Интегрированный урок "окружающий мир + технология" по теме "Листвы прощальная краса". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели.

  1. Знакомить с разнообразием листьев, с тёплыми красками осени и изменениями в листьях хвойных и лиственных пород деревьев.
  2. Способствовать развитию интереса к окружающей среде, художественного вкуса, воображения.
  3. Содействовать развитию стремления к творчеству, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование.

  1. Музыка П.И.Чайковского из цикла “Времена года - Осень”.
  2. Картины А.Чёрного: “Начало осени”, Осень”, “Луч солнца”.
  3. Флористика. Работы Князевой Р.П.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

У. Отгадайте загадки и назовите тему урока.

1) Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.

2) Осенью кружатся,
На землю ложатся,
С земли не встают
И тут изгнивают.

Д. Деревья. Листья. Тема урока: “Деревья осенью”.

1. Тема урока: “Листвы прощальная краса”.

А девиз урока: Наблюдай и восхищайся, изучай и береги.

Как понимаете это предложение?

Д. -

У.

Люблю, когда горят румянцем
Тихи, задумчивы леса.
Звенит, кружась в осеннем танце
Листвы прощальная краса.

У. Почему поэт использовал слова: “горят румянцем”?

Д. -

У. “В осеннем танце”?

Д.

У. “Прощальная краса”?

2. Ребята, а как мы узнаём, что в природе наступила осень?

Д. -

У. Правильно, ребята, а вы не задумывались, почему же листья меняют цвет, приобретают такие красивые оттенки?

Д. -

У. Осенью в листьях не появляется никаких жёлтых, красных красок, они содержались и раньше, но были незаметны из-за преобладания зелёного пигмента – хлорофилла. Осенью хлорофилл разрушается, в результате в листьях становятся видны другие (цветные) пигменты.

А вот листья сирени, ольхи, дуба упадут зелёными, т.к. в их листьях кроме хлорофилла других красящих веществ нет.

3. У. Назовите, пожалуйста, осенние месяцы.

Д. -

У. Сентябрь, октябрь, ноябрь – осенние месяцы. Их не спутаешь друг с другом. У каждого свой характер и цвет. В народе их называют: грязник, златоцвет, листопадник?

Догадайтесь, какой месяц называют грязник, листопадник?

Д. Октябрь.

У. Какой месяц златоцвет?

Д. Cентябрь.

У. А какой полузимник?

Д. Ноябрь.

Сентябрь – златоцвет, пора золотой осени. На полях, лугах, деревьях много жёлтых красок.

Октябрь – грязник, листопадник. С октябрём приходит осеннее ненастье. Часто идут холодные дожди.

А вот ноябрь – ворота зимы. Ноябрь – полузимник. В нашей местности в середине ноября в природе зима встаёт на ноги. Лес стоит мрачный, голый.

4. У. Все ли деревья осенью меняют окраску?

Д. Хвойные деревья остаются зелёными.

У.

Осень смирилась с хвойной стеной:
Красить не будет ни сосен, ни ёлок…
Осень обходит их стороной,
Осень боится острых иголок.

Зелёные иголки – хвоя. Иголки – это тоже листья. Хвойные деревья тоже меняют свои иголки, только не каждый год, а раз в 5 лет. И сбрасывают они не все иголки одновременно, а постепенно. И не осенью, а зимой в феврале.

- Откройте учебник на стр. 41, найдите задание №3.

- Прочитайте сказку о ёлке. Придумайте продолжение сказки.

Физкультминутка.

Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
И если дует ветер,
Мы тихо полетим.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял,
Закружились, полетели
И на землю снова сели.

У. Прекрасному времени года осени посвятили свои произведения художники, композиторы, поэты, писатели.

Садитесь удобнее и послушайте музыку П.И. Чайковского из альбома “Времена года, октябрь”. (Слушание музыки).

У. Какие звуки осени вы услышали?

Д. -

У. Известный художник нашего города, выпускник нашей школы Алексей Чёрный посвятил осени свои картины. Внимательно посмотрите на эти картины и расположите их по порядку, по мере наступления осени.

Гуляя по осеннему парку, любуясь необыкновенной красотой листьев, невольно хочется сохранить в памяти это разноцветье. А можно ли продлить очарование осенней листвы?

Д. Можно листья собрать, засушить.

У. Нам не нужно брать в руки краски и кисть. Достаточно собрать и правильно сохранить листья, травинки, цветы.

Как правильно собирать листья?

Д. Собирать нужно только опавшие листья. Лучшее время сбора – золотая осень. Нельзя ломать ветки ради красивых листьев. Мы должны беречь природу.

У. Мы сейчас сделаем панно из осенних листьев. Это направление в искусстве называется флористикой. (Демонстрация работ Князевой Р.П.)

Приготовьте ваши домашние заготовки.

5. Практическая работа.

Повторение порядка работы.

  1. Взять лист картона.
  2. Расположить засушенные листья, создать композицию.
  3. Не убирая листья, приклеить детали.
  4. Придумать название композиции.

Самостоятельная работа. Текущий инструктаж учителя по корректировке работ.

Выставка работ.

III. Итог.

- О чём говорили на уроке?

- Что нового узнали?

- Кто получил удовольствие от работы?

- Спасибо за урок.

Продолжайте наблюдать, восхищаться красотой осенней природы.