Права и обязанности гражданина РФ: осуществление воинской обязанности

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии


Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.

Форма урока: конференция «Армия. Это твой гражданский долг!?»

Цель: Показать, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Задачи:

1. Образовательные:

  • Сформировать целостное представление о конституционной обязанности гражданина РФ: службе в армии;
  • познакомить с особенностями прохождения военной службы в вооруженных силах других государств;
  • углубить формирование системы правовых знаний учащихся,
  • активизировать познавательную активность.

2. Развивающие:

  • Продолжить развитие умений анализировать, сопоставлять, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, приводить примеры, самостоятельно подбирать, и подвергать анализу разнообразную информацию в соответствие с поставленной целью, работать со справочной литературой, материалами СМИ и Интернет; логически аргументировать свою позицию и делать выводы.
  • Через игровую ситуацию способствовать формированию у учащихся навыков правомерного поведения и овладения знаниями.

3. Воспитательные:

  • Формировать законопослушное поведение; воспитывать уважение к законам РФ, основным обязанностям гражданина;
  • воспитывать патриотизм, толерантность и чувство долга защищать свое Отечество;
  • формировать жизненную позицию человека.

Образовательные технологии: мультимедийная, информационная, развития критического мышления, анализа конкретных ситуаций, организации дискуссии, организации самостоятельной работы, личностно-ориентированная технология, проектная, развивающая.

Методические приемы: работа в группах с источниками, выступление лидеров, сравнительный анализ информации,выступление учащихся с сообщениями, элементы ролевой игры, работа с документальными материалами, презентация мини-проектов, беседа.

Межпредметные и межкурсовые связи:

межпредметная интеграция:

  • право: права и свободы граждан, конституционные права и обязанности
  • политология: Государство, внутренние функции государства; Конституция РФ – основной закон государства.
  • история: из истории создания РККА в 1918г, Красная Армия в годы Великой Отечественной войны, послевоенный период в истории Советской Армии.

внутрикурсовая интеграция:

  • обществознание – свобода и ответственность, признание уважения прав других; гражданин РФ; конституционные права и обязанности граждан РФ.

Средства и методы обучения: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, дискуссия,

Оборудование урока:

  1. компьютерные презентации: компьютер, проектор;
  2. дополнительная литература по теме урока;
  3. материалы СМИ по теме урока;
  4. дидактические материалы;
  5. указатели с надписями;
  6. российский герб, флаг, плакат;
  7. композиция из цветов;
  8. учебники обществознания: базовый уровень: учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений /Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др. – М.: Просвещение, 2007;: Обществознание: базовый уровень учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений/ А.Ф. Никитин.М., ДРОФА 2006.

Базовые понятия: воинская обязанность, военная служба, альтернативная гражданская служба.

Оформление класса: Парты поставлены большим четырехугольником так, чтобы в центральном месте посадить представителей «Министерства Обороны», «Комитета солдатских матерей», представители «Президента», «представители разных религиозных конфессий», слева от них – представители СМИ». На столах стоят указатели с надписями. Остальные гости (это могут быть представители другого класса) и учащиеся рассаживаются напротив. В центре четырехугольника композиция из цветов, на стене закреплен российский герб, флаг и плакат: «1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. 2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом». (Конституция РФ, статья 59)

Ожидаемый результат:

  1. Учащиеся самостоятельно подбирают и анализируют материал по теме урока; готовят презентации, устные сообщения, краткие информативные справки (для группы «Служба информации»).
  2. У учащихся формируются умения:
    • определять характерные, существенные черты общественных явлений,
    • анализировать и группировать информацию, объяснять смысл обществоведческих понятий.
    • Формулировать собственную позицию.
    • Уметь слушать других и грамотно вести дискуссию.

Ход урока

Вступительное слово учителя: Гражданин – это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями.

Причем настоящий гражданин обладает способностью рассматривать свои права как обязанности – и наоборот. Государство обращает свои законы как к гражданину. Оно обязано защищать гражданина, а гражданин обязан быть лояльным по отношению к государству, его законам и решениям. Некрасовское – «Отечества достойный сын» – остается одним из важнейших характеристик истинного гражданина. От гражданина требуется соблюдение законов и других предписаний государства, выполнение им конституционных обязанностей. Одной, из которых, является служба в армии. «1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. 2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом». (из Конституции РФ, статья 59)

Нашу конференцию мы посвятим этому вопросу: Армия. Служить или не служить СЕГОДНЯ? Что сегодня выбирает молодежь, каково мнение верующих людей, матерей, ожидающих возвращения своих сыновей?

Ведущий конференции (ученик): На нашей конференции присутствуют представители:

  • «Министерства Обороны»
  • «Комитета солдатских матерей»
  • «Представители Президента»
  • «Представители разных религиозных конфессий»

В период работы конференции действует «Служба информации» представителей СМИ и на протяжении работы конференции вносит уточнения, дополнения, делает краткие сообщения по теме урока.

Учитель: Воинская обязанность — обязанность граждан России проходить военную подготовку в рядах Вооружённых сил РФ.

Порядок исполнения гражданами РФ воинской обязанности определён в законах «О воинской обязанности и военной службе» от 1998 г. и «О статусе военнослужащих» от 1993 г.

Вопросы для обсуждения на конференции:

  • Готовы ли вы выполнить свой долг и обязанности гражданина, согласно ст. 59 Конституции РФ п.1?
  • Нарушает ли молодой человек Закон РФ и выполнение своих конституционных обязанностей, откупаясь от службы в армии?
  • Можно ли считать такого молодого человека настоящим гражданином?
  • Какую службу в армии выбрали бы вы: обычную или альтернативную?
  • Какой срок нужно определить для службы в армии?

Ведущий конференции (ученик): Давайте попробуем обсудить эти вопросы. Я предоставляю слово представителям «Министерства Обороны».

Как осуществляется призыв на военную службу, что означают понятия: воинский учет, военная служба, альтернативная гражданская служба. Каково их отличие, особенности?

Представители «Министерства Обороны»: (знакомят с этапами исполнения воинской обязанности)

1. Воинский учёт: Является государственной системой учёта и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов. Осуществляется по месту жительства граждан военными комиссариатами.

Первоначальная постановка граждан мужского пола, годных по состоянию

здоровья к военной службе, на воинский учёт осуществляется соот

ветствующими комиссиями по достижении юно шами 17-летнего возраста.

2. Обязательная и добровольная (по контракту) подготовка граждан к военной службе:

Это комплекс обязательных мероприятий, проводимых с гражданами допризывных и призывных возрастов в целях обучения их основам военной службы.

3. Призыв на военную службу:

Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооружённых силах РФ, а также, в иных войсках и формированиях.Граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту). Находясь ни военной службе, военнослужащий обязан быть верным военной присяге, мужественно и умело защищать своё Отечество; строго соблюдай. Конституцию РФ, требования общевоинских уставов Вооружённых сил РФ, беспрекословно выполнять приказы командиров (начальником) совершенствовать воинское мастерство; содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь воинское имущество; быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную и военную тайну соблюдать нормы международного права в военной области, принятые РФ.[1]

Ведущий конференции (ученик): Что волнует матерей? Обратимся к представителям «Комитета солдатских матерей».

(представители «Комитета солдатских матерей» отмечают, что их особенно волнуют неуставные отношения в воинских частях, кому может предоставляться отсрочка от службы в Армии, на какой срок. Представители «Комитета солдатских матерей» представляют

Презентацию: «Как тебе служится, солдат?» – подготовленную самостоятельно к уроку.)

Ведущий конференции (ученик): Можно ли изменить эту ситуацию в Армии? Готовы ли Вы идти служить или будите искать возможность избежать службы в Армии?

(дискуссия по данному вопросу)

Представители «Министерства Обороны»: (Отмечают, что служба в Армии – почетная обязанность гражданина Российской Федерации. Боевой путь Армии заслуживает уважения и гордости.)

Презентация: «Страницы истории нашей Армии».

Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам:

  • признанным временно не годными к военной службе по со стоянию здоровья (на срок до 1 года);
  • являющимся опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
  • занятым постоянным уходом за близкими родственниками — инвалидами первой и второй группы;
  • имеющим ребёнка, воспитываемого без матери;
  • имеющим двух и более детей;
  • обучающимся по очной форме обучения в образовательны учреждениях начального профессионального, среднего профес сионального или высшего профессионального образования (на время обучения)[2]

Ведущий конференции (ученик): Обратимся к службе информации чтобы узнать об особенностях и сроках армейской службы в армиях разных стран. Что нового придумали в армиях других государств? (ослы и крысы на службе в войсках НАТО)

(Служба информации представляет презентацию)

Ведущий конференции (ученик): Нужна ли служба в армии? Нужно ли защищать Отечество? Этот вопрос волнует любого молодого человека призывного возраста, а особенно если этот человек еще и верующий. Сегодня у нас присутствуют представители различных религиозных конфессий. Давайте послушаем их мнение.

  • православные
  • католики
  • мусульмане
  • буддисты

(высказывают свое мнение, общий смысл которого: армия нужна любому государству, без армии нет и государства. Однако, человек должен быть защищен от насилия и унижений во время службы в Армии, и если несение военной службы противоречит вероисповеданию гражданина, он вправе нести альтернативную гражданскую службу. В тоже время верующие не отказываются от защиты государства в период военных действий.)

Ведущий конференции (ученик): Что вы думаете о службе в армии женщин?

(идет дискуссия по данному вопросу)

(Служба информации сообщает о службе женщин в армиях других стран) .

Ведущий конференции (ученик): Последнее время многие молодые ребята стали задумываться об альтернативной службе. Каково ваше отношение к ней.

(идет дискуссия по данному вопросу)

Альтернативная гражданская служба особый вид трудовой деятельности , она имеет свои особенности: Осуществляется в интересах общества и государства. Осуществляется взамен военной службы (её срок в 1,75 раза превышает срок военной службы по призыву и составляет 21 месяц).

Представители «Президента»: подтверждают, что граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом.

Представители «Министерства Обороны»:

(Отмечают условия, при которых может быть реализовано право гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской службой)

(Служба информации сообщает, где в Самарской области можно проходить альтернативную военную службу.)

Ведущий конференции (ученик): Первый опыт применения этой нормы показал, что желающих воспользоваться ею не так уж много. Причина заключается в том, что альтернативная гражданская служба в роли, например санитаров, больничных нянек и уборщиков, отнюдь не легче, чем воинская служба в части, где решены проблемы дедовщины, обеспечена возможность продолжения образования и командование проявляет отеческую заботу о солдатах.

(Служба информации представляет презентацию о службе в учебной части 2-й танковой Армии (пос. Кряж), где они побывали на экскурсии)

Представители «Президента»: Кроме того, в ближайшее время предполагается постепенно увеличивать привилегии граждан, добросовестно отслуживших положенный срок в армии – бесконкурсный прием в вузы на бесплатной основе, помощь в решении жилищной проблемы и др.

Учитель: Какой мы можем сделать вывод, заканчивая работу нашей конференции?

(мнения учащихся)

Армия нужна любому государству. Гражданин Российской Федерации обязан нести военную службу в соответствии с федеральным законом. Эта норма касается всех граждан нашей страны мужского пола, достигших 18-летнего возраста. Вместе с тем закон предусматривает возможность освобождения от несения срочной военной службы отдельных категорий граждан. Но нужна такая армия, в которой основой является не прихоть командиров и «дедовщины», а порядок и законность. Где каждый солдат – достойный гражданин нашего государства.

Ведущий конференции (ученик): Всем спасибо. Наша конференция закончена.

Приложения.

Литература:

  1. Обществознание: базовый уровень: учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова и др. – М.: Просвещение, 2007.
  2. Обществознание: базовый уровень учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений/ А.Ф. Никитин. – М.: ДРОФА, 2006.
  3. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание: ЕГЭ: учебно-справочные материалы. – М.: Просвещение, 2012.
  4. Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. Обществознание. ЕГЭ: методическое пособие для подготовки. – М.: Экзамен, 2005.