Цель мастер-класса: показать разнообразные возможности применения интерактивной доски на уроках географии
Задачи:
- ознакомить участников мастер - класса с различными приемами проведения уроков географии с использованием интерактивной доски;
- создать условия для использования данной технологии как метода повышения профессионального мастерства педагогов;
- обеспечить участников мастер-класса методическими рекомендациями по проблеме.
Ход мероприятия
I. Организация участников мастер-класса.
II. Постановка целей и задач.
Предлагаю послушать притчу и определить ее смысл, в результате которого выяснить цели проведения занятий каждому для себя.
Притча
Жили в одном лесу Мумий-Тролли и гномики. Дружно жили, все вместе делали, проблемы сообща решали. В одно утро случилась у них беда: ушла вся вода из колодца. Устроили они совет, стали думать, как воду вернуть. Одни предлагали новый колодец копать, другие - новое место жительства искать. Спорили они, спорили и вдруг самый высокий Мумий-Тролль как закричит: «Смотрите, смотрите! На том краю леса река течет. Давайте просеку к ней прорубим, и жить туда переедем!» Идея всем понравилась, стали выбирать, кто руководить будет, остановились на шустром, энергичном гномике. Неделю работали, другую. Работали днем и ночью, но река никак не показывалась. В чем же дело? Попросили тогда самого высокого Мумий-Тролля посмотреть: скоро ли река покажется? Что же он увидел?.. Оказывается, работа совсем в другом направлении движется.
В чем смысл притчи?
1. На фоне единого информационного пространства меняются взаимоотношения учителя и ученика. Теперь преподаватели и дети вместе ищут информацию, анализируют её и создают уроки. Учитель меняет свою роль информатора на роль координатора и корректора.
2. Учитель, разрабатывая различные формы контроля, привлекает учащихся к этому процессу, тем самым, развивая творческие способности детей (создание различного рода презентаций), приучая детей к публичным выступлениям.
3. Функции интерактивной доски дополняют возможности компьютера и позволяют разнообразить урок, сделать его более ярким, запоминающимся, выделить основные моменты урока и сохранить их. Применение интерактивной доски даёт возможность рационально использовать время на уроке.
4. Единая информационная сеть позволяет использовать на уроках различные программы («КМ школу», «Фразу», «1С репетитор» и т.д.), что позволяет сделать контроль на уроках оперативным и сэкономить учительское время.
Основные направления использования ИКТ в моей работе при проектировании уроков:
1.Мультимедиа-уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ.
В настоящее время разработано множество различных электронных изданий по географии, распространяемых на CD-ROM. Вполне возможно их использование в рамках традиционной поурочной системы преподавания в сочетании с традиционными дидактическими материалами (демонстрационный эксперимент, полиграфические таблицы, карточки, рабочие тетради, видеофрагменты и т.д.).
Существующие электронные издания позволяют облегчить труд современного учителя, сделать его более интересным, эффективным, повысить мотивацию учащихся к изучению биологии.
Самым ценным в ходе мультимедиа уроков считаю проведение виртуальных практических работ по географии, что позволяет расширить возможности изучения материала в профильных классах.
Используемый на уроках материал оказывает воздействие на разные органы чувств, благодаря объединению аудиовизуальной информации, представленной в различной форме (видеофильм, текст, графика, анимация, слайды, музыка, звуковое сопровождение), стимулируют непроизвольное внимание благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике, подкрепляется речевым пояснением. Такое сочетание речевого пояснения в сочетании с наглядностью углубляет постижение и осмысление предмета объяснения.
2. Уроки на основе авторских компьютерных презентаций в форме лекций, семинаров, практических работ, докладов учащихся.
С помощью компьютерных программ «PowerPoint» и «Namo WebEditor» мною уже созданы серии мультимедийных продуктов для уроков по таким разделам школьного курса географии как: «Общий физико-географический обзор земного шара Земли», «Население Российской Федерации», «Региональная характеристика мира».
3. Уроки с использованием SMART Board (Интерактивная доска).
На своих уроках, я применяю интерактивные методы обучения. Структура урока с использованием SMART Board складывается из этапов:
Подготовка к началу занятия.
Объяснение целей занятия
Введение в новую тему или задание — может повторяться несколько раз в течение занятия, так как является его основой
Развитие темы при участии школьников
Обсуждение в конце занятия того, что было пройдено, а также самого процесса обучения.
Программное обеспечение для интерактивных досок позволяет мне более четко структурировать занятия. Возможность сохранять уроки, дополнять их записями — улучшает способ подачи материала, который можно по-разному классифицировать, используя различные возможности доски: перемещать объекты, работать с цветом, — при этом, привлекая к процессу учеников, которые затем могут самостоятельно работать в небольших группах. Иногда можно снова обращать внимание учащихся на доску, чтобы они поделились своими мыслями и обсудили их перед тем, как продолжить работу.
Конечно, пока рано говорить о том, что результаты учащихся улучшатся благодаря работе именно с интерактивной доской, но уже сейчас заметно, что ученики стали больше интересоваться тем, что происходит на уроках. Они активно обсуждают новые темы и быстрее запоминают материал.
4. Тестирование на компьютерах.
Начиная с 2000 года, в российском сегменте Интернета появились мощные специализированные образовательные серверы, содержащие информацию по многим учебным дисциплинам, в том числе по географии. Большая часть этих серверов помимо теоретической базы содержит разнообразные по сложности интерактивные тесты.
Предлагается выполнить физкультминутку, отвлекающую глаза от монитора.
Физ. Минутка:
Рисуй глазами треугольник
Теперь его переверни
Вершиной вниз и вновь глазами
Ты по периметру веди
Рисуй 8 вертикально
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линии води
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально
И в центре ты остановись
Зажмурься крепко, не ленись!
Глаза открываем мы, наконец!
Зарядка окончилась, ты молодец!
Полностью текст статьи приведен в Приложении.
Приложения к работе – в Архиве.