Цель урока: привитие навыков применения сложноподчиненных предложений, совершенствование грамматического строя речи учащихся, их речемыслительной деятельности, интенсифицирование учебного процесса на уроке.
Задачи:
обучающие: закрепление полученных знаний о сложноподчиненном предложении с придаточными определительными;
развивающие: развитие умения опознавать и анализировать СПП с придаточными определительными, устанавливать смысловые связи между его частями; развитие наблюдательности и внимания;
воспитательные: воспитание интереса к русскому языку, способствовать формированию эстетического вкуса и языкового чутья у детей.
Тип урока: урок закрепления изученного.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, самостоятельная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер с подключением к сети Интернет на рабочем месте учителя, проекционное оборудование.
Ход урока
1. Оргмомент.
Приветствие, организация класса. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Целевая установка урока.
Сообщение цели и задач урока.
3. Актуализация знаний.
- Какие предложения называются сложноподчиненными? Приведите примеры.
Проверим наши знания.
Гипертекстовое определение (№1).
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a68dc407-bab1-4e29-
92ca-d9ddc423b0ca/%5BRUS9_205%5D_%5BTD_214%5D.htm
4. Тренировочные упражнения.
Разберите устно предложения, найдите главное и придаточное предложение, задайте вопрос и определите средства связи между частями сложноподчиненного предложения. Выберите правильный ответ и проверьте себя.
Электронное задание (№2).
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/53255e38-a8e6-4207-8578-
4528ebe3f281/%5BRUS9_213%5D_%5BQS_323%5D.html
5. Практическая работа с учебником.
а) (Упр.111, комментированное письмо). Коллективная работа детей. (Дети по цепочке по одному предложению читают и записывают в тетрадь и при этом комментируют постановку знаков препинания, определяют средства связи придаточного с главным и вид придаточных предложений).
Электронное задание (№3).
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c00647a0-bb11-4959-889d-
bcb4d1f9cbec/%5BRUS9_213%5D_%5BQS_324%5D.html.
б) Упр.112. (Фронтальная работа). 3 ученика работают у доски, записывают по 2 предложения из упражнения и разбирают их согласно заданию к нему.
Демонстрация-анимация (№4).
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2a2e2041-abe9-4e33-
9c1b-ffeabf58941a/%5BRUS9_202%5D_%5BIM_162%5D.swf
6. Самостоятельная работа с учебником.
(Упр.115) с последующей взаимопроверкой (по парам).
7. Индивидуальная работа со слабыми (одновременно с п.8).
Задание: составить 5 СПП с придаточными определительными по предложенному статичному рисунку.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/46323cc6-eee3-
40bd-bdaa-3e6a9463ae3f/Vasnetsov.Vityaz_na_raspute.jpg.
8. Применение знаний.
Составление текста по рисунку с использованием ССП с придаточными определительными.
9. Физминутка.
Музыка (№6).
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9fe02615-03a1-3b63-5398-
570e5e5dabbb/Musorgskii_Kartinki_s_Vistavki_Orch.Ravel.htm
(Прогулка 3)
Под музыку проводится гимнастика для глаз.
10. Обобщение знаний, полученных на уроке.
Учебный словарь (№7).
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e5acbb4a-5b98-
45a1-8aa3-1544cfda8784/%5BRUS9_213%5D_%5BTD_334%5D.htm.
Демонстрация, организация повторения.
11. Контроль знаний.
Самостоятельная работа. Тест “Расставьте знаки препинания” (№8).
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/965e3a6a-
36a2-4e2f-9763-273b61dba844/index_listing.html.
12. Комментирование оценок.
Выставление и комментирование оценок учителем. Оценка деятельности друг друга после взаимопроверки.
13. Домашнее задание.
Учитель дает задание по группам и комментирует:
1 группа - мини-сочинение с СПП с придаточными определительными на тему “Прекрасный зимний день”;
2 группа - составить на данную тему 5 предложений с придаточными определительными.