В нашей школе уроки трудовое обучение в коррекционных классах ведется в соответствии с учебным планом, занятия проводятся 2 раза в неделю.
Коррекционно-развивающее обучение осуществляется на уроках в соответствии с государственным образовательным стандартом.
Одной из основных задач коррекционно-развивающего обучения является: Социально-трудовая адаптация.
Процесс трудового обучения является своеобразной моделью реальной трудовой деятельности (основной составляющей социальной адаптации) то, следовательно, при правильной организации трудового обучения социальная адаптация будет более успешной.
Целью моей работы являлся поиск эффективных путей социальной адаптации учащихся через трудовое обучение, включение детей в социальную среду, приобщение к общественной жизни на уровне их психофизических возможностей. Активные формы обучения являются для современной специальной (коррекционной) школы актуальными и перспективными.
Особенно важно привить детям интерес к труду в самых различных его формах. Большая роль в формировании интереса к труду принадлежит учителю, который должен использовать различные методы подачи учебного материала, давать посильные и общественно значимые задания, бережно относиться к детским поделкам, вносить в обучение элементы занимательности и игровой деятельности. Поэтому, мне необходимо искать новые оценки знаний, умений и навыков, продумывать возможности активизации деятельности школьников на каждом занятии, создавая условия, способствующие повышению уровня мотивации. Для этого применяются различные формы работы. Одной из форм в трудовом обучении является метод проектов, который открывает значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет обучать детей самостоятельной поисковой деятельности, повышает мотивацию к обучению. Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации, и, прежде всего, ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатками интеллекта и на коллективную деятельность. Так как учащиеся не всегда могут самостоятельно выбрать тему, определить цели и задачи предстоящей работы, то помощь учителя в этом необходима.
Тематика проектов – подарки.
Особенность представленного проекта заключается в том, что работа ведется по двум направлениям.
Во-первых, это непосредственно, развивающая, самостоятельная практическая трудовая деятельность учащихся.
Во-вторых – это нравственный аспект, направленный на воспитание таких личностных качеств как коллективизм, любовь и забота о людях.
Проект рассчитан также на закрепление знаний и практических умений учащихся в изготовлении изделия – подарок.
Данный проект рассчитан на закрепление знаний и умений учащихся в изготовлении изделия из тестопластики.
Цель проекта: Способствовать созданию условий для самореализации личности ребенка в процессе трудовой деятельности изготовления подарка.
Задачи:
- Закрепить знания и умения у учащихся при выполнении изделия из теста, художественного оформления изделия по теме: “Виды теста” – 7-й класс. Закрепить умение учащихся: работать в бригаде, выполняя свою часть задания, по теме: “Друзья на празднике” – 3-й класс.
- Развивать практические умения учащихся, способность перевода умений с репродуктивного к конструктивному, а по возможности к творчеству.
- Формировать ответственное отношение к трудовой деятельности как социальной ценности.
Предмет проекта: спланированная трудовая и конструктивно-творческая деятельность детей.
Проект по продолжительности рассчитан на 2 урока учебного времени, в каждом классе.
Режим работы: урочное время.
Доминирующая деятельность: трудовая.
Характер координации: личностный, общественный.
Проект имеет внутренние и внешние контакты.
Участники проекта: учитель трудового обучения, учащиеся 7-го и 3-го специальных (коррекционных) классов VII вида.
Успешность выполнения проекта обеспечивается следующими условиями:
1. Инструктаж:
1. Проблему превратить в творческую задачу.
2. Изучить возможности каждой группы.
3. Работать по плану.
4. Составить график работы, последовательность выполнения проекта группами.
5. Определить обязанности внутри каждой группы .
6. Определить наличие материалов и исправных инструментов .
7. Мотивационная готовность.
В результате осуществления проекта содействовать формированию следующих качеств: умение планировать свою работу, ответственность за работу, психическая и физическая готовность к интенсивной работе, выносливость, коммуникабельность, творческая, активность, заботливость.
План осуществления проекта.
- Социальная адаптация: эмоциональное благополучие в социальной среде, умение поддержать доброжелательное отношение.
- Отработать на учебных занятиях всех алгоритмов с элементами конструктивных действий.
I этап включает в себя подготовку учащихся предстоящей работе, знакомство с планом работы, ее целью и задачами, положительный эмоциональный и творческий настрой на работу.
Учитель |
Учащиеся |
1 |
2 |
Формулирует: | Осуществляет: |
– проблему проекта | – личностное присвоение проблемы |
– сюжетную ситуацию | – вживание в ситуацию |
– цель и задачи | – принятие, уточнение и конкретизация цели и задач. |
II этап предусматривается изучение и рассматривание вопросов:
– продумывание работы, внесение дополнений учащихся;
– подбор необходимых инструментов и материалов;
– обсуждение технологии выполнения работы;
– повторение техники безопасности.
Организует деятельность – предлагает: | Осуществляют: |
– организовать группы | – разбить учащихся на группы |
– назначить ответственного в группы | – выбрать ответственного в группе |
– спланировать деятельность по решению задач проекта | – планируют работы в 7-й классе. (Для 3-го класса планирует работу учитель) |
III этап включает в себя практическое выполнение работы по плану:
Не участвует, но: | Работают активно и самостоятельно: |
– консультирует учащихся по необходимости | – все работают сообща |
– контролирует | – консультируются по необходимости |
– дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость | – “добывают” недостающие знания |
– репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов | – подготавливают презентацию результатов |
Материал для работы:
Соленое тесто.
Фурнитура (шнурки, пряжка, упаковочный материал).
Замес теста – 7-й класс (Рисунок 1).
Подбор фурнитуры – 3-й и 7-й класс.
Выполнение подарочных коробочек – 3-й класс.
Соединение брелока и упаковки – совместно 7-й и 3-й класс.
Выполнение практической работы по плану.
1 учебное занятие. 7-й класс.
Учащиеся в группе подготавливают материал в виде соленого теста для подарочного изделия “брелок” по рецепту. (Рисунок 2)
Рецепт:
1 стакан воды, 1 стакан соли, 2 стакана муки, крем 1 ст. ложка.- Подготовка продуктов – мука, соль, вода, крем.
- Смешать воду и соль до растворения соли, добавить крем, муку.
- Замесить тесто до упругого состояния.
- Нарезать тесто на детали.
1 учебное занятие. 3-й класс.
- Собрать детали теста по образцу. (Рисунок 3)
- Положить изделие на подставку для высыхания.
- Привести изделие в законченный вид. (Рисунок 4,5)
2 учебное занятие. 7-й класс.
Учащиеся отрабатывают идеи в выборе упаковки для подарка.
- Выбирать упаковку с помощью интернета. (Рисунок 6,7)
- Выбирать соответствующий материал для упаковки.
- Вырезать шаблоны для упаковки.
- Вырезать упаковку по шаблону из бумаги.
- Собрать упаковку.
2 учебное занятие. 3-й класс.
- Раскрасить изделие “брелок” гуашью. (Рисунок 8,9)
- Привязывают шнурок к “брелоку”.
- Упаковать брелок в упаковку.
- Украсить упаковку. (Рисунок 10)
IV этап – предполагает подведение итогов выполненной работы, оценки деятельности учащихся, анализ действий и поступков при выполнении деятельности, сравнение своих результатов с результатами сверстников и ожидаемыми результатами. Поощрение учащихся. Вручение подарков мамам.
Большое воспитательное значение в реализации данного проекта носила итоговая часть. А именно: вручение подарков. Для юных мастеров данный проект послужил толчком к мотивации учебной деятельности и активизации познавательных процессов.