Цель урока:
- продемонстрировать учащимся существующие проблемы в атомной энергетике и значение перспектив развития этой отрасли, экономическую выгоду использования электроэнергии, вырабатываемой на АЭС.
- воспитывать чувство гордости за развитие атомной энергетики в нашей стране; за вклад, который вносят российские ученые.
- развивать экономическое и логическое мышление, способности анализировать в масштабах страны, активной жизненной позиции, внимательности.
Тип урока: урок закрепления полученных знаний.
Форма проведения урока: деловая игра.
Оборудование: таблица Д.И.Менделеева, инструкционные карты, раздаточные материалы для урока, “Сборник задач по физике” А.П. Рымкевич, “Сборник по физике и технике”.
План урока:
- Организационный момент – 1-2 мин.
- Актуализация знаний (вступительное слово преподавателя) – 3-5 мин.
- Обсуждение проблем и перспектив развития атомной энергетики – 15-18 мин.
- Проверочная работа по группам:
- конкурс капитанов – 4-5 мин
- карточки – лото – 1-2 мин
- логическая цепочка – 2-3 мин
- индивидуальные задачи – 3-4 мин
- кроссворд -3-4 мин
- экологические задачи – 1-2 мин
- Подведение итогов урока, оценивание работы учащихся, выставление отметок за работу -2-3 мин.
- Домашнее задание - 1 мин.
1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ:ХОД УРОКА
(Вступительное слово учителя).
Что подразумевается под словом энергетика?
Энергетика – это отрасль, в которой вырабатывается электроэнергия. Энергия по своему происхождению может быть: тепловая, химическая, механическая, энергия падающей воды. Сегодня мы с вами поговорим об атомной энергии – энергии, которая выделяется в процессе деления ядер атомов или взаимодействия ядер атомов между собой. Поэтому она и получила название атомной энергетики.
Как вы считаете, атомная энергетика как-то касается вас лично, имеет ли какое-то значение для вас, будущих специалистов по профессии портной-закройщик?
Физики считают, что атомная энергетика на сегодняшний день – это перспективно развивающаяся отрасль, экологически чистая, дающая дешевую электроэнергию. А ваша продукция напрямую зависит от себестоимости электроэнергии, т.е. стоимости 1 кВт·часа, т.к. все современное швейное оборудование работает от электричества, а это – швейные машины, оверлоги, утюги и т. д.
Задачей нашего урока сегодня и является: выяснить, какие проблемы имеются в атомной энергетике, перспективы ее развития, и убедиться в том, что положительных моментов в этой отрасли гораздо больше, чем проблем.
Я хочу представить моих ассистентов – это учащиеся группы № 17 (2-го курса), они будут проверять правильность выполнения заданий.
Давайте вспомним, что включает в себя атомная энергетика? (учащиеся предлагают все отрасли, в которых используется ядерная энергия: АЭС, радиоактивные изотопы, получение тепла, ядерное оружие, атомные ледоколы и подводные лодки. Ассистент на доске составляет схему для атомной энергетики.)
Согласно этим выделенным отраслям, у нас имеются экспертные группы, которые получили творческое задание: подготовить выступления, в которых будут отмечены положительные и отрицательные стороны развития этих отраслей; привести примеры, цифры и факты, подтверждающие это (как пример можно использовать Приложение №1).
Слово предоставляется:
- экспертной группе по АЭС,
- экспертной группе по радиоактивным изотопам,
- экспертной группе по ядерному оружию,
- экспертной группе по ледоколам и подлодкам.
Итак, мы с вами, я думаю, представили полную картину развития атомной энергетики: и проблемы, и перспективы ее развития. И убедились в том, что проблемы атомной энергетики есть и они во всех отраслях почти одни и те же, которые надо разрешать, но перспектив развития этой отрасли все же больше (взгляните на доску, и вы в этом убедитесь!).
2. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ:Теперь давайте перейдем к небольшой проверочной работе, в которой вы продемонстрируете свои знания по главе “Атом и атомное ядро”, умения и навыки работы с ядерными уравнениями. Я уверена, что вы справитесь с этой задачей прекрасно! Проведем соревнование между группами, и выясним, какая группа лучше всех подготовилась к предстоящей контрольной работе, а кому-то нужно будет еще подготовиться, т.е. разрешить свои проблемы.
На 1-е задание приглашаются капитаны команд. Ваша задача: правильно ответить на вопросы. Вы опора и поддержка для членов своих команд, т.к. с одной стороны: вы даете возможность всем вспомнить материал, используемый в проверочной работе, с другой стороны: вы принесете баллы своей команде.
“За дело! Приступаем!” (зачитываются вопросы капитанам команд, они отвечают, учитель оценивает их ответы: верно – 1 балл, неверно – 0).
Вопросы для капитанов
- Что называется радиоактивностью?
- Почему нейтроны являются лучшими “снарядами” для разрушения ядра атома, чем другие частицы?
- Почему хранение природного урана не связано с опасностью взрыва?
- Почему радиоактивные препараты хранят в толстостенных свинцовых контейнерах?
- Назовите известные вам элементарные частицы, входящие в состав ядра, и опишите их свойства.
- Сформулировать правило смещения при альфа-распаде.
- Сформулировать правило смещения при бета-распаде.
- Что представляет собой гамма-излучение?
- Что называется периодом полураспада для радиоактивных элементов?
- Какая ядерная реакция называется цепной?
- Какой ученый открыл нейтрон? Когда?
- Какой ученый открыл электрон? Когда?
- Кто впервые предложил планетарную модель атома? Когда?
- Какой ученый открыл радиоактивность? Когда?
- Под руководством, какого ученого был запущен первый в мире ядерный реактор?
2-е задание поможет проверить быстроту вашей реакции. На это задание отводится 1 мин. (Перед вами файлы, в которых по 3 задания. Достаньте все эти задания, отложите в сторону перед собой, возьмите карточку с № 2 в верхнем правом углу. На карточке записаны 4 вопроса, а на разрезных карточках – ответы. Разложите ответы на соответствующие вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл)
“Вперед! Смелее!”
Карточки-лото
1. Реакция деления ядер урана. |
2. Ядерная реакция с 2 - и 3-распадами. |
92235U+01n –> 56 140Ba+ 36 90Br+601n | 97 247Bk + +22 4He –> 3-1 0e+ + 96 239Cm |
3. Ядерная реакция с 3 - и 2 -распадами. |
4. Ядерная реакция взаимодействия с протоном. |
93 237Np–> -1 0e+32 4He++89 225Ac |
1 2H+1 1p –> –> 2 3He |
3-е задание позволит развивать ваше логическое мышление. (Но сначала давайте вспомним законы сохранения зарядового и массового числа. Возьмите задание под № 3 и постарайтесь за 2 мин собрать уравнение ядерной реакции, не забывая использовать законы сохранения зарядового и массового числа. Учащиеся могут использовать инструкционную карту (Приложение №2). За правильно выполненное задание, вы получите от 3 до 5 баллов.)
“За дело! Время пошло!”
Логическая цепочка 1
92 235 U | 0 1n |
38 94 Sr | 54137 Xe |
+ + + | 0 1n |
–> –> | + + + |
4-е задание – это индивидуальные задачи, которые вам предстоит решить за 3-4 мин, эти задачи позволяют развивать мыслительную деятельность, смекалку, вычислительные способности (задания подбираются дифференцированные).
“Время пошло!”
Индивидуальные задачи.
- Определить число протонов(Z), нейтронов (N), зная массовое число (А) для следующих элементов: № 25, № 56, № 85. Используйте образец: Z АX; А=Z + N
- Торий 90 232Th испытывает 1 – и 1 -распад, что в результате этих распадов получится? Используйте образец: Z АX –> 2 4He+ Z– 2 А-4Y
- Дополните недостающие химические элементы в ядерных реакциях, используя таблицу Д.И.Менделеева:
- 16 32S + ( ? ) –>15 32P + 1 1H
- 20 40Ca + –> ( ? ) + p + n
- 88 226Ra –> ( ? ) + 86 222Rn
- Используя таблицу Д.И.Менделеева, дописать недостающие символы X,Y,Z,А в ядерных реакциях:
- Z АX + Z 10Y –> 1 1H + 6 13C
- 4 АX + –> Z 12Y + Z Аn
- 8 17О + Z Аn –> + Z АX
- Используя таблицу Д.И.Менделеева, дописать недостающие символы X,Y,Z,А в ядерных реакциях:
- 92 235U + Z Аn –> 42 А Mo + Z АX
- Z 239Pu + Z АX –> Z АCm + Z Аn
- 95 243Am –> 3 + 2 + ( ? )
____________________________________________
_____________________________________________
И, наконец, последнее 5-е задание – это командное задание: разгадать кроссворд (кросворды подготовлены по теме “Атом и атомное ядро”. Этим заданием вы сможете продемонстрировать сплоченность своей группы. На это задание отводится 3 мин, и вы можете набрать 6 баллов и 1 балл за ключевое слово в кроссворде (Приложение №1)).
– Ассистенты, пожалуйста, сделайте подсчет баллов, набранных членами команд. (Предоставить слово каждой команде, чтобы они прочитали ключевые слова.)
У нас есть время, для того чтобы команды дали ответы (вне конкурса) на экологические задачи. (Учитель читает задачи, а капитаны команд дают ответы.)
Используя оценочную таблицу, прошу всех поставить себе ту отметку, которой соответствуют ваши набранные баллы. (Приложение №3. Провести оценку работы всей группы в целом и отдельных учащихся.)
Домашнее задание: заполнить справочники (записываются формулы по каждой главе в отдельные тетради) и подготовиться к контрольной работе по главе “Атом и атомное ядро”.