Цель: формирование экологической культуры, бережного отношения детей и родителей к природе.
Задачи:
- Воспитывать и развивать бережное отношение к природе;
- Уточнить и закрепить знания детей о редких животных и растениях Кузбасса;
- Активизировать словарный запас ребёнка, знакомство с новыми словами;
- Учить понимать пользу и значение природной среды в жизни человека;
- Закрепить правила поведения в природе;
- Развивать внимание, мышление, память;
- Повлиять на эмоциональный и духовный мир ребёнка;
- Воспитывать навыки позитивного общения, активную жизненную позицию;
- Помогать установлению доверительных отношений между родителями и детьми, сплочению семей, сближению родительского и детского коллективов.
Материалы и оборудование:
- Презентация «Животные и растения Красной Книги Кузбасса» (Презентация1);
- Макет кроссворда (Слайд 2, Слайд 3, Слайд 4 в Презентации 2);
- Лото /2 варианта игры/ (Слайд 5 и Слайд 6 в Презентации 2);
- Макет мини-кроссвода (Слайд 7 и Слайд 8 в Презентации 2);
- Паззлы «Собери картинку» (Слайд 9 в Презентации 2);
- Карточки с ребусами «Составь слово» (Слайд 10 в Презентации 2);
- Карандаши, фломастеры, бумага и др. канцелярские принадлежности.
Предварительная работа:
- Цикл занятий по знакомству с Красной Книгой Кемеровской области и редкими животными, занесёнными в неё;
- Беседы с детьми о пользе и важности природоохранной деятельности человека;
- Выпуск стенгазеты для родителей (Слайд 11 в Презентации 2);
- Создание экологического бюллетеня с детьми для родителей (Слайд 12 и Слайд 13 в Презентации 2);
- Организация экологического праздника.
Ход викторины
Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые родители! Сегодня к нам в гости пришёл старичок – Лесовичок. Он пришёл из Тайги рассказать Вам о Красной Книге Кузбасса.
Дети: А мы знаем уже такую книгу!
Лесовичок: Какие вы, детки, молодцы! Тогда давайте проверим, что вы знаете о ней? А как вы думаете, почему она называется «Красной»? Что означает этот цвет?
Дети: Красный цвет – цвет тревоги, опасности, запрета.
Лесовичок: Совершенно верно! Красный цвет книги означает запрещающий цвет: остановись, не губи, стоп! Дальше так нельзя. Красный цвет – согнал тревоги и опасности, это сигнал SOS, который подают нам животные и растения. То есть книгу назвали именно так, чтобы привлечь внимание людей и попробовать остановить варварское уничтожение природы!
Воспитатель: Поэтому и жетоны для нашей викторины мы сделали из красной бархатной бумаги, т.к. настоящие ценные книги охраны природы издаются в красном или бордовом бархатном переплёте.
Эти жетоны получают участники в каждом туре викторины. Какая команда заработает больше всех жетонов, та и станет победителем.
Лесовичок: Итак, давайте начнём первый тур, который называется «Вопросник». Здесь команда за каждый правильный ответ получает жетон.
Вопросы
- Редкая рыба, икра которой запрещена к продаже? (осётр)
- Какие деревья, занесённые в Красную Книгу, Вы знаете? (липа, кедр, пихта)
- Какое дерево зацветает позднее всех весной? (липа)
- Какая охота разрешена в любое время года? (фотоохота)
- Какое хвойное дерево обладает лечебными свойствами, их хвои которого готовят эфирное масло? (пихта)
- Самое большое хвойное дерево в Тайге, семена которого люди употребляют в пищу? (кедр)
- Речной строитель плотин? (бобр)
- «Сохатый» великан Тайги? (лось)
- Житейское, народное название купальницы азиатской? (огонёк, жарок)
- Что это за растение? /показывается аналогичная фотография, большего размера/ (родиола розовая)
Воспитатель: Молодцы команды, отлично справились.
Лесовичок: Здорово! Мне понравилось, как вы дружно отвечали. А теперь предлагаю вам немного передохнуть, а заодно и мне помочь. У меня есть несколько фотографий, который случайно разрезал мой внучок, а я собрать не могу. Но я знаю, что вы в детском саду и дома ловко собираете такие картинки. Но мои не совсем обычные, на каждой из них написано растение или животное, которое изображено. Так вот кто быстрее прочтёт слово, тот и получит жетон.
Каждой команде даёт конверт с частями картинки.
Команды собирают паззлы. Победителю вручается жетон.
Лесовичок: Отлично! Как же вы быстро собрали. Теперь я покажу своему внучку, как нужно составлять картины из частей. Спасибо за помощь.
Воспитатель: Дети и родители, давайте покажем старичку Лесовичку, что мы умеем не только ловко собирать картины, но ещё и отгадывать кроссворды!
Лесовичок: Неужели вы и это умеете? С удовольствием посмотрю!
Воспитатель: Конечно, дедушка, умеем. Переходим к следующему туру нашей викторины «Кроссворд». Кто быстрее прочтёт главное слово, и кто быстрее заполнит весь кроссворд, получит жетоны.
Командам раздаются экземпляры кроссворда, листы с вопросами, ручки, карандаши, фломастеры, листы белой бумаги приготовлены на столах. Команды приступают к заданию.
Вопросы к кроссворду
- Один из самых ранних цветов в лесу. (кандык)
- Хищное животное с кисточками на ушах. (рысь)
- Чёрная птица, похожая на цаплю. (аист)
- Другое название снежного барса. (ирбис)
- Млекопитающее, живущее на берегу реки, родственница крысы. (ондатра)
- Хвойное растение с мягкими короткими иголками. (пихта)
- Небольшое пугливое рогатое животное, живущее в лесу. (косуля)
- Орешками этого могучего дерева любят лакомиться и люди и животные. (кедр)
- Зубастый олень. (кабарга)
- Сокол, занесённый в Красную Книгу Кемеровской области. (сапсан)
- Млекопитающее, перегораживающее реки. (бобр)
- Дерево, имеющее жёлтые серёжки и листья в форме сердечек. (липа)
- Яркий оранжевый лесной цветок. (огонёк)
- «Туфелька» богини Венеры. (башмачок)
- Слепой подземный житель. (крот)
- Кого называют «сохатым»?. (лось)
- Белый горный цветок. (эдельвейс)
Лесовичок: Ух, какие вы молодцы! Никогда не видел, чтоб так быстро и безошибочно отгадывали кроссворды. А теперь я хочу с вами поиграть. Но только не в подвижную игру, т.к. я уже старенький, а в настольную – в лото. Я буду вытаскивать из волшебного мешочка картинку, а вы будут закрывать на своих карточках такие же. Смотрите, не ошибитесь, на ваших карточках есть по 2 фотографии одного животного, внимательно выбирайте картинку.
Команды играют в лото до первого победителя. Ему вручается жетон.
Лесовичок: Ой, как я люблю эту игру, особенно, когда так превосходно играют. Я предлагаю вам ещё немного поработать с карточками, но уже с другими. Игра называется «Крестики – нолики». Это не совсем обычная игра, не такая, в какую вы играете дома или с друзьями. Я вам буду читать утверждения, а вы на своих карточках, в клеточке с номер утверждения ставите «+» или «-», если вы согласны или нет с данным предложением. А в конце проверим, правильно ли Вы расставили знаки. У кого не будет ошибок, получит жетон.
Игрокам раздаются заготовки карточек. Лесовичок читает утверждения, команды заполняют соответствующие ячейки в карточках. Потом карточки игроков сравниваются с правильно заполненной.
Лесовичок: Здорово! Класс! Какие же вы молодцы, ребята. Вот всё умеете. Хотя…. Я знаю, что вы не умеете отгадывать ребусы!
Дети: Умеем! Умеем!
Лесовичок: А вот мы сейчас и проверим. Я раздаю вам карточки, на которых изображены животное. Название нужно вписать в клеточки под картинкой. Но не всё так легко. У главного слова нет картинки, поэтому отгадать его вы сможете, когда заполните все слова и по линиям впишете соответствующие буквы. Кто первый скажет главное слово, тот и выиграл.
Командам раздаются карточки с ребусами. По окончании конкурса победителю вручается жетон.
Лесовичок: Охо! И правда умеет славно разгадывать ребусы. Мы вот с вами уже столько времени говорим о природе, её охране, для чего этого нужно и как это важно. Но мы не упомянули о самом главном деятеле, который может, как уничтожить, так возродить окружающую среду. У меня есть мини-кроссворд, который поможет нам отгадать, кто же это такой, всесильный, а заодно и узнаем ещё немного о редких видах.
Командам раздаются заготовки с мини-кроссвордом. Лесовичок зачитывает определение каждого слова. Игроки заполняют соответствующие строки. Кто правильно заполнит все слова, тот и получает жетон.
Вопросы к мини-кроссворду
- Какой аист занесён в Красную Книгу Кузбасса? (чёрный)
- Самый крупный орёл. (беркут)
- Длинноногий гигант леса. (лось)
- Орёл с белым хвостом. (орлан)
- Цветок – символ гор. (эдельвейс)
- Другое название сосны сибирской. (кедр)
- Подземное насекомоядное животное. (крот)
Лесовичок: Совершенно верно! Это человек в ответе за природу. Он может как погубить, так и восстановить виды животных и растений. Но, не смотря на свою власть, люди – часть природы. Без природы не будет и человека. Поэтому в наших силах сделать нашу Землю красивее и прекраснее, чтобы все жили в гармонии. А чтобы заботиться о братьях наших меньших мы вспомним правила поведения в природе. У меня есть картины, изображающие действия людей, а вы будете говорить, что там изображено и можно ли так поступать. Договорились?
Дети: Да!
Лесовичок: Вот и отлично! Начинаем.
Показывает презентацию «Правила поведения в лесу».
Лесовичок: Прекрасно! Вы правильно всё ответили, запомнили, чего же нельзя делать. А теперь давайте отдохнём и немного порисуем. Предлагаю вам творческое задание. Командам необходимо нарисовать «Знаки друзей природы», т.е. нарисовать знаки, изображающие или символизирующие, что МОЖНО и даже НУЖНО делать, чтобы сохранить и воссоздать природные объекты.
Команды рисуют. Жетон вручается команде, которая за отведённое время составила больше всех знаков.
Лесовичок: Молодцы! Замечательные и понятные знаки у вас получились! Я возьму их с собой в Тайгу, буду развешивать на деревьях, чтобы люди, отдыхая на природе, не забывали о ней, о том, что порой от действий человека исчезает часть нас самих.
Спасибо вам большое за прекрасно проведённое время. Я многое узнал, посмотрел, какие замечательные ребята и родители есть. А сейчас настало время мне наградить победителя.
Подсчитывают количество жетонов за все конкурсы. Определяется победитель (победители).
Лесовичок: А чтобы закрепить полученные знания и начать работу по спасению природы, я дарю победителю этот саженец кедра. Его можно посадить в Ботаническом саду под открытым небом. Это будет ваше именное дерево – символ вашей семьи. Остальным участникам я приготовил тоже подарки – билеты на экскурсию в Кемеровский краеведческий музей, где вы сможете увидеть изображения и фигуры животных нашей Тайги, послушать рассказ экскурсовода и сфотографировать на память.
Награждение победителей.
Воспитатель: Вот и подошла к концу наша викторина, давайте проводим старичка Лесовичка, пожелаем ему долгих лет и процветания наших лесов.