Предмет: история.
Класс: 8-й (по программе ОС «Школа 2100»), 9-й, 11-й.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-презентация (2 часа).
Форма организации деятельности учащихся: работа в группах.
Цель: охарактеризовать культурную и духовную жизнь российского общества начала XX века.
Задачи:
- сформировать представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века;
- развивать умения и навыки работы с литературой, публичного выступления;
- способствовать воспитанию чувства прекрасного.
Оборудование и средства:
- ноутбук;
- мультимедийное устройство с экраном;
- звуковоспроизводящие устройства (колонки);
- презентации.
Подготовительный этап. Класс делиться на группы, каждая из которых выбирает для себя задание (по одному из видов искусства и культуры), осуществляет сбор и подготовку презентации своего материала (или готовит выступления на основе имеющихся презентаций).
ХОД УРОКА
1. Объявление темы и задач урока. Мотивация учения школьников.
Учащимся предлагается выступить в роли экскурсоводов по «залам музея», посвящённым определённым видам искусства и культуры.
2. Изучение нового материала.
Выступление групп на основе использования компьютерных презентаций.
3. Обобщение и систематизация.
После выступления каждой группы учащимся предлагается сделать выводы.
4. Подведение итогов. Домашнее задание.
Аргументировано поясните, каким образом новые стили и направления, появившиеся в российской культуре на рубеже XIX-XX веков, были связаны с конкретной исторической обстановкой.
Пояснительная записка к цифровому образовательному ресурсу «Культура Серебряного века»
На изучение тем по культуре, как правило, выделяется мало времени или они выделяются учащимся для самостоятельного знакомства с ними. При этом вопросы, относящиеся к данной теме, являются наиболее «западающими», в том числе при сдаче ЕГЭ.
Особенностью культурологических тем является необходимость использования визуального материала, грамотный его отбор. Создание данного цифрового образовательного ресурса было связано с неудовлетворённостью предлагаемыми в различных образовательных ресурсах аналогами.
Автор: Ирина Петровна Николаева, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ № 15 с УИОП ЗМР РТ», город Зеленодольск.
Предмет: история России (рубеж XIX – XX веков).
Тема: Культура Серебряного века.
Класс: 8-й (по программе ОС «Школа 2100»), 9-й, 11-й.
Аннотация: является демонстрационным материалом к уроку.
Может использоваться:
- в полном объёме для сопровождения устного рассказа учителя или групп учащихся
- выборочного использования
- подготовки к ЕГЭ
- изучения темы дистанционно, самостоятельно.
Продукт может применяться как в рамках традиционного преподавания, так и проблемного изложения материала, удобен для преобразования.
Цель: создание у учеников образного восприятия материала для решения поставленных на уроке задач, проблем.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер (ноутбук), демонстрационный экран, звуковоспроизводящие устройства (колонки).
Авторский медиапродукт: 8 презентаций:
- литература Серебряного века (15 слайдов) – Презентация 1
- образование (9 слайдов) – Презентация 2
- наука (14 слайдов) – Презентация 3
- печать (12 слайдов) – Презентация 4
- живопись (26 слайдов) – Презентация 5
- архитектура (9 слайдов) – Презентация 6
- театр (8 слайдов) – Презентация 7
- музыка (14 слайдов + 4 музыкальных фрагмента)– Презентация 7.
Рекомендуется начинать использование продукта с презентации «Литература Серебряного века», в случае выборочного использования желательно применение презентации «Живопись» (так как эти два материала наиболее рельефно раскрывают тему Серебряного века!).
Инструкция к цифровому образовательному ресурсу «Культура Серебряного века»
Переход от слайда к слайду осуществляется по щелчку. Таким же образом происходит появление частей материала на слайдах. В презентациях «Литература Серебряного века» и «Живопись» использованы гиперссылки.
Комментарии к материалу презентации «Живопись» (названия картин обязательно должны быть озвучены учащимся! Комментарии к картинам – по желанию в качестве индивидуальных заданий для учащихся).
Слайд № 3.
- Васнецов В.М. (портрет). Три богатыря. Алёнушка. Иван царевич на сером волке. Сирены.
- Репин И.Е. (портрет). Запорожцы пишут письмо турецкому султану. Иван Грозный убивает своего сына Ивана. Бурлаки на Волге.
- Суриков В.И. (портрет). Утро стрелецкой казни. Боярыня Морозова. Меньшиков в Берёзове.
- Нестеров М.В. (портрет). Видение отроку Варфоломею. Два философа.
Слайд № 4.
- Серов В.А. (портрет). Мика Морозов. Похищение Европы. Портрет княгини З.Н.Юсуповой.
- Коровин К.А. (портрет). Портрет артистки Т.С.Любатович. Сирень. Девочка с персиками.
- Врубель М.А. (портрет). Царевна Лебедь. Демон. Пан.
Слайд № 6.
- Бенуа А.Н. (портрет). Прогулка короля. Парад при Павле I. Маскарад при Людовике XIV.
- Сомов К.А. (портрет). Дама в голубом. Арлекин и дама. Радуга.
- Бакст Л.С. (портрет). Танцовщица из балета «Жар-птица». Эскиз декорации к балету «Шехеризада».
- Лансере Е.Е. (портрет). Императрица Елизавете Петровна в Царском селе. Корабли времён Петра Первого. Никольский рынок в Петербурге.
Слайд № 8.
- Грабарь И.Э. (портрет). Иней. Рябинка. На озере.
- Юон К.Ф. (портрет). Мартовское утро. Закат на Волге. Июль. Купание.
- Рылов А.А. (портрет). В голубом просторе. Полевая рябина. Закат.
Слайд № 9.
- Кузнецов П.В. (портрет). Вечер в степи. Цветы. Натюрморт «Утро».
- Сарьян М.С. (портрет). Маки. Персиянка. У колодца, жаркий день.
- Фонвизин А.В. (автопортрет). Невеста. Розы.
- Судейкин С.Ю. (портрет). Карусель. Венецианские куклы.
- Борисов-Мусатов В.Э. (портрет). Водоём. Автопортрет с сестрой.
Слайд № 10.
- Кандинский В.В. (портрет). Зимний пейзаж. Чёрное и фиолетовое. Качающаяся.
- Малевич К.С. (портрет). Чёрный квадрат. Свадьба. Супрематическая композиция.
Слайд № 11.
- Ларионов М.Ф. (автопортрет). Провинциальная франтиха. Солдат на коне (Скачущий гусар). Прачки.
- Филонов П.Н. (портрет). Масленица. Доярка. Крестьянская семья.
- Шагал М.З. (портрет). Я и деревня. Над городом. Свадьба.