуникативных способностей, снятие напряжения.

Задачи:

  • знакомство друг с другом;
  • понимание себя и другого человека;
  • эмоциональная разгрузка.

Ход занятия

1. Вступительное слово.

- Добрый день, дорогие психологи! Как всем вам известно, наша работа — работа педагога — требует от нас умения общаться как с детьми, так и со взрослыми. Поэтому мы должны учиться способам правильного, эффективного общения, развивать в себе умение оказывать психологическую поддержку как вербальными, так и невербальными средствами общения, знать принципы и методы общения.

Слайд 2

Цель семинара: показать методы и формы работы с педагогическим коллективом и учащимися (снять напряжение, чувство тревоги, способствовать развитию умений самоанализа и преодолению психологических барьеров) в период подготовки к ЕНТ.

Слайд 3

Содержание тренинга. Правила работы в группе Принцип “Я”: основное внимание каждого из нас должно быть сосредоточенно на том, что происходит с нами. Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа.

Здесь и теперь: мы говорим только о том, что происходит с нами в данный момент. Какие мысли, чувства вы переживаете в данный момент.

Искренность и открытость: чем более откровенными будут рассказы о том, что вас волнует и интересует, чем более искренними будут выражения ваших чувств, тем более эффективной будет ваша работа.

Конфиденциальность: все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы.

Слайд 4

Цель занятия можно определить притчей.

Две лягушки забрались в погреб и попали в горшок со сметаной. Положение было безнадежным, и одна из лягушек не стала тратить силы, и пошла на дно. Другая же барахталась и вскоре ощутила что-то твердое: это она сама сбила из жидкой сметаны твердое масло. Оперлась она лапками на твердый масляный ком и выпрыгнула из горшка. Не падай духом, не умирай раньше смерти.

Слайд 5

План работы семинара-тренинга.

  • Тренинговые задания.
  • Информация о психологическом здоровье.
  • Работа в малых группах.
  • Индивидуальная работа.
  • Рефлексия занятия.

- А теперь начнем наш тренинг. Сядьте, пожалуйста, в круг.

- Задачи нашего тренинга: знакомство друг с другом, понимание себя и понимание другого человека, эмоциональная разгрузка.

2. Упражнение “Имя. Что я могу рассказать о себе”.

Цель: усилить развитие группового единства, снять напряженность, создавая доброжелательность в группе, обмениваясь личной информацией

3. Упражнение “Только хорошее”: Участникам предлагается вспомнить, что хорошее произошло с ними в это утро.

4. Упражнение “Ассоциации”[1]

1. Если бы вы были бы животным, то каким…

2. Если бы деревом…

3. Если бы цветком,

4. Если бы погодой...

5. Если бы предметом мебели

6. Если бы спортом…

7. Если бы птицей…

8. Если бы напитком…

9. Если бы явлением природы…

10. Если бы музыкальным жанром…

11. Если бы книгой…

12. Если бы государством…

13. Если бы столовым или кухонным прибором…

14. Если бы морем…

15. Если бы временем года…

16. Если бы печатным изданием…

17. Если бы геометрической фигурой…

18. Если бы медицинским препаратом…

19. Если бы телепередачей…

20. Если бы музыкальным инструментом…

21. Если бы транспортным средством…

22. Если бы чем-то съедобным…

5. Продолжите фразу 11 класс - это…

Вспомните свои чувства, эмоции, когда вы готовились к экзаменам. Какие приметы использовали?

6. Упражнение “Открытки” (метод “Символдрама”).

Пожалуйста, подойдите к столу и выберете по 2 открытки:

1 - ваше состояние в данный момент;

2 - ассоциации с ЕНТ.

7. Упражнение “Кинопроба” (на развитие чувства собственной значимости).

1. Перечислите пять моментов своей жизни, которыми вы гордитесь.

2. Выберите в своем списке одно достижение, которым вы гордитесь больше всего.

3. Встаньте и произнесите, обращаясь ко всем: “Я не хочу хвастаться, но...”, и дополните фразу словами о своем достижении.

Вопросы для обсуждения:

  • Что вы чувствовали, делясь своими достижениями?
  • Как вам кажется, в момент вашего выступления другие испытывали то же, что и вы? Почему?

Слайд 6-8

8. Упражнение “Кто Я”.

Возьмите лист бумаги, ручку и ответьте на вопрос “Кто я?”. Правильных и неправильных ответов тут быть не может. Ответ должен быть как можно более открытым и честным.

По окончании работы рассмотрим самопрезентацию: не более 8 - прячетесь, не открываетесь до конца. От 9-10 - средний уровень. 10 и более – высокий уровень, думаете о себе, не стесняетесь себя. Более 20 - вы перехитрили сами себя. Это не игра кто больше. Рассмотрим самоописание: почти наверняка самоописание начинается с таких слов как: “Я учитель” или “Я мать”. Это ролевые, формально биографические характеристики. Если таких характеристик большинство Вы лишь сумма социальных ролей. В чем же тогда Ваша индивидуальность? Вычеркните ролевые высказывания все, что осталось это то, как Вы себя ощущаете. Как часто мы надеваем на себя маску учителя, но мы, прежде всего женщины, которые любят себя, а через любовь к себе любят и весь мир. Каждый из нас глубоко индивидуален и в каждом из нас есть то, за что он себя любит.

Сейчас, пусть каждый из нас выскажет это в слух. (Высказывания по кругу)

Cлайды 9-15

9. Сообщение о психологическом здоровье (слайды).

Cлайд 16

10. “Звуковая гимнастика”

Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела.

Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

Припеваем следующие звуки:

А — воздействует благотворно на весь организм;
Е — воздействует на щитовидную железу;
И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О — воздействует на сердце, легкие;
У — воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я — воздействует на работу всего организма;
М — воздействует на работу всего организма;
X — помогает очищению организма;
ХА — помогает повысить настроение.

11. Упражнение "Паровозики".

Сочетает возможность получить интересную информацию о себе, об отношении к подчинению и собственному руководству с возможностью просто подвигаться. Для создания подгрупп можно предложить объединиться тем, кто сегодня еще не работал вместе (задание будет иметь и социометрическую информацию). “Паровозики” ездят по трое, стоя в затылок друг к другу. У первого и второго глаза закрыты — это вагоны. Третий глаза не закрывает, чтобы иметь возможность управлять тройкой, он — паровоз. Он держит за локти среднего, средний — первого. Движение происходит с разной скоростью (с ускорением, замедлением). Постепенно каждому дается возможность побыть и паровозом (управляющим тройкой), и средним вагоном (стоящим в середине), и первым вагоном (стоящим спереди). Какие чувства ты испытывал во время упражнения на каждой из позиций?

Вопросы для обсуждения.

Какая позиция для тебя была самой удобной? Легко ли тебе было, когда тобой руководили? Легко ли было самому руководить? Смог ли ты абсолютно довериться ведущему?

12. Игра “Атомы и молекулы”.

Ведущий называет какое-либо число от 1 до 9. Игрокам надо объединиться в группы с таким количеством человек. В результате этой игры участников разбивают на 2, 3 группы для следующего упражнения.

Цель: развитие позитивного самовосприятия, осознание особенностей самовосприятия и восприятия себя другими.

Cлайд 17

13. Работа в малых группах.

Упражнение “10 слов”.

Цель: позитивный настрой на ЕНТ (участники говорят любые 9 слов, которые записываются на доске или на листочках в группе,10 слово называет ведущий - ЕНТ, задача участников написать рассказ, стихотворение, оду с этими словами, не меняя порядок слов и чтобы был смысл).

Слайды 18-20 - творчество наших выпускников.

14. Упражнение на развитие памяти и образного мышления “Изобрази слово рисунком”. Приложение 1

Участникам раздаются готовые бланки - 30 клеточек 5*5.

Инструкция: Я буду диктовать слова, а вы внимательно слушайте и изобразите в виде рисунка или схемы так. Чтобы потом можно было воспроизвести. Итак: трактор, игра, дневник, дыхание, зеркало, душа, проблема, героиня, интерес, небо, простор, образование, котлета, мнение, вдохновение, детектив, совесть, кино, директор, обои, дыра, ложка, юмор, вокзал, мечта, число, стихотворение, сказка, клуб, таблица.

15. “Чудесный мешочек”.

Цель: закрепить уверенность в своих силах.

Материал: Мешочек и фигурки из “киндера”

- Выберите фигурку и укажите, какая сила героя вам поможет при подготовке к ЕНТ.

16. Развитие внимания и памяти, восприятия информации.

Выбираются 5 человек, 1 человек остается рядом с ведущим, 4 выходят за дверь. Участнику, который остался, ведущий произносит инструкцию: “Вы сейчас слушаете очень внимательнопритчу, не задаете никаких вопросов, затем вы должны все услышанное и то, что запомнили рассказать следующему участнику. После того, как я прочитаю вам притчу зайдётследующий участник, я повторю инструкцию. И вы начнете рассказывать ему все, что запомнили Задание понятно, настроились, приступаем” зачитывается притча.

Есть такая притча о слове.

Однажды к богатому и знатному греческому купцу на пир пришли гости. Кто-то из них сказал хозяину: “Всему городу известно, какой у тебя остроумный и находчивый раб. Пошли его на базар, пусть он принесет нам самое прекрасное, что есть на свете”.

Хозяин послал Эзопа. Эзоп возвращается с подносом, покрытым салфеткой. Ее поднимают, и там лежит язык. Эзоп, ты же принес язык!”- удивились гости. “А разве это не самое прекрасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова нежности, верности, любви. Языком мы провозглашаем мир, языком мы произносим слово “свобода”- говорит Эзоп.

Через некоторое время гости просят хозяина, чтобы его находчивый раб принес самое ужасное. Вновь Эзоп принес язык. “А разве это не самое ужасное?”- спрашивает он. “Языком мы произносим слова ненависти, языком мы объявляем войну, языком мы произносим слово “раб”.

17. Модификация упражнения “Слепой и поводырь”.

Оборудование: (стулья, надпись 125 баллов - прикрепляется на последний стул, шарфы). Стулья расставляются по залу (змейкой, ёлочкой, в любом расположении).

Выбирают пары.Одну пару нужно оставить рядом с ведущим, остальных попросить выйти за дверь. Ведущий, оставшейся паре задает вопрос: “Кто из вас будет учителем, кто учеником?”. После того, как участники определились с выбором, ведущий обращается к ученику: Сколько баллов хочешь получить на ЕНТ? Посмотрите-последний стул – это максимальный балл на ЕНТ-125 баллов, как вы будете идти к своим 125 баллам преодолевая трудности - решатьвам, с вашим учителем или сами.Затем необходимо завязать глаза ученику, раскрутить, и передать в “руки учителя” - вперед, как считаете нужным так и выполняете это упражнение.Сидящие в кругу, оценивают выбор и решение пары, как они проходят преграды и как собираются получить наивысший балл на ЕНТ либо учитель идет, придерживает ученика, тем самым направляет его, либо учитель стоит на месте и вербально помогает ученику,вариант каждой пары - особенный, рефлексия упражнения: сделать выводы, как ученик может достичь цель - получить наивысший балл на ЕНТ.

Слайды 21-24

18. “Мандала” – один из видов релаксационной работы.

Участникам раздаются заготовленные бланки – мандалы под музыку все выполняют задание. Обязательно нужно назвать свою работу.

18. Упражнение “Жизненные силы”.[3]

Случаются жизненные ситуации, которые бросают вызов нашей жизненной силе. Кажется, что её недостает. Но это иллюзия. Не бывает такого, чтобы силы было недостаточно для разрешения проблемы. Испытания всегда по силам и средствам. Другое дело, что резервуар жизненной силы оказывается погребенным под плитой разочарований стереотипов или банальной усталости.

Всем нам необходимы жизненные силы для счастья, любви, здоровья, для реализации творческих планов и сегодня я хочу, чтобы вы наполнили себя жизненной силой. Вам необходимо подумать и задать себе вопрос: “Какая Сила важна для меня сейчас?”, доверьтесь своей руке и вытащите одну карточку из волшебной шкатулки. Прочитайте то, что открылось, и поразмышляйте об этом.

Слайды 25-35

19. Картинки на восприятие.

20. Эхо” - рефлексия занятия. Пожалуйста, закрасьте сектор круга насколько информация, полученная на семинаре полезна для вас.

Приложение 2

Приложение 3

Литература

1. Психология тренинговой работы: содержательные, организационные и методические аспекты И.В.Вачков. - М.: Эксмо, 2008. - 416 с.

2. Психология. Разработки занятий. 6 класс/сост. Мухаметова Р.М.. Волгоград: ИТД “Корифей”, 2006. -128 с.

3. “Жизненные силы”. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.