Цели урока:
- Формировать умение читать, записывать и сравнивать числа больше 1000.
- Закреплять умения представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых.
- Формировать умение решать задачи изученных видов.
- Развивать вычислительные навыки, логическое мышление, память, речь.
- Продолжить работу по формированию коммуникативных компетенций.
Оборудование:
Плакат “Планеты Солнечной системы”, картинки с изображением Солнца, Луны, Сатурна, Марса, Юпитера, космического корабля “Буран”. Портрет Ю.А.Гагарина. Карточки с заданиями, задачами, числами.
Учебник: Моро М.И. Математика. 4 класс. 2 часть.
Ход урока
I. Вступление.
Сегодня, ребята, нам предстоит совершить необычное путешествие к неизвестной планете. Вам предстоит быть астронавтами. Но, астронавтами не простыми, а астронавтами, которые хорошо знают, а главное любят математику. И цель у нас одна – благополучно преодолеть все трудности и опасности, которые будут встречаться во время нашего путешествия. А потребуются для этого – математические знания, смекалка, внимание и умение трудиться и дружить в коллективе.
II. Организационный момент. Объявление темы и целей урока.
III. Устный счет.
– Приготовьтесь. Наш звездолет отправляется в полет. Требуется проверить готовность экипажа.
- Назовите число, в котором 13 ед. II класса и 270 ед. I класса. Дайте характеристику этого числа.
- Назовите число, которое состоит из 7 ед. тысяч, 2 сотен, 5 десятков и 5 единиц. Дайте характеристику этого числа.
- Назовите число, в котором 135 десятков тысяч (на доску прикрепляется карточка с числом).
- Назовите число, в котором 135 единиц тысяч (на доску прикрепляется карточка с числом).
- Назовите число, в котором 135 сотен (на доску прикрепляется карточка с числом)..
- Назовите число, в котором 135 десятков (на доску прикрепляется карточка с числом).
. – Чем похожи числа?
– Какие это числа?
– Как они расположены?
– Уменьшите их в 10 раз.
7. Рассмотрите запись. Что можете сказать?
50.000 + 6.000 + 800 + 4 = 56.804
7.000 + 400 + 90 + 1 = 7.491
100.000 + 60.000 + 3.000 + 200 + 70 + 8 = 163.278
– Какое из данных чисел больше? Почему? Докажи.
8. Задачи.
Космический спутник за 3 дня полета сделал 396 снимков. Сколько снимков спутник делал за один день?
В длительное космическое путешествие астронавты взяли фильмы с любимыми сказками. Каждую неделю полета они просматривали по 14 фильмов. Сколько фильмов они просмотрели, если полет длился 14 дней?
На околоземной орбите вращалось 27 метеоспутников. Через месяц их количество увеличилось в 5 раз. Сколько спутников стало?
– Ну, что ж наш экипаж хорошо подготовился к полету. Наш звездолет готов к запуску. Полетели!
IV. Самостоятельная работа.
– Полет идет нормально. Но вот и первое препятствие. Наш звездолет пролетает мимо самой яркой звезды Солнца (один из обучающихся дает краткую справку о Солнце).
– Вычислите и найдите карточку с правильным ответом ( трое обучающихся идут к доске, остальные выполняют работу в тетрадях).
1) 18.000 : 10 |
2) 830х 100 |
3) 54.000 : 1.000 |
600.000 : 100 |
5. 600 х 10 |
53 х 1.000.000 |
75.800 : 100 | 8.540 : 10 | 199 х 1.000 |
356 х 1.000 | 1. 000.000 : 1.000 |
Карточки с ответами:
1.800 – Ю | 83.000 – Г | 54 – Р |
6.000 – Р | 56.000 – А | 53.000.000 – И |
758 – И | 854 – Г | 199.000 – Н |
356.000 – Й | 1.000 – А |
– Чему вы учились, выполняя работу?
Учитель показывает портрет Ю.А.Гагарина и рассказывает о нем.
V. Физкультминутка.
– Наш звездолет успешно преодолел препятствие. Экипажу требуется отдых.
Раз, два – стоит ракета.
Три, четыре – звездолет.
Раз, два – хлопки в ладоши.
А потом на каждый счет,
Раз, два, три, четыре,пять.
Руки выше,
Плечи шире.
А сейчас мы вместе с вами отправляемся в полет.
VI. Решение уравнений.
– Продолжаем путешествие. Наш звездолет должен пролететь мимо планеты – гиганта Сатурн (один из обучающихся дает краткую справку о Сатурне).
– Итак, у Сатурна очень сильное притяжение. Постараемся преодолеть следующее препятствие. Готовы?
– Прочитайте уравнения, называя компоненты действий.
1 в. Х : 15 = 135 | 2 в. Х х 12 = 108 | 3 в. 345 + Х = 200 |
804 : y = 201 | 27 х y = 81 | y – 96 = 192 |
– Как нашли неизвестное число?
– Молодцы! И еще одно препятствие преодолели. Передохнем (обучающиеся выполняют разминку для глаз).
VII. Решение задач.
Карточки с текстами задач у каждого ученика. Проверка решения задач выборочная.
– Посмотрите, ребята, впереди опять опасность. На звездолете объявляется готовность №1. Мы пролетаем планету Марс (один из обучающихся дает краткую справку о Марсе).
– Решите задачи.
1.Часовщик ремонтировал часы. Из них будильников он отремонтировал 253 штуки, часов с кукушкой – на 187 меньше, чем будильников, а обыкновенных настенных – на 358 штук больше, чем будильников и часов с кукушкой вместе. Сколько часов отремонтировал часовщик?
2. Пасечник собрал мед в два бидона. В одном бидоне было 72 кг меда, а в другом в 6 раз меньше. Весь мед он разлил в банки по 3 кг в каждую. Сколько банок ему потребовалось?
3. В хозяйстве фермера было 639 куриц, гусей – в 3 раза меньше, а уток на 219 больше, чем гусей. Сколько всего птицы было в хозяйстве у фермера?
4.В шахматном турнире участвовало 96 человек. Из них девочек было 12, остальные мальчики. Во сколько раз больше мальчиков принимало участие в шахматном турнире, чем девочек?
VIII. Повторение.
– Ребята, на нашем звездолете неисправность. И мы можем столкнуться с планетой Юпитер (один из обучающихся дает краткую справку о Юпитере).
– Попробуем починить звездолет.
1 м = …см …мм | 1 км = …м …см | 1 дм = …см …мм; |
1 ч = …мин …сек | 1 мин = …сек | 1 сут = … ч …мин |
– Преобразуйте.
135 мин = …ч …мин; |
73 сек = …мин…сек |
29 ч = …сут …ч |
3 сут = … ч |
370 м = … дм …см | 680 дм = …см |
1.234 м = … …км …м | 53 м = … дм …см |
– Звездолет исправен. Продолжаем наш полет.
IX. Геометрический материал.
– Ребята, посмотрите в иллюминаторы. Мы видим что – то необычное. Это Луна (один из обучающихся дает краткую справку о Луне).
– Приготовьтесь сфотографировать ее. Но, для этого надо выйти в открытый космос.
– Приготовьтесь!
Начертите прямоугольник со сторонами 6 см и 3 см. Найдите площадь и периметр прямоугольника.
– Какая фигура называется прямоугольником?
– Как найти площадь?
– Как найти периметр?
– Молодцы! Фотографии получились замечательные!
Х. Повторение таблицы умножения.
Учитель демонстрирует обучающимся карточки с табличными случаями умножения. Обучающиеся выходят к доске и приклеивают квадратики на лист ватмана.
Из квадратов с правильными ответами должен получиться плакат, на котором изображена сказочная планета.
– Наш звездолет приземлился на чудесной планете.
XI. Подведение итога урока.
– Как назовем планету?
– Что помогло нам преодолеть все препятствия?
– Что вам понравилось на уроке?
– Оцените свою работу на уроке.
– Спасибо, ребята, за активную работу на уроке и хорошие ответы!