Т.В. Башаева считает, что восприятие предмета с помощью разнообразных органов чувств дает полное и правильное представление о предметах, помогает узнавать предмет по одному или нескольким свойствам. Воспоминание о каком-либо ярком свойстве предмета может вызвать у ребенка воспоминания обо всем предмете. В процессе включения всех органов чувств в восприятие могут раскрывать индивидуальные способности ребенка, в основе которых лежит повышенная чувствительность каких-то органов. [1]
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребёнка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослыми. [3]
Цель: Формирования правильных способов взаимодействия с живыми и искусственными объектами природы.
Задачи:
- Воспитывать гуманное отношение к природе (нравственное воспитание).
- Формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие).
- Развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природу, восхищаться ею, желание сохранить ее).
Материал: Аудиозапись «Шаги по снегу», живая ветка ели, искусственная ветка ели, ваза с водой, искусственная елочка, елочные игрушки, шарф.
Ход занятия
Организационный момент.
Звучит аудиозапись «Шаги по снегу»
Воспитатель: Прислушайтесь, Вы ничего не слышите?
Кто пришел так тихо-тихо?
Ну конечно не слониха
И. конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал
И услышать не могли,
Как воздушная снежинка
Тихо на руку легла.
И ледочек в луже треснул
И повсюду тишина.
Это значит, это значит,
Тихо к нам пришла зима!
Воспитатель: Ребята, а какой скоро праздник? (Новый год)
Воспитатель: А кто на новый год к нам приходит из леса? (Дед мороз, Снегурочка, Ёлочка)
Рассматривание искусственной и живой ветки елки
Воспитатель: Вот посмотрите у меня есть две еловые ветки. Одну мне подарила елочка, которая живет в лесу, а вторую я купила в магазине. И пока я несла их сюда, совсем запуталась, кто из них от куда. Давайте вместе попробуем в этом разобраться.
– Как вам кажется, чем похожи эти веточки? (зеленые, колючие)
– Давайте, подумаем и найдем отличия этих веточек.
Опыты с ветками
- понюхать веточки: пахнет из леса, не пахнет - из магазина
- потрогать
- пошуршать иголками
Воспитатель: Если эта веточка пахнет, она из леса, там растет. Значит она какая? (живая)
А что нужно этой веточке, раз она живая? (Свет, вода)
– У меня есть вазочка с водой, давайте поставим эту веточку в нее. (дети ставят веточку в вазу и располагают эту вазу в уголке природы)
А эта веточка из магазина, пластмассовая, ее сделал человек. Значит она какая? (искусственная)
Игра «Найди веточку»
- Мы сначала попробуем найти живую веточку елки по запаху, завязав глаза. (1–2 ребенка)
- Так же с завязанными глазами на ощупь потрогав ветку рукой (1–2 ребенка)
- На слух (поводить рукой по веткам)
Воспитатель: Молодцы! А вы знаете, как называют ветки елочки? (Нет). Их называют лапами. Посмотрите, какие они большие и густые.
– Ребята, а вы знаете почему у всех деревьев листочки, а у елки – иголки? (Нет)
Воспитатель: Тогда послушайте сказку:
«Зимой деревья спят. А перед сном, осенью, они раздеваются – снимают свои листочки. Только елка не захотела снимать листья. Она свернула их в тонкие зеленые трубочки. (Воспитатель сворачивает в трубочку вырезанный из бумаги листок). И превратились трубочки в иголки. Так и стоит елка и зимой и летом в одном и том же колючем зелёном платье. Поэтому в народе про нее говорят «Зимой и летом – одним цветом».
Физминутка «Снежок».
Раз, два, три, четыре, Мы с тобой снежок слепили. Круглый, крепкий, очень гладкий И совсем, совсем не сладкий! Раз – подбросим, Два – поймаем, Три – уроним И сломаем! |
Загибают пальчики, начиная с большого пальца Лепят, сменяя положение ладоней Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую Грозят пальчиком Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок Приседают, ловят воображаемый снежок Встают, роняют воображаемый снежок Топают ногами |
Дидактическая игра
Воспитатель: Ребята, а вот у меня есть волшебный мешочек, в котором спрятались животные. Нужно будет вытащить животного и рассказать, как ему зимой помогает елочка.
Дети по одному вытаскивают животных (лиса, заяц, белка, медведь)
– Лиса – выслеживает зайчика;
– Заяц – прячется под веточками;
– Медведь – устраивает берлогу
Воспитатель: Ребята, а у меня есть искусственная маленькая елочка. Давайте вместе ее нарядим к новому году.
Дети вместе с воспитателем наряжают елочку.
Список использованной литературы:
- Дыбина О.В. и др. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2001. 10.
- Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования. – М., 2002.
- Методика ознакомления детей с природой в детском саду»./ Под ред. П.Г. Саморуковой – М., 1991.