Цели урока:
- Обобщить знания учащихся об имени существительном;
- Развивать орфографическую зоркость;
- Прививать интерес к языку;
- Актуализировать знания о правилах дорожного движaения, способствовать их закреплению;
- Воспитывать желание стать грамотным пешеходом.
Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку, веер с гласными, рисунок светофора, кроссворд.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
У. Сегодня наш урок посвящен Азбуке дорожного движения. Изучая азбуку дорожного движения, мы продолжим работу над именем существительным.
3
. Актуализация знаний, умений и навыков.У. К нам пришел необычный гость. Отгадайте, кто это.
Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
И машинам помогаю,
И тебе хочу помочь!
Д. Светофор.
У. К какой части речи относится это слово?
Д. К имени существительному.
У. А что такое имя существительное?
Д. Это часть речи, которая обозначает предмет, явления природы и отвечает на вопросы КТО? или ЧТО?
У. Докажите, что слово “светофор” – имя существительное.
Д. Слово “светофор” обозначает предмет и отвечает на вопрос ЧТО?
У. Молодцы. А что вы еще знаете об имени существительном?
Д. Оно изменяется по числам. Может быть одушевленным и неодушевленным, собственным и нарицательным.
4. Чистописание
.На доске:
Светофор
Далее дети рисуют из букв светофор в своей тетради. В четыре строчки пишется прописная буква П, а в ней три глазка – буква О. Получился светофор.
5. Знакомство с историей слова.
У. Как вы понимаете, что такое светофор? Что вы о нем знаете?
Д. Он помогает пешеходам правильно переходить проезжую часть, а машинам указывает, когда можно ехать, а когда нужно остановиться.
У. Ребята, а вы знаете, почему он так называется?
Д. Нет.
У. Это слово составлено из двух частей “свет” и “фор”. Первое слово нам хорошо известно. А слово “фор” произошло от греческого слова “форос”, что означает “несущий”. Вместе “светофор” значит “носитель света”.
У. А какие цвета у светофора? И что они означают?
Д. Красный свет – путь закрыт, стой.
Желтый свет – предупреждение, подожди.
Зеленый свет – можно ехать, путь открыт.
Далее ребята раскрашивают глазки своих светофоров в тетради. Рядом со светом пишут:
Красный – Стой!
Желтый – Внимание!
Зеленый – Путь открыт!
У. А у пешехода какой светофор?
Д. Два глаза у светофора. Красный – “стой”, зеленый – “иди”.
У. Зная эти правила, мы сможем избежать аварий и сохраним свою жизнь.
6. Словарная работа.
У. Сигналы светофора вы знаете. А сейчас проверим, как вы знаете правила дорожного движения.
Предлагаю разгадать кроссворд.
- Как называется часть загородной дороги?
- Как называется место, где ожидают транспорт?
- 3. Не похож я на коня,
Но седло есть у меня.
Спицы есть –
Они, признаться,
Для вязанья не годятся.
Не будильник, не трамвай,
Но звоню я – так и знай. - Как называют участника дорожного движения, идущего по тротуару?
- Опоясал каменный ремень,
Сотни городов и деревень. - Как называется место, где пересекаются улицы и дороги?
- Как называется дорожка, по которой идут пешеходы?
- На самом перекрестке
Висит колдун трехглазый,
Но никогда не смотрит тремя глазами сразу. - Шагаешь – впереди лежит,
Оглянешься – домой бежит.
Ответы: 1. Обочина. 2. Остановка. 3. Велосипед. 4. Пешеход. 5. Шоссе. 6. Перекресток. 7. Тротуар. 8. Светофор. 9. Дорога.
У. Какое слово получилось в выделенных клетках?
Д. Инспектор.
У. А кто это такой?
Д. Это человек, который следит за выполнением правил дорожного движения.
У. Верно. А что вы можете сказать обо всех словах-ответах нашего кроссворда?
Д. Это имена существительные.
У. На какие группы их можно разделить?
Д. На одушевленные и неодушевленные.
У. Хорошо.
7. Физкультминутка.
Учитель показывает сигналы светофора. На красный – стой, на желтый – хлопай в ладоши, на зеленый – шагай на месте.
8. Закрепление изученного.
У. Сегодня нам пришло любопытное письмо от автоинспектора. В нем пропущены некоторые существительные. Мы с вами должны их вставить.
На доске письмо. Читаем по цепочке и вставляем нужные слова.
Здравствуй, юный ________________! Когда ты на улице, ты становишься __________________ дорожного движения. Участниками дорожного движения являются ____________________, ________________ и ________________. Все участники дорожного движения на ________________ должны быть внимательными. _______________________ помогает регулировать дорожное движение. Пешеход ходит по _____________________. Машины едут по __________________________. При переходе дороги следуй сигналам ___________________________. Всегда переходи улицу в положенном __________________, по зебре (пешеходной _______________). Твой друг инспектор. |
После дети списывают текст и в каждом предложении подчеркиваютимена существительные, указывают их число.
9. Итог урока.
На доске:
Азбука города.
Город, в котором с тобой мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Вот она, азбука, – над головой,
Знаки навешаны над мостовой.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
(Я.Пишумов)
У. Над какой частью речи мы сегодня работали?
У. Что такое имя существительное?
У.Какую азбуку мы сегодня повторяли?
У. Я желаю вам быть внимательными не только на уроках, но и на улицах города, всегда помнить о правилах дорожного движения.
Использованная литература:
- Извекова Н.А. правила дорожного движения: Учеб.пос. для 3кл. – М.: Просвещение, 1985.
- Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981.
- http://doshvozrast.ru/
- http://detskieradosti.ru/
- http://kroxa.com.ua/
- http://moyaradost.ru/
- http://veselajashkola.ru/