Класс: 1 класс.
Цели урока: создать содержательные и организационные условия для:
- формирования представления о числе 10 и знакомство с его записью;
- закрепления навыков сравнения чисел первого десятка и длин отрезков;
- закрепления навыков сложения и вычитания чисел первого десятка;
- закрепления умения читать математические выражения;
- развития логического мышления, внимания, памяти, речи;
- формирования интереса к предмету «Математика».
Тип урока: комбинированный.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Постановка учебной задачи.
- Устный счёт.
- Этап изучения новых знаний
- Этап закрепления изученного материала.
- Физкультминутка.
- Итог урока.
- Рефлексия.
Оборудование урока: ромашки с цифрами, бабочки с парами чисел, компьютер, мультимедийная презентация, карточки для проведения рефлексии.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
Куда мы с вами попадём
Узнаете вы скоро.
В стране далёкой мы найдём
Помощников весёлых.
II. Постановка учебной задачи.
– Ребята, рассмотрите внимательно рисунок на слайде и скажите, кто живёт в этой сказочной деревне?
– Сегодня мы с вами совершим путешествие в сказочный мир смешариков. И навестим героев этого увлекательного мультфильма. И вместе с ними познакомимся с числом, которое будет отличаться от ранее изученных нами.
Чтобы попасть в сказку, нам надо знать … (волшебные слова). Но раз уж у нас урок математики, волшебными будут не слова, а цифры. На экране по очереди будут высвечиваться цифры, вам надо будет их хором дружно всем назвать. (Слайд 2).
– Какое число назвали последним? Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с числом 10.
III. Устный счёт.
(Слайд 3)
– Первым нас встречает на солнечной ромашковой поляне … (Бараш).
– Чем он занимается? А почему он так измазался?
– Но чтобы рисунки бабочек получились красивыми, их надо посадить на ромашки. На ваших партах лежат бабочки, на их крыльях написаны числа. Как вы думаете для чего?
– Поможем Барашу рассадить бабочек на ромашки.
IV. Этап изучения новых знаний.
1. Получение числа 10. (Слайд 4)
– Кого же мы встретим дальше? (Крош)
– Чем он занят? (Слайд 4)
– Сколько морковок Крош уже нарисовал?
– А когда он дорисует последнюю морковку, сколько их станет?
– Попробуем это записать при помощи цифр и знаков действий. Какую запись мы получим?
– Как же можно получить число 10?
2. Счёт до 10. Физкультминутка для глаз. Упражнение на развитие внимания. (Слайд 5)
– Посмотрите, кто спешит нам навстречу? (Пин) Что у него в руках?
– Пин предлагает проверить ваше внимание и для начала он просит вас посчитать до 10. На экране будут появляться числа, а вы должны их назвать. Но есть одно условие, за каждой цифрой следим только глазами.
– А теперь задача усложниться. Пин хочет поиграть с вами в игру «Что изменилось?»
3. Знакомство с записью числа 10. Работа в тетрадях. (Слайд 6)
– Продолжим наше путешествие, кого же мы с вами сейчас встретим?
– Чем занимается Лосяш? Что он рассматривает?
– На небе Лосяш увидел созвездие, которое решил назвать, как вы думаете, как? (число 10)
– Проверим наше предположение. Соединим звёзды созвездия. Что особенного в числе 10? Чем его написание отличается от других изученных нами чисел?
– Чтобы лучше запомнить это необычное созвездие Лосяша, давайте пропишем его в тетради.
V. Закрепление изученного материала.
1. Составление математического рассказа. (Слайд 7)
– Посмотрите, кто же спешит к нам навстречу? (Нюша)
– Куда же она так спешит? Посмотрите на экран.
– Составьте математический рассказ по рисунку.
– Запишем рассказ при помощи цифр и знаков действий. (Работа в тетради).
– Нюша предлагает проверить нашу работу.
2. Упражнение в чтении и решении математических выражений. (Слайд 8)
– Мудрый Кар Карыч решил проверить, умеете ли вы читать и решать математические выражения. Помогут нам веера с числами. (По желанию учителя данную работу можно проводить в тетрадях.)
VI. Физкультминутка.
(Слайд 9)
– Мы с вами проделали уже долгий путь и нам пора с вами передохнуть. Кто же нам в этом поможет? (Совунья)
– Она предлагает нам потанцевать.
3. Упражнение в сравнении множеств предметов. (Слайд 10)
– Как зовут следующего героя? (Копатыч)
– Копатыч собрал хороший урожай и решил сравнить, чего же он собрал больше. Давайте поможем ему в этом.
– Чего больше красных или зелёных яблок? Какой знак надо поставить? Запишем это при помощи неравенства. И т.д.
4. Упражнение в сравнении длин отрезков. (Слайд 11)
– Посмотрите, а чем занят Ёжик?
– Попробуем сравнить, какой мяч улетел у Ёжика дальше. Как это можно сделать?
5. Игра «Магазин». (Слайд 12)
– Нюша рассказала Мышарику о том, что в магазин привезли новые игрушки. И он сразу же отправился за покупками. С собой он взял несколько монет. Посчитаем их число. (Слайд 10)
– Сколько всего рублей у Мышарика?
– Что он может купить на эти деньги?
– Как он может заплатить за машинку? И т.д.
VII. Итог урока.
(Слайд 13)
– Вот и подошло к концу наше путешествие. Понравилось ли оно вам? Что было для вас наиболее интересным?
– Напоследок сейчас мы проверим, кто же был самым внимательным и сумел запомнить кого и в каком порядке мы встречали в нашем путешествии.
– Сколько всего героев встретилось нам по пути?
– Как можно получить число 10?
– Чем отличается запись числа 10 от остальных, изученных нами?
VIII. Рефлексия.
(Слайд 14)
– На ваших столах лежат картинки с изображениями смешариков. Выберите сейчас того смешарика, который отражает ваше настроение. (Слайд 11)
– Урок окончен. Всем спасибо.
Приложение к уроку Мультимедийная презентация «Число 10. Запись числа 10».