Для получения объективной информации о состоянии и динамике развития физической подготовленности учащихся, в нашей школе апробирована модель физической подготовленности школьников.
Общий алгоритм диагностики и физической подготовленности учащихся
Тестирование учащихся школы | |
Компьютерная обработка данных | |
Создание банка данных о физической подготовленности | |
Выявление детей с отклонением в физическом развитии | |
Рекомендации по осуществлению направленной коррекции | |
Организация в школе коррекционных занятий | |
Отслеживание коррекционного влияния |
Организация тестирования физической подготовленности учащихся
- Тестирование проводится с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к основной медицинской группе.
- Тестирование учащихся, отнесенных к подготовительной группе, осуществляется по тестам, выполнение которых не противопоказано медицинским работником.
- Учащиеся специальной медицинской группы не тестируются
- Тестирование проводит учитель физической культуры.
- Первое тестирование проводится во 2-ю или 3-ю неделю сентября, а второе – за 2 недели до окончания учебного года.
Методика проведения тестирования физической подготовленности
Перед тем, как приступить к тестированию учащихся, необходимо провести разминку, которая должна включать в себя упражнения, близкие по структуре к упражнениям теста.
Тест 1 – «Бег 30 метров». Тест предназначен для выполнения физических качеств «быстрота».
Методика выполнения. С высокого старта с опорой на руку на беговой дорожке стадиона или на ровной поверхности. Время фиксируется с точность
Тест 2 – «Челночный бег» (3 раза по 10 м). Тест позволяет оценить скоростную выносливость, стартовую скорость и ловкость, связанные с изменением направления движения и чередования ускорения и торможения.
Методика выполнения. В зале на расстоянии 10 м друг от друга чертятся на полу 2 параллельные линии. По команде «Марш!» участник (участники) стартуют от первой линии, добегает до второй, переступает ее одной ногой, обязательно касаясь стопой пола, затем поворачивается кругом и возвращается к линии старта. Необходимо выполнять задание максимально быстро (пробежать 3 таких отрезка туда и обратно, поворачиваясь все время в одну и ту же сторону). Не допускаются движения приставными шагами, прыжками, повороты в разные стороны и остановки. Время засекается с точностью до 0,1 секунды в момент пересечения линии, от которой выполнялся старт. Все участники должны быть в обуви, не дающей скольжения.
Тест 3 – «Прыжок в длину с места». Тест предназначен для оценивания скоростной силы ног.
Методика проведения. Прыжок выполняется из исходного положения стоя, стопы вместе или немного врозь. Учащийся делает взмах руками назад с одновременным полуприседом и, отталкиваясь обеими ногами, прыгает вперед, приземляясь на обе ноги. Лучший результат из трех попыток фиксируется с точностью до 1 см по пяткам в момент приземления.
Тест 4 – «Бег на 1000 метров». Тест предназначен для оценивания физических качеств «выносливость».
Методика выполнения. Бег на 1000 м. проводится на стадионе или ровной местности, по грунтовой дорожке. Время засекают с точностью до 0,1 секунды. На дистанции по необходимости возможен переход на ходьбу.
Перед забегом проводится разминка. Все участники должны до тестирования хотя бы один раз пробежать эту дистанцию. Это необходимо для того, чтобы правильно скорректировать свою скорость на дистанции.
Тест 5 – «Наклон вперед из положения стоя». Тест предназначен для измерения уровня гибкости учащихся.
Методика выполнения. Испытуемый становится на скамью, наклоняет туловище вперед – вниз, руки вниз. В качестве измерителя можно использовать линейку. Отсчет (нулевая отметка «0») ведут от цифры, находящейся на уровне стоп испытуемого. Выполняется три медленных наклона (ладони скользят вниз по линейке), четвертый наклон – основной. В этом положении испытуемый должен задержаться не менее 2 сек.
Лучший результат – максимально возможная цифра, до которой дотягивается ученик, засчитывается по кончикам пальцев с точностью до 1,0 см.
Тест 6 – «Подтягивание». Тест оценивает силовую выносливость мышц рук и плечевого пояса у мальчиков (юношей).
Методика выполнения. Упражнение выполняется хватом сверху, руки на ширине плеч. Сгибание рук выполняется из положения «вис» до касания перекладины подбородком. Подтягивания, выполненные с неполным разгибанием или сгибанием рук, не засчитываются. После разминки, предоставляется одна попытка.
Тест 7 – «Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой», ноги согнуты в коленях, ступни закреплены. Фиксируется количество выполненных упражнений в одной попытке за 30 секунд.
Оформление результатов тестирования
Результаты тестирования вносят в протокол, где указывают уровень физической подготовленности – «высокий», «выше среднего», «средний», «ниже среднего» и «низкий».
Уровень определяется по специальной таблице подсчета очков (составители: Аблов.Е.М. и Цурихин Е.А.) за показанный результат в каждом тесте и определяется следующими показателями:
Количество очков | Уровень |
180 и выше | высокий |
179–150 | выше среднего |
149–120 | средний |
119–60 | ниже среднего |
59–0 | низкий |
По данным таблицам мною составлена авторская программа в Microsoft Office Excel 2007, которая моментально обрабатывает результаты и определяет уровень развития каждого ученика: в спортивном зале устанавливается ноутбук, мультимедийное оборудование, с помощью которого показанные результаты выводятся на экран, что значительно повышает интерес и мотивацию учащихся на результат. (Работу таблицы можно проследить на примере 2 класса – мальчики).
На основании результатов мониторинговых исследований могут проводиться дополнительные занятия по коррекции выявленных отклонений в развитии того или иного физического качества, с помощью различных физических качеств, а также отбор учащихся в спортивные секции.
Используя данные таблицы, можно провести классные, общешкольные, районные соревнования по уровню физической подготовленности учащихся.
Список литературы:
- Аблов Е.М., Цурихин Е.А. Мониторинг физического развития школьников г. Екатеринбург, 2001.
- Семенов Л.А. Технология проведения мониторинга кондиционной физической подготовленности в общеобразовательных учреждениях. – Екатеринбург, 2006.
- Ланда Б.Х. Материалы курса «Мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся»: лекция 1–4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008.
- Ланда Б.Х. Материалы курса «Мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся»: лекции 5–8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008.