Развитие интеллектуальных возможностей семьи через деятельность клуба "Тобулан"

Разделы: Работа с родителями


Школа на селе – сосредоточение культурной жизни сельчан. Все мероприятия в школе направлены на единение семьи и школы, во главу угла ставится любовь к семье как к началу начал.

В течение нескольких последних лет учащимися и педагогами нашей школы успешно реализован целый ряд социальных проектов. Одним из таких проектов является проект семейного интеллектуального клуба “Тобулан”. Автором данного проекта является методическое объединение учителей предметников естественно-математического цикла.

Клуб “Тобулан” является общественным объединением, действует с февраля 2003 г. Это добровольное творческое формирование учащихся, родителей, педагогов.

Главной целью Клуба является привлечение родителей к активному участию в образовательной деятельности школы, объединение усилий учащихся, родителей, педагогов, стремящихся развивать интеллект, совершенствовать знания в области естественно – математических наук.

Задачи Клуба: раскрытие интересов и склонностей учащихся к естественно – математическим наукам; оказание помощи в выборе будущей профессии; организация клубных занятий образовательной направленности; поддержка учащихся и их родителей, стремящихся развивать свой интеллект; воспитание гармонично развитой личности, почитающей семейные традиции, высоких нравственных качеств и духовной культуры.

Одной из основных форм работы Клуба является проведение ежегодной семейной олимпиады по математике, физике, биологии, химии, географии. Участие школьников в предметных олимпиадах и конкурсах - это одна из массовых форм получения знаний на более высоком уровне. В семейной олимпиаде принимают участие семейные команды (ребенок и один из его родителей), начиная с 5 класса. Команды решают олимпиадные задачи, предлагаемые учителями-предметниками. Задания предусматривают коллективную деятельность ребенка и взрослого, посильны для обоих. Включаются задания, сопровождающиеся рисунками, схемами, таблицами. Есть задания, для выполнения которых необходимы знания об окружающем мире и жизненный опыт.

По итогам олимпиады составляется протокол, выявляются победители по номинациям “Знатоки химии”, “Знатоки математики”, “Знатоки физики”, “Знатоки биологии”, “Знатоки географии”. Команде-победителю присваивается номинация “Интеллектуальная семья”. Вручение номинаций проходит в конце учебного года на ежегодном “Параде достижений”, посвященном чествованию отличников учебы, лидеров, победителей олимпиад, научно-практических конференций, конкурсов, лучших спортсменов.

Реализация мероприятий Клуба содействует повышению качества образования, помогает формированию осознанного выбора будущей профессии, ответственности за жизненное самоопределение, успешной социализации. Сформирован банк данных семей, принимающих участие в олимпиаде. Большинство участников семейной олимпиады связывают дальнейший выбор профессии именно с естественно-математическими предметами.

За эти годы в олимпиаде приняли участие 91 семейная команда, многие из них принимали участие по 5-6 лет. Например, Владимиров Н.П., работник ЖКХ, выступал с дочерью Елизаветой, которая окончив школу в 2003 г. серебряной медалью, поступила в Сибирский государственный технологический университет, с сыновьями Дмитрием и Николаем, которые поступили в ЯГИТИ и ИМИ СВФУ в 2004 и 2008 гг. соответственно. Гаврильевы принимают участие в олимпиаде со дня ее основания и неоднократно становились абсолютными победителями. Глава семьи – Василий Васильевич, учитель физкультуры, участвовал со старшим сыном Иваном, который поступил в 2005 г. в технический институт г.Нерюнгри (филиал ЯГУ), со средним сыном Василием (выпускник 2010 г.), ныне студентом автодорожного факультета СВФУ им.М.К.Аммосова, с младшим – Арсеном (выпускник 2011 г.), ныне студентом ЯИПК. Обутов В.П., глава крестьянского хозяйства, принимал участие с сыном Иваном (выпускник 2008 г.), дочерьми Матреной (выпускница 2007 г.), Надеждой. Анастасией (выпускницы 2011 г.) и т.д. Среди участников семейной олимпиады победители и призеры муниципального, регионального этапов олимпиады Всероссийской олимпиады школьников и олимпиады школьников Республики Саха (Якутия), дипломанты региональной предметной олимпиады ВУЗов России.

Мы ищем новые, эффективные педагогические пути, инструменты. Но все они направлены на решение старой, как мир, задачи: помочь ребенку войти в мир достойным человеком.

Протокол олимпиады 2009 г.

Класс Семья Матем-ка Физика Биология Химия Геогр-я Ср.балл
5 Дьяконовы 4 - 9 - 4 5,6
6 “а” Михайлова 5 - 10 - 1 5,3
6 “б” Новгородовы 4 - 11 - 1 3
7 Габышевы 3 9 10 - 1 5,6
8 Габышевы 3 9 10 16,5 1 7,9
9 “а” Обутовы 3 8 15 25 4 11
9 “б” Обутовы 1 13 18 25 1 11,6
10 Гаврильевы 7 16 20 16 3 12,4
11 “а” Эверстовы 3 7 10 0 1 4,2
11 “б” Кумечко 5 15 11 25 3 11,8

Задания по математике для 7-9 классов

  1. С какой цифры начинается самое маленькое натуральное число, у которого произведение цифр равно 120?
  2. В слове МАТЕМАТИКА стерли 6 букв (возможно, среди них были одинаковые). Оставшиеся буквы переписали в обратном порядке. Что не могло получиться?

а) КАМА б) КИМА в) АТЕМ г) ТЕМА д) ТАЕТ

3. Найти площадь треугольника АВС. Размер каждой клетки 1х1 см. Ответ дайте в квадратных сантиметрах.

1

  1. Строительной фирме нужно приобрести 79 кубометров пеноблоков. У нее есть 3 поставщика. Сколько рублей придется заплатить за самую дешевую покупку с доставкой?
  2. Поставщик Стоимость пеноблоков (руб. за м3) Стоимость доставки (руб) Дополнительные условия
    А 2750 4800  
    В 3200 4500 При заказе на сумму более 150 000 руб. доставка бесплатно
    С 2800 4700 При заказе на сумму более 200 000 руб. доставка бесплатно
  3. Какое наибольшее количество вершин может быть у выпуклого многоугольника, если эти вершины лежат на поверхности куба, но сам многоугольник не лежит ни на какой грани куба?

Задания по физике. 7-9 класс

  1. Одинаково ли давление, оказываемое светом на черную или белую поверхность? (2 балла)
  2. Свежеиспеченный хлеб весит больше, чем остывший. Почему? (1 балл)
  3. Изменится ли длина пузырька в трубке плотницкого прибора – уровня – при повышении и понижении температуры окружающей среды? Дать объяснение (3 балла)
  4. Какая вода закипит раньше – соленая или пресная? Почему? (2 балла)
  5. Большой сосуд с водой, помещенный погреб, предохраняет овощи от замерзания. Почему? (2 балла)
  6. Иногда из водородного крана вода вытекает белая, будто молоко. Чем это объяснить? (3 балла)
  7. Может ли обычная поваренная соль быть жидкой? (2 балла)
  8. Можно ли натянуть веревку горизонтально так, чтобы она не провисала? (3 балла)
  9. Почему для того, чтобы скорее вылить жидкость из бутылки, надо придать ей быстрое вращательное движение? (3 балла)
  10. Определить, сырое яйцо или вареное, можно приведя его вращение. Вареное яйцо вращается долго, а сырое останавливается после одного или двух оборотов. Чем это объяснить? (2 балла)
  11. Одинаковые ли пути проходят правые и левые колеса автомобиля при поворотах? (1 балл)
  12. Почему надо беречь смазочные материалы от попадания в них песка и пыли? (1 балл)

Задания по по химии. 9 класс

  1. Для уничтожения полевых грызунов хлор выпускают через шланг в их норы. Какие 2 св-ва хлора делают возможным такое его применение?
  2. Скольки %-ную соляную кислоту называют концентрированной?
  3. Проставьте степени окисления каждого элемента в соединениях, формулы которых KMnO, Na2Cr2O7, H2O2, NH4NO3, NACLO. Напишите в полной и сокращенной ионной форме уравнения реакции, прел\дставленной, следующей схеме:
  4. Напишите уравнение разложения следующих нитратов:

Ag NO3=

Na NO3=

Cu (NO3)2=

Mg (NO3)2=

Hg (NO3)2=

Задания по географии

Младшая группа

1. Вселенная - это …

  1. Еще одно название Космоса
  2. Солнце и планеты, вращающиеся вокруг него

Все, что окружает наш планету.

2. Первым догадался, что Земля имеет форму шара:

  1. Клавдий Птолемей
  2. Аристарх Самосский
  3. Аристотель
  4. Пифагор

3. Галактика - это:

  1. Гигантское скопление звезд
  2. Еще одно название Вселенной
  3. Еще одно название Солнечной системы
  4. Весь окружающий нас мир

4. Самые высокие горы на поверхности:

  1. Земли
  2. Луны
  3. Марса
  4. Меркурия
  5. Венеры

5. Найдите верные утверждения:

  1. На луне воды нет
  2. На луне самые высокие горы
  3. Луна гораздо меньше, чем Меркурий
  4. Самая высокая температура на Венере

Самый длинный год на _______, а самый короткий год на _______.

6. Вставьте пропущенное и назовите буквы:

  1. Земле
  2. Марсе
  3. Венере
  4. Меркурии

7. Больше всего спутников имеет:

  1. Сатурн
  2. Меркурий
  3. Плутон
  4. Юпитер
  5. Нептун
  6. Венера
  7. Уран
  8. Марс

8. Пояс астероидов расположен между орбитами:

  1. Сатурна и Марса
  2. Юпитера и Сатурна
  3. Марса и Венеры
  4. Марса и Юпитера

9. Во сколько раз диаметр Солнца больше диаметра Земли?

  1. 19
  2. 109
  3. 1900
  4. 19000

10. Сколько звезд входит в ковш Большой Медведицы?

  1. 4
  2. 5
  3. 6

Задания по биологии. 5-7 классы

Задача. Каждая задача оценивается в 3 балла.

1. У каких лесных животных больший риск быть уничтоженными охотой – у зайцев или у волков? Почему?
а У зайцев
б У волков
в У зайцев и волков
г Такого риска не существует
Ответ. Выберите и обоснуйте ответ.
2. Что означает, если говорят “на 1 га леса произрастает 150 растений сосны”?
а Количество деревьев
б Плотность популяции
в Численность деревьев
г Количественный параметр вида
Ответ. Выберите и обоснуйте ответ.
3. Все живые существа на Земле существуют благодаря органическому веществу, созданному в основном:
а Грибами
б бактериями
в животными
г растениями
Ответ. Выберите и обоснуйте ответ.
4. Почему комнатные мухи способны быстрее, чем галапагосские черепахи, приспособиться к изменяющимся условиям внешней среды?
а Имеют меньшие размеры
б Хорошо летают
в Имеют больше врагов
г Имеют быструю смену поколений
Ответ. Выберите и обоснуйте ответ.
5. В какой среде обитают самые крупные и тяжелые животные?
а В наземно-воздушной
б В почве
в В водной
г В живых организмах
Ответ. Выберите и обоснуйте ответ.
   

Тест. За правильный ответ по 1 баллу.

1. Напишите названия истребленных человеком животных.