Урок "Промышленность нашего края и ее продукция"

Разделы: Экономика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель: Изучить понятие готовая продукция. Познакомить учащихся с промышленностью города Рыбинска и Рыбинского района и их готовой продукцией

Оборудование: компьютер, проектор, магниты, локальная сеть

УМП: Атлас Ярославской области

Программное обеспечение: программа PowerPoint

Дидактический материал: Игра «Экономическое лото- Ресурсы», игра «Рождение товара или готовая продукция».

Ход урока

План урока:

  1. Повторение. Игра «Экономическое лото- Ресурсы» приложение № 1
  2. Промышленность. Экскурс в историю. Презентация 1
  3. Работа с Атласом Ярославской области «Промышленность Ярославского края»
  4. Коллективная игра экономическое домино «Путь создания готовой продукции» приложение № 3
  5. Промышленные отрасли города Рыбинска и ее готовая продукция Презентация 1
  6. Закрепление материала – кроссворд Презентация 2
  7. Рефлексия урока (конфеты)
  8. Домашнее задание
  1. Подготовительный этап. (подготовка и настрой учащихся к уроку)
  2. Повторение пройденного материала и введение в тему: Игра экономическое лото «Экономическое лото- Ресурсы». (приложение № 1)

Цель: Повторить виды ресурсов: природные, экономические, трудовые и финансовые

Учитель: Ребята, перед вами картинки с ресурсами, посмотрите на картинки и закройте зеленой карточкой, где написано природные ресурсы, Почему именно эти картинки? Что такое природные ресурсы? (резюмируя все мнения ребят, учитель дает точное определение природных ресурсов)

Природные ресурсы – это земля, растительный и животный мир, полезные ископаемые, т.е ресурсы, которые дарит нам природа.

Учитель:Теперь давайте, выберем из оставшихся картинок только трудовые ресурсы, для этого нам потребуется карточка с надписью «трудовые ресурсы». Почему эти картинки? (резюмируя все мнения ребят, учитель дает точное определение трудовых ресурсов)

Трудовые ресурсы - все активное население страны в трудоспособном возрасте.

Учитель: Какие финансовые ресурсы? Почему эти картинки? Что такое финансовые ресурсы?

Учитель: Какие остались ресурсы? Почему эти картинки могут быть отнесены к экономическим ресурсам? (необходимо здесь детей натолкнуть на мысль о том, что это переработанные природные ресурсы с помощью труда человека).

 Учитель: Что такое экономические ресурсы? – ресурсы созданные руками человека, для удовлетворения своих потребностей.

Мы с вами вспомнили какие бывают ресурсы. (на доске опорная схема «Ресурсы» приложение № 2)

Учитель: Ребята, но экономические ресурсы, имеют еще и другое название – ТОВАРЫ.

- Что такое товар? (продукт труда созданный руками человека для удовлетворения его нужд)

- Где человек производит или делает товар? (на заводе, фабрике)

3. Новый материал. Презентация 1

Учитель: Выпуском товаров занимается на заводах, фабриках все это можно назвать одним словом промышленность. Что такое промышленное производство, какая промышленность есть в нашем родном крае сегодня мы и узнаем на уроке. (слайд № 1)

Давным-давно на Руси не было машин, красивых зданий, ухоженных двориков. (слайд № 2) Когда-то люди изготавливали продукцию у себя дома. Каждая семья самостоятельно строила собственное жилье, сама изготавливала мебель, посуду, одежду. Каждый человек делал все сам. Времени на отдых не оставалось. Люди чаще болели, слабели. Ведь делать самому все было очень тяжело. Так как всё производилось вручную, то работа шла медленно. Затем в 18 веке был создан паровой двигатель, способный приводить в действие большие машины. При помощи новых машин стало возможным быстрее создавать продукцию и дешевле, чем с помощью ручного труда. Люди стали работать на фабриках и заводах, где размещались эти машины.

Самые первые фабрики - мануфактурыпоявились в Англии, поскольку машины были изобретены именно там. Люди занимались разными видами производств. Одни хорошо шили, другие готовили лучше всех, а третьи – посуду делали ровную, красивую. Так появились отрасли промышленности.

Отрасль – это группа предприятий изготавливающая одинаковый или похожий по назначению товар.

В России, в том числе в Ярославской области, стали так же появляться промышленные заводы и фабрики. Современная промышленность стала складываться в Ярославской области в 19 веке. (слайд 3)

Учитель: Посмотрите в Атласе Ярославской области, на стр. 28, (слайд 4) какие виды производств существовали в конце IХX века и начале ХX века? - Какие типы предприятий существовали в это время в нашей области? (работа с легендой карты)

Учитель выслушивает ответы учащихся и по необходимости их корректирует.

Учитель: В нашем Рыбинском районе и городе Рыбинске были развиты кустарные промыслы, которые были связаны с переработкой местного сырья. Из домашних промыслов было развито ткачество и вышивка. Однако в тоже время уже существовало 85 фабрик и заводов. Самая большая фабрика – канатная фабрика Журавлевых (слайд № 5) и фабрика кузнецовского фарфора в Песочном. Так же было 15 кирпичных заводов, 11 маслобойных, 2 кожевенных завода и многих других заводов и фабрик.

Учитель: Перечислите какие виды производств и типы предприятий существовали в городе Рыбинске в начале ХХ века? (работа с Атласом Ярославской области, на стр. 28)

Учитель выслушивает несколько учащихся и по необходимости корректирует их ответы.

Учитель: Но все же в 19 веке, во всей стране и в нашей области в том числе, главную роль исполняло сельское хозяйство, а все остальные отрасли были развиты крайне слабо.

Но с достижением науки и техники ХХ столетия заводы и фабрики Ярославской области и нашего края стали развиваться, возникли и совершено новые для края отрасли.

Был освоен выпуск каучука (из него делают шины, резину), построен огромный комплекс из нескольких производств по выпуску шин.

Учитель: Посмотрите в Атласе Ярославской области, на стр. 29, (слайд 6) какие существуют отрасли производства сейчас у нас в области? (учащиеся применяют умения и навыки работы с легендой карты),

Какие сейчас в городе Рыбинске существуют отрасли промышленности?

Учитель выслушивает 3-4 учащихся и по необходимости корректирует их ответы.

Учитель: В каждой отрасли промышленности предприятия выпускают свой товар. На производстве его называют готовая продукция. Где мы, как покупатели, можем встретиться с готовой продукцией? Совершенно верно, мы с товаром или с готовой продукцией любого предприятия встречаемся уже в магазине.

Учитель: Но из чего создается готовая продукция? Что лежит в её основе? (ресурсы: природные, трудовые, экономические и финансовые)

Учитель: Любая готовая продукция проходит сложный путь своего рождения и, конечно, в основе создания ее лежат ресурсы: природные, трудовые, финансовые и экономические. (Учитель обращает внимание на опорную схему на доске - «Ресурсы» приложение № 2)

Давайте проследим процесс получения готовой продукции на примере изготовления школьной парты (слайд № 7 - анимация по ходу рассказа учителя).

Чтобы изготовить школьную парту, какие нам необходимы первоначальные ресурсы? После первичной переработки природного ресурса (срезали ветки и сучки с деревьев, напили досок, высушили их) с помощью человека на производство поступает сырье, из которого будет производиться продукция.

Сырье – вещество, продукт уже подвергнутый промышленной переработке. В ходе создания товара возникает сначала полуфабрикат, предметы которые полностью прошли обработку в одном цехе и требуют доработки в другом цехе производства (нашу школьную парту будут собирать, клеить, красить). И в конечном итоге получим готовую продукцию – школьную парту, которую можно потреблять, пользоваться, за ней вы сейчас сидите. Увидим мы готовую продукцию уже на прилавках магазинов, и ее будут называть – товаром!

Учитель: приведите свои примеры процесса получения готовой продукции по предложенной схеме на слайде. (Учитель выслушивает 3-4 учащихся и по необходимости корректирует их ответы).

4. Закрепление нового материала

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Рождение товара и готовая продукция» ( приложение № 3) с помощью картинок создадим готовую продукцию.

Класс делится на 3 команды у каждой команды набор картинок, поочередно, каждая команда вывешивает картинки на доску к схеме (ресурсы – сырье - полуфабрикат - готовая продукция) и проговаривают свои действия.

Учитель выслушивает ответы учащихся и по необходимости их корректирует .

Учитель: Вот сколько продукции вы создали. Но каждый товар выпускают специальные предприятия. (здесь учитель может оценить какая команда лучше других справилась, выставить отметки)

- Кто знает, какие предприятия есть у нас в Рыбинском районе и городе Рыбинске, какую продукцию они выпускаю? (слайд № 8)

- Давайте заглянем на заводы и фабрики города Рыбинска и Рыбинского района, узнаем, какую они выпускают готовую продукцию.

(Рассказ учителя по презентации)

Пояснительный текст к слайдам:

Учитель:

(слайд № 8) - Рыбинский район был организован из Рыбинского уезда Ярославской губернии 1929 году. Весной 1941 года началось затопление Рыбинского водохранилища, в результате чего под воду ушел город Молога, весь Мологский край и часть Рыбинского района. Водохранилище необходимо было для реализации промышленных целей.

- Кто знает каких? (Электричество с помощью ГЭС, речной торговый путь, строительство предприятий требующих большое количество воды для изготовления своей продукции)

(слайд № 9)- Сейчас Рыбинский район и город Рыбинск по праву можно назвать промышленным. Здесь есть крупные машиностроительные предприятия, приборостроительные, судостроительные, предприятия легок промышленности, деревообрабатывающей и пищевой. В области город Рыбинск и район занимают второе место по количеству заводов и фабрик после города Ярославля.

Сейчас мы совершим виртуальную экскурсию на промышленные предприятия и узнаем, какую готовую продукцию они выпускают. И поможет в этом нам наш друг БОЛТунчик, который всегда рассказывает нам школьные новости.

5. (Учитель рассказывает о промышленных предприятиях города Рыбинска и Рыбинского района и их готовой продукции слайды 8-21 презентации № 1)

6. Закрепление материала (Презентация 2)

Учащиеся пересаживаются за отдельные компьютеры и разгадывают кроссворд)

7. Рефлексия урока

Что интересного вы узнали на уроке? (волшебный мешочек)

Каждый ученик достает из «волшебного мешочка» конфету и говорит, что он узнал интересного на уроке. (В мешочек лежат конфеты местной кондитерской фабрики)

Во время данной рефлексии учащиеся повторят весь материал урока и обязательно несколько учеников заметят, что достают из мешочка конфеты Рыбинской кондитерской фабрики.

8. Домашнее задание.Узнайте, на каком предприятии работают ваши родители, какую готовую продукцию или полуфабрикат они выпускают?