Цели: формировать умения использовать свойства действий при вычислении (вычитание одинаковых чисел известными способами, из меньшего числа нельзя вычесть большее).
Развивать вычислительные навыки учащихся.
- Продолжить обучение решению задач с использованием действий вычитания и сложения.
- Работать над формированием универсальных учебных действий (УУД –коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные), повышением познавательной активности обучающихся.
- Способствовать воспитывать у учащихся чувство взаимовыручки, быть сильными и смелыми, спортивными.
Оборудование урока:
- Учебник Математика 1 класс. В.Н. Рудницкая.
- Рабочая тетрадь Математика 1 класс. В.Н. Рудницкая.
- Карточки со словами: выражение, сумма, слагаемые, значение суммы, равенства.
- Математические веера с числами.
- Мультимедийная презентация.
Работаю по новому для нашей школы учебно-методическому комплекту «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Методика обучения этого комплекта обеспечивает:
- полноценное индивидуальное развитие каждого ребёнка и успешность его учения;
- формирование учебной деятельности и познавательных интересов учащихся.
В первом классе введён курс «Математики». Основная задача этого курса – научить детей учиться, именно на это направлены практически все задания и учебника, и рабочих тетрадей. Дети учатся учиться и при этом овладевают всеми необходимыми знаниями и умениями в области математики.
Хронометраж по этапам урока:
№ этапа урока | Название этапа урока | Время выполнения (минуты) |
1 | Организационный момент. | 2 |
2 | Устный счет. | 5 |
3 | Постановка учебной задачи урока(беседа) | 4 |
4 | Актуализация опорных знаний | 6 |
5 | Физминутка. | 2 |
6 | Построение проекта выхода из ситуации | 8 |
7 | Первичное закрепление (по алгоритму) | 5 |
8 | Самостоятельная работа с самопроверкой по алгоритму | 5 |
9 | Физминутка. | 2 |
10 | Включение нового знания в систему и развитие умений. | 3 |
11 | Подведение итогов. Рефлексия. и анализ работы. | 3 |
Итого по времени: | 45 |
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (УУД) |
1. Организационный момент Слайды 1-2 Слайд 3 Слайд 4 |
– Я хочу начать урок математики с игры: Релаксационная игра «Дерево». Цель игры: данная игра проводится для снятия волнения, напряжения, она придаёт чувство уверенности в себе и своих силах. – Встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела. Глаза закройте. Представьте себя могучим Сильным дубом, стройной берёзкой. Ноги – корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно и спокойно. Ствол – тело ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветви – руки свободно «колышутся» вдоль тела. Листья – пальцы легко шелестят, слегка задевая друг друга. Крона – голова чиста и свежа. Вы прекрасное дерево. Вы уверены в себе и спокойны. И у Вас всё получится!!! Откройте глаза и садитесь. Девиз урока: Математика нужна! Математика важна! В жизни пригодиться! Изучая математику, Не следует лениться! – Пусть эти слова будут напутствием на уроке. - Сегодня на уроке мы продолжим с вами восхождение по лестнице знаний. А начнем урок с вычислений. – На протяжении первого полугодия, цель на уроках была научиться: – устному счёту, – складывать и вычитать выражения. – логически мыслить. – Перед вами полоска достижений. Оцените себя: определите на какой точке по этим умениям вы находитесь. Может проверим? Учение – это сила. |
Внимательно слушают Данная игра проводится для снятия волнения, напряжения. |
Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики. |
2. Устный счёт Диск Слайды 5-6 Слайыд 7-15 |
Электронный образовательный ресурс Вентана-Гранта 1. Часть 1 II Число и счёт 4 - Какие числа пропущены на линейке? 2 4 8 – Какое время года сейчас? – Какие зимние соревнования проходят зимой? Так как наша страна готовится к Зимним Олимпийским играм в г. Сочи в 2014 г. Международное спортивное мероприятие, которое пройдёт с 7 –по 23 февраля 2014 года. Разыгрываются медали 98 комплектов в 15 видах спорта. 2. Часть I VII Логика – математическая задача. 5 Сколько ребят пойдёт на лыжную прогулку? 4 чел. 3. Найди лишний пример: – Посчитаем устно. 6+0= 5+3= 0-5= 2+8= 4-6= 11-11= – Какие примеры лишние? Почему? Посмотрите, что у них получились? – Кто согласен? (не согласен?) – Почему? Почему допущены ошибки? |
– Назвать порядок натуральных чисел; – Показать какое число следует при присчитывание чисел; |
Формулировать выводы на основе сравнения, обобщения. |
3. Постановка учебной задачи урока (беседа) Слайд 16 |
– Догадались ли вы какова тема нашего урока? – Какие затруднения возникли при вычитание? – Давайте вместе подумаем, что нам нужно повторить и чему учиться на уроке. Вместе с учащимися формулируются задачи: – Повторить правила (свойства) при сложение. – Закрепить знание правила по свойств сложения. – Применять правило при решать задачи с использованием действий вычитаний. |
Высказывают предположения. – Вычитание чисел. Высказывают предположения. |
Проявлять инициативу в учебно- познавательной деятельности. |
4. Актуализация опорных знаний. Слайд 17 |
– Какие правила и свойства нам помогут пригодиться на уроке? Лишние мы уберём, а нужные разделим на группы. А+В =В+А А-А=0 А+0 = А 0+А=А – Что мы повторили? – Выполнили одну из поставленных задач. – У нас затруднения, как найти свойства вычитания одинаковых чисел и вычитать из меньшего большее. Тема нашего урока: Свойства вычитания. |
Делят на группы:
– Свойства вычитания |
Кодировать информацию в знаково-символической форме. В сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов, формулировать выводы обобщения |
5. ФИЗМИНУТКА Слайд 19 |
Зайцы скачут: скок-скок-скок! Да на беленький снежок. Приседают, слушают, Не идет ли волк. Раз – согнуться, разогнуться. Два – нагнуться, потянуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре руки шире, Пять руками помахать , Шесть за парту тихо сесть |
||
6. Построение проекта выхода из ситуации. Слайды 20-21 |
– Как мы будем это делать? /рассматривают стр 16 № 1 и 17 №6 – Подберите синонимы к слову помогать. (сотрудничать; оказать помощь, поддерживать, выручать, выводить из затруднения, подавать (руку, помощь), оказывать помощь, тянуть за уши ) – Я очень хотела бы, чтобы вы всегда выручали друг друга не только на уроке, но и в жизни. Это очень важно для нас всех. – Кто затрудняется, выручайте. – Подведение итога работы на данном этапе. – Что мы повторили и закрепили? Вывод: 1. Если из числа вычесть это же число, то получится 0. 2. Из меньшего числа нельзя вычесть больше. 3. Числа при вычитании переставлять нельзя. |
Дети сидят и работают группами. – Работать без шума. – Не ссориться, не спорить, работать дружно. – Помогать друг другу. – Помогать, спасать, выручать. Алгоритм: Рассмотреть выражение. Определить какой арифм. Знак, арифметическое действие. Применить правило – Если из числа вычесть это число... А-А=0 А-м=С, но если м – маленькое число м-А#С Дети работают в парах Каждая пара называет своего знатока. |
Принимать активное участие в работе группами. Контролировать свои действия в коллективной работе. Принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя. Ориентация на понимание оценок учителя и одноклассников. Проявлять инициативу в учебно- познавательной деятельности |
7. Первичное закрепление (по алгоритму) |
Рабочая тетрадь – 12 стр № 9, 1 – Объясняют способ вычисления: Если к нулю прибавить любое число, то получится тоже самое число; Если к любому числу прибавить 0, то получится это же число. К большему числу удобнее прибавить меньшее; – От перестановки слагаемых сумма не меняется |
Коллективная работа по алгоритму |
|
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по алгоритму Слайды 24-26 Слайды 33-34 |
– А сейчас мы проверим свои знания. Сам. раб. № 4(работ в тетрадях) и 5 – у доски 2 ученика. Вывод: используем свойства, проговариваем правило. №2 учебник задача – Прочитайте.. – Что значит число15? Что с ними сделали? – Что нужно узнать? – Как изобразить на схеме? Вывод: условие задачи |
Дети сидят и работают группами. – проверка Проверили работу соседа и обратно поменялись тетрадями. Поднимают руки. |
Принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя Контролировать свои действия в коллективной работе Принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя Ориентация на понимание оценок учителя и одноклассников |
9. ФИЗМИНУТКА | – Предлагаю отдохнуть. «Домик» |
Выполняют физминутку. | |
10. Включение нового знания в систему и развитие умений | – №2 В каких примерах вычитание выполнять нельзя? №7 в тетради – сам раб Часть 2 – диск матем 3 геометрические понятия. 10 сколько треугольников. 8 тр. |
Применение правила. | Понимание нравственного содержания поступков окружающих людей. |
11. Подведение итога урока. Слайд 40 |
– Скажите, кому было трудно на уроке? – Кто испытывал трудности? – Я не удивлюсь. Мы изучили еще слишком мало, чтобы сразу было легко и понятно. На следующем уроке мы продолжим работу, которую сегодня начали. – Подведём итог нашей работы. Итак ………. Нам поможет карточка: роке – Я всегда буду… |
– Свойства сложения и вычитания. – Решать задачи. – (интересно, скучно, легко, трудно…) – Надо знать таблицу, уметь решать задачи – (Успехам товарищей, своим успехам, получил знания…) – Выручать своих товарищей. |
Понимание причин успеха в учёбе. Самооценка на основе заданных критериев успешности учебной деятельности |
12. Рефлексия. | – Ребята, посмотрите, пока шёл урок, снег на нашем дереве растаял. Не хорошо дереву зимой без снега. Давайте укроем его вашими снежинками. У вас на партах снежинки 2-х цветов. Если вы довольны своей работай и вам понравился урок возьмите голубую снежинку. А если испытывали затруднения возьмите тёмную снежинку. (Дети подходят и прикрепляют к дереву снежинки) – Молодцы! Не дали дереву замёрзнуть. Я довольна вашей работой на уроке. Всем спасибо за понимание и активность. Попрощаетесь с нашими гостями. На этом наш урок окончен. |
Две снежинки – белую и тёмно-синюю. |
Понимание причин успеха в учёбе. |