Цели.
Оборудование.
- Музыка П.И.Чайковского из цикла “Времена года - Осень”.
- Картины А.Чёрного: “Начало осени”, Осень”, “Луч солнца”.
- Флористика. Работы Князевой Р.П.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока.
У. Отгадайте загадки и назовите тему урока.
1) Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
2) Осенью кружатся,
На землю ложатся,
С земли не встают
И тут изгнивают.
Д. Деревья. Листья. Тема урока: “Деревья осенью”.
1. Тема урока: “Листвы прощальная краса”.
А девиз урока: Наблюдай и восхищайся, изучай и береги.
Как понимаете это предложение?
Д. -
У.
Люблю, когда горят румянцем
Тихи, задумчивы леса.
Звенит, кружась в осеннем танце
Листвы прощальная краса.
У. Почему поэт использовал слова: “горят румянцем”?
Д. -
У. “В осеннем танце”?
Д.
У. “Прощальная краса”?
2. Ребята, а как мы узнаём, что в природе наступила осень?
Д. -
У. Правильно, ребята, а вы не задумывались, почему же листья меняют цвет, приобретают такие красивые оттенки?
Д. -
У. Осенью в листьях не появляется никаких жёлтых, красных красок, они содержались и раньше, но были незаметны из-за преобладания зелёного пигмента – хлорофилла. Осенью хлорофилл разрушается, в результате в листьях становятся видны другие (цветные) пигменты.
А вот листья сирени, ольхи, дуба упадут зелёными, т.к. в их листьях кроме хлорофилла других красящих веществ нет.
3. У. Назовите, пожалуйста, осенние месяцы.
Д. -
У. Сентябрь, октябрь, ноябрь – осенние месяцы. Их не спутаешь друг с другом. У каждого свой характер и цвет. В народе их называют: грязник, златоцвет, листопадник?
Догадайтесь, какой месяц называют грязник, листопадник?
Д. Октябрь.
У. Какой месяц златоцвет?
Д. Cентябрь.
У. А какой полузимник?
Д. Ноябрь.
Сентябрь – златоцвет, пора золотой осени. На полях, лугах, деревьях много жёлтых красок.
Октябрь – грязник, листопадник. С октябрём приходит осеннее ненастье. Часто идут холодные дожди.
А вот ноябрь – ворота зимы. Ноябрь – полузимник. В нашей местности в середине ноября в природе зима встаёт на ноги. Лес стоит мрачный, голый.
4. У. Все ли деревья осенью меняют окраску?
Д. Хвойные деревья остаются зелёными.
У.
Осень смирилась с хвойной стеной:
Красить не будет ни сосен, ни ёлок…
Осень обходит их стороной,
Осень боится острых иголок.
Зелёные иголки – хвоя. Иголки – это тоже листья. Хвойные деревья тоже меняют свои иголки, только не каждый год, а раз в 5 лет. И сбрасывают они не все иголки одновременно, а постепенно. И не осенью, а зимой в феврале.
- Откройте учебник на стр. 41, найдите задание №3.
- Прочитайте сказку о ёлке. Придумайте продолжение сказки.
Физкультминутка.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
И если дует ветер,
Мы тихо полетим.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял,
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
У. Прекрасному времени года осени посвятили свои произведения художники, композиторы, поэты, писатели.
Садитесь удобнее и послушайте музыку П.И. Чайковского из альбома “Времена года, октябрь”. (Слушание музыки).
У. Какие звуки осени вы услышали?
Д. -
У. Известный художник нашего города, выпускник нашей школы Алексей Чёрный посвятил осени свои картины. Внимательно посмотрите на эти картины и расположите их по порядку, по мере наступления осени.
Гуляя по осеннему парку, любуясь необыкновенной красотой листьев, невольно хочется сохранить в памяти это разноцветье. А можно ли продлить очарование осенней листвы?
Д. Можно листья собрать, засушить.
У. Нам не нужно брать в руки краски и кисть. Достаточно собрать и правильно сохранить листья, травинки, цветы.
Как правильно собирать листья?
Д. Собирать нужно только опавшие листья. Лучшее время сбора – золотая осень. Нельзя ломать ветки ради красивых листьев. Мы должны беречь природу.
У. Мы сейчас сделаем панно из осенних листьев. Это направление в искусстве называется флористикой. (Демонстрация работ Князевой Р.П.)
Приготовьте ваши домашние заготовки.
5. Практическая работа.
Повторение порядка работы.
- Взять лист картона.
- Расположить засушенные листья, создать композицию.
- Не убирая листья, приклеить детали.
- Придумать название композиции.
Самостоятельная работа. Текущий инструктаж учителя по корректировке работ.
Выставка работ.
III. Итог.
- О чём говорили на уроке?
- Что нового узнали?
- Кто получил удовольствие от работы?
- Спасибо за урок.
Продолжайте наблюдать, восхищаться красотой осенней природы.