Т.В. Башаева считает, что восприятие предмета с помощью разнообразных органов чувств дает полное и правильное представление о предметах, помогает узнавать предмет по одному или нескольким свойствам. Воспоминание о каком-либо ярком свойстве предмета может вызвать у ребенка воспоминания обо всем предмете. В процессе включения всех органов чувств в восприятие могут раскрывать индивидуальные способности ребенка, в основе которых лежит повышенная чувствительность каких-то органов. [1]
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребёнка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослыми. [3]
Цель: Формирования правильных способов взаимодействия с живыми и искусственными объектами природы.
Задачи:
- Воспитывать гуманное отношение к природе (нравственное воспитание).
- Формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие).
- Развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природу, восхищаться ею, желание сохранить ее).
Материал: Аудиозапись «Шаги по снегу», живая ветка ели, искусственная ветка ели, ваза с водой, искусственная елочка, елочные игрушки, шарф.
Ход занятия
Организационный момент.
Звучит аудиозапись «Шаги по снегу»
Воспитатель: Прислушайтесь, Вы ничего не слышите?
Кто пришел так тихо-тихо?
Ну конечно не слониха
И. конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал
И услышать не могли,
Как воздушная снежинка
Тихо на руку легла.
И ледочек в луже треснул
И повсюду тишина.
Это значит, это значит,
Тихо к нам пришла зима!
Воспитатель: Ребята, а какой скоро праздник? (Новый год)
Воспитатель: А кто на новый год к нам приходит из леса? (Дед мороз, Снегурочка, Ёлочка)
Рассматривание искусственной и живой ветки елки
Воспитатель: Вот посмотрите у меня есть две еловые ветки. Одну мне подарила елочка, которая живет в лесу, а вторую я купила в магазине. И пока я несла их сюда, совсем запуталась, кто из них от куда. Давайте вместе попробуем в этом разобраться.

– Как вам кажется, чем похожи эти веточки? (зеленые, колючие)
– Давайте, подумаем и найдем отличия этих веточек.

Опыты с ветками
- понюхать веточки: пахнет из леса, не пахнет - из магазина
- потрогать
- пошуршать иголками
Воспитатель: Если эта веточка пахнет, она из леса, там растет. Значит она какая? (живая)
А что нужно этой веточке, раз она живая? (Свет, вода)
– У меня есть вазочка с водой, давайте поставим эту веточку в нее. (дети ставят веточку в вазу и располагают эту вазу в уголке природы)
А эта веточка из магазина, пластмассовая, ее сделал человек. Значит она какая? (искусственная)
Игра «Найди веточку»
- Мы сначала попробуем найти живую веточку елки по запаху, завязав глаза. (1–2 ребенка)


- Так же с завязанными глазами на ощупь потрогав ветку рукой (1–2 ребенка)

- На слух (поводить рукой по веткам)

Воспитатель: Молодцы! А вы знаете, как называют ветки елочки? (Нет). Их называют лапами. Посмотрите, какие они большие и густые.
– Ребята, а вы знаете почему у всех деревьев листочки, а у елки – иголки? (Нет)
Воспитатель: Тогда послушайте сказку:
«Зимой деревья спят. А перед сном, осенью, они раздеваются – снимают свои листочки. Только елка не захотела снимать листья. Она свернула их в тонкие зеленые трубочки. (Воспитатель сворачивает в трубочку вырезанный из бумаги листок). И превратились трубочки в иголки. Так и стоит елка и зимой и летом в одном и том же колючем зелёном платье. Поэтому в народе про нее говорят «Зимой и летом – одним цветом».
Физминутка «Снежок».
| Раз, два, три, четыре, Мы с тобой снежок слепили. Круглый, крепкий, очень гладкий И совсем, совсем не сладкий! Раз – подбросим, Два – поймаем, Три – уроним И сломаем! |
Загибают пальчики, начиная с большого пальца Лепят, сменяя положение ладоней ![]() Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую Грозят пальчиком Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок ![]() Приседают, ловят воображаемый снежок Встают, роняют воображаемый снежок Топают ногами |
Дидактическая игра
Воспитатель: Ребята, а вот у меня есть волшебный мешочек, в котором спрятались животные. Нужно будет вытащить животного и рассказать, как ему зимой помогает елочка.
Дети по одному вытаскивают животных (лиса, заяц, белка, медведь)

– Лиса – выслеживает зайчика;
– Заяц – прячется под веточками;
– Медведь – устраивает берлогу
Воспитатель: Ребята, а у меня есть искусственная маленькая елочка. Давайте вместе ее нарядим к новому году.
Дети вместе с воспитателем наряжают елочку.

Список использованной литературы:
- Дыбина О.В. и др. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2001. 10.
- Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования. – М., 2002.
- Методика ознакомления детей с природой в детском саду»./ Под ред. П.Г. Саморуковой – М., 1991.

