Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.
Форма урока: конференция «Армия. Это твой гражданский долг!?»
Цель: Показать, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Задачи:
1. Образовательные:
- Сформировать целостное представление о конституционной обязанности гражданина РФ: службе в армии;
- познакомить с особенностями прохождения военной службы в вооруженных силах других государств;
- углубить формирование системы правовых знаний учащихся,
- активизировать познавательную активность.
2. Развивающие:
- Продолжить развитие умений анализировать, сопоставлять, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, приводить примеры, самостоятельно подбирать, и подвергать анализу разнообразную информацию в соответствие с поставленной целью, работать со справочной литературой, материалами СМИ и Интернет; логически аргументировать свою позицию и делать выводы.
- Через игровую ситуацию способствовать формированию у учащихся навыков правомерного поведения и овладения знаниями.
3. Воспитательные:
- Формировать законопослушное поведение; воспитывать уважение к законам РФ, основным обязанностям гражданина;
- воспитывать патриотизм, толерантность и чувство долга защищать свое Отечество;
- формировать жизненную позицию человека.
Образовательные технологии: мультимедийная, информационная, развития критического мышления, анализа конкретных ситуаций, организации дискуссии, организации самостоятельной работы, личностно-ориентированная технология, проектная, развивающая.
Методические приемы: работа в группах с источниками, выступление лидеров, сравнительный анализ информации,выступление учащихся с сообщениями, элементы ролевой игры, работа с документальными материалами, презентация мини-проектов, беседа.
Межпредметные и межкурсовые связи:
межпредметная интеграция:
- право: права и свободы граждан, конституционные права и обязанности
- политология: Государство, внутренние функции государства; Конституция РФ – основной закон государства.
- история: из истории создания РККА в 1918г, Красная Армия в годы Великой Отечественной войны, послевоенный период в истории Советской Армии.
внутрикурсовая интеграция:
- обществознание – свобода и ответственность, признание уважения прав других; гражданин РФ; конституционные права и обязанности граждан РФ.
Средства и методы обучения: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, дискуссия,
Оборудование урока:
- компьютерные презентации: компьютер, проектор;
- дополнительная литература по теме урока;
- материалы СМИ по теме урока;
- дидактические материалы;
- указатели с надписями;
- российский герб, флаг, плакат;
- композиция из цветов;
- учебники обществознания: базовый уровень: учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений /Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др. – М.: Просвещение, 2007;: Обществознание: базовый уровень учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений/ А.Ф. Никитин.М., ДРОФА 2006.
Базовые понятия: воинская обязанность, военная служба, альтернативная гражданская служба.
Оформление класса: Парты поставлены большим четырехугольником так, чтобы в центральном месте посадить представителей «Министерства Обороны», «Комитета солдатских матерей», представители «Президента», «представители разных религиозных конфессий», слева от них – представители СМИ». На столах стоят указатели с надписями. Остальные гости (это могут быть представители другого класса) и учащиеся рассаживаются напротив. В центре четырехугольника композиция из цветов, на стене закреплен российский герб, флаг и плакат: «1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. 2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом». (Конституция РФ, статья 59)
Ожидаемый результат:
- Учащиеся самостоятельно подбирают и анализируют материал по теме урока; готовят презентации, устные сообщения, краткие информативные справки (для группы «Служба информации»).
- У учащихся формируются умения:
- определять характерные, существенные черты общественных явлений,
- анализировать и группировать информацию, объяснять смысл обществоведческих понятий.
- Формулировать собственную позицию.
- Уметь слушать других и грамотно вести дискуссию.
Ход урока
Вступительное слово учителя: Гражданин – это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями.
Причем настоящий гражданин обладает способностью рассматривать свои права как обязанности – и наоборот. Государство обращает свои законы как к гражданину. Оно обязано защищать гражданина, а гражданин обязан быть лояльным по отношению к государству, его законам и решениям. Некрасовское – «Отечества достойный сын» – остается одним из важнейших характеристик истинного гражданина. От гражданина требуется соблюдение законов и других предписаний государства, выполнение им конституционных обязанностей. Одной, из которых, является служба в армии. «1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. 2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом». (из Конституции РФ, статья 59)
Нашу конференцию мы посвятим этому вопросу: Армия. Служить или не служить СЕГОДНЯ? Что сегодня выбирает молодежь, каково мнение верующих людей, матерей, ожидающих возвращения своих сыновей?
Ведущий конференции (ученик): На нашей конференции присутствуют представители:
- «Министерства Обороны»
- «Комитета солдатских матерей»
- «Представители Президента»
- «Представители разных религиозных конфессий»
В период работы конференции действует «Служба информации» представителей СМИ и на протяжении работы конференции вносит уточнения, дополнения, делает краткие сообщения по теме урока.
Учитель: Воинская обязанность — обязанность граждан России проходить военную подготовку в рядах Вооружённых сил РФ.
Порядок исполнения гражданами РФ воинской обязанности определён в законах «О воинской обязанности и военной службе» от 1998 г. и «О статусе военнослужащих» от 1993 г.
Вопросы для обсуждения на конференции:
- Готовы ли вы выполнить свой долг и обязанности гражданина, согласно ст. 59 Конституции РФ п.1?
- Нарушает ли молодой человек Закон РФ и выполнение своих конституционных обязанностей, откупаясь от службы в армии?
- Можно ли считать такого молодого человека настоящим гражданином?
- Какую службу в армии выбрали бы вы: обычную или альтернативную?
- Какой срок нужно определить для службы в армии?
Ведущий конференции (ученик): Давайте попробуем обсудить эти вопросы. Я предоставляю слово представителям «Министерства Обороны».
Как осуществляется призыв на военную службу, что означают понятия: воинский учет, военная служба, альтернативная гражданская служба. Каково их отличие, особенности?
Представители «Министерства Обороны»: (знакомят с этапами исполнения воинской обязанности)
1. Воинский учёт: Является государственной системой учёта и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов. Осуществляется по месту жительства граждан военными комиссариатами.
Первоначальная постановка граждан мужского пола, годных по состоянию
здоровья к военной службе, на воинский учёт осуществляется соот
ветствующими комиссиями по достижении юно шами 17-летнего возраста.
2. Обязательная и добровольная (по контракту) подготовка граждан к военной службе:
Это комплекс обязательных мероприятий, проводимых с гражданами допризывных и призывных возрастов в целях обучения их основам военной службы.
3. Призыв на военную службу:
Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооружённых силах РФ, а также, в иных войсках и формированиях.Граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту). Находясь ни военной службе, военнослужащий обязан быть верным военной присяге, мужественно и умело защищать своё Отечество; строго соблюдай. Конституцию РФ, требования общевоинских уставов Вооружённых сил РФ, беспрекословно выполнять приказы командиров (начальником) совершенствовать воинское мастерство; содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь воинское имущество; быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную и военную тайну соблюдать нормы международного права в военной области, принятые РФ.[1]
Ведущий конференции (ученик): Что волнует матерей? Обратимся к представителям «Комитета солдатских матерей».
(представители «Комитета солдатских матерей» отмечают, что их особенно волнуют неуставные отношения в воинских частях, кому может предоставляться отсрочка от службы в Армии, на какой срок. Представители «Комитета солдатских матерей» представляют
Презентацию: «Как тебе служится, солдат?» – подготовленную самостоятельно к уроку.)
Ведущий конференции (ученик): Можно ли изменить эту ситуацию в Армии? Готовы ли Вы идти служить или будите искать возможность избежать службы в Армии?
(дискуссия по данному вопросу)
Представители «Министерства Обороны»: (Отмечают, что служба в Армии – почетная обязанность гражданина Российской Федерации. Боевой путь Армии заслуживает уважения и гордости.)
Презентация: «Страницы истории нашей Армии».
Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам:
- признанным временно не годными к военной службе по со стоянию здоровья (на срок до 1 года);
- являющимся опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
- занятым постоянным уходом за близкими родственниками — инвалидами первой и второй группы;
- имеющим ребёнка, воспитываемого без матери;
- имеющим двух и более детей;
- обучающимся по очной форме обучения в образовательны учреждениях начального профессионального, среднего профес сионального или высшего профессионального образования (на время обучения)[2]
Ведущий конференции (ученик): Обратимся к службе информации чтобы узнать об особенностях и сроках армейской службы в армиях разных стран. Что нового придумали в армиях других государств? (ослы и крысы на службе в войсках НАТО)
(Служба информации представляет презентацию)
Ведущий конференции (ученик): Нужна ли служба в армии? Нужно ли защищать Отечество? Этот вопрос волнует любого молодого человека призывного возраста, а особенно если этот человек еще и верующий. Сегодня у нас присутствуют представители различных религиозных конфессий. Давайте послушаем их мнение.
- православные
- католики
- мусульмане
- буддисты
(высказывают свое мнение, общий смысл которого: армия нужна любому государству, без армии нет и государства. Однако, человек должен быть защищен от насилия и унижений во время службы в Армии, и если несение военной службы противоречит вероисповеданию гражданина, он вправе нести альтернативную гражданскую службу. В тоже время верующие не отказываются от защиты государства в период военных действий.)
Ведущий конференции (ученик): Что вы думаете о службе в армии женщин?
(идет дискуссия по данному вопросу)
(Служба информации сообщает о службе женщин в армиях других стран) .
Ведущий конференции (ученик): Последнее время многие молодые ребята стали задумываться об альтернативной службе. Каково ваше отношение к ней.
(идет дискуссия по данному вопросу)
Альтернативная гражданская служба особый вид трудовой деятельности , она имеет свои особенности: Осуществляется в интересах общества и государства. Осуществляется взамен военной службы (её срок в 1,75 раза превышает срок военной службы по призыву и составляет 21 месяц).
Представители «Президента»: подтверждают, что граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом.
Представители «Министерства Обороны»:
(Отмечают условия, при которых может быть реализовано право гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской службой)
(Служба информации сообщает, где в Самарской области можно проходить альтернативную военную службу.)
Ведущий конференции (ученик): Первый опыт применения этой нормы показал, что желающих воспользоваться ею не так уж много. Причина заключается в том, что альтернативная гражданская служба в роли, например санитаров, больничных нянек и уборщиков, отнюдь не легче, чем воинская служба в части, где решены проблемы дедовщины, обеспечена возможность продолжения образования и командование проявляет отеческую заботу о солдатах.
(Служба информации представляет презентацию о службе в учебной части 2-й танковой Армии (пос. Кряж), где они побывали на экскурсии)
Представители «Президента»: Кроме того, в ближайшее время предполагается постепенно увеличивать привилегии граждан, добросовестно отслуживших положенный срок в армии – бесконкурсный прием в вузы на бесплатной основе, помощь в решении жилищной проблемы и др.
Учитель: Какой мы можем сделать вывод, заканчивая работу нашей конференции?
(мнения учащихся)
Армия нужна любому государству. Гражданин Российской Федерации обязан нести военную службу в соответствии с федеральным законом. Эта норма касается всех граждан нашей страны мужского пола, достигших 18-летнего возраста. Вместе с тем закон предусматривает возможность освобождения от несения срочной военной службы отдельных категорий граждан. Но нужна такая армия, в которой основой является не прихоть командиров и «дедовщины», а порядок и законность. Где каждый солдат – достойный гражданин нашего государства.
Ведущий конференции (ученик): Всем спасибо. Наша конференция закончена.
Литература:
- Обществознание: базовый уровень: учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова и др. – М.: Просвещение, 2007.
- Обществознание: базовый уровень учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений/ А.Ф. Никитин. – М.: ДРОФА, 2006.
- Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание: ЕГЭ: учебно-справочные материалы. – М.: Просвещение, 2012.
- Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. Обществознание. ЕГЭ: методическое пособие для подготовки. – М.: Экзамен, 2005.