Цель урока: изучить транспорт Архангельской области, выявить его влияние на окружающую среду.
ХОД УРОКА
Учитель. Мы живем в современном мире. Нас окружают, и пользуемся мы разными видами транспорта. Транспорт – важнейшая из отраслей экономики.
Вопрос:
Назовите, какое значение имеет транспорт?
Ответ:
- Транспорт «кровеносная система» экономики.
- Влияет на размещение отраслей экономики
- Связывает потребителя и поставщика
- Является основой географического разделения труда.
- Способствует освоению территории
Учащиеся заносят информацию в путевой лист.
Учитель: Какие виды транспорта вы знаете? Какие из них развиты в Архангельской области?
Сообщение по теме «История развития транспорта в Архангельской области»
Учащиеся заполняют схему «Виды транспорта в Архангельской области» в путевом листе.
Учитель: Работаем с учебным пособием «География Архангельской области», открываем стр.142. табл. 12
Учитель: Как можно оценить работу транспорта?
Ответ: Оценить работу транспорта можно по грузообороту, пассажирообороту.
Повторим:
Грузооборот – ?
Пассажирооборот – ?
– Ребята, на схеме подчеркните самый востребованный.
– Назовите самый «грязный», обоснуйте свой ответ
Ответ: Самый востребованный в перевозке грузов -железнодорожный – 50%
– В перевозке пассажиров главенствует автомобильный транспорт – 95% всех пассажироперевозок.
– Самый «грязный» – автомобильный.
Вопрос. А почему самый грязный автомобильный?
Сообщение: «Транспорт и окружающая среда»
В автомобильных двигателях внутреннего
сгорания ежегодно сжигается 2 млрд.тонн
нефтяного топлива. При этом коэффициент
полезного действия 23%, а остальные 77% уходят на
обогрев окружающей среды. В результате его
работы в воздухе скапливается большое
количество вредных веществ: диоксид углерода,
оксид углерода, диоксид азота. Автомобиль
загрязняет окружающую среду не только
токсичными компонентами отработанных газов, но и
продуктами износа шин, тормозных накладок. В
городские водоемы и почву попадают топливо и
масла, моющие средства и грязная вода после
мойки, сажа. По оценкам медиков и экологов
автотранспорт заметно сокращает среднюю
продолжительность жизни населения.
Один бензиновый двигатель на 1000 л. сожженного
топлива выбрасывает: 200 кг окиси углерода, 20кг
окислов азота,25 окислов углеводородов, 1 кг
сажи, 1 кг сернистых соединений, сернистых газов.
Учитель. Заполним таблицу «Характеристика основных веществ» в путевом листе
(Учащиеся заполняют таблицу.)
– Какие меры необходимо принять для уменьшения загрязнения воздуха в результате работы транспорта?
– установка в двигателях фильтров и дожигающих устройств;
– электромобили, установка двигателей работающих на солнечной энергии;
– использование метана, водорода как видов топлива;
– озеленение городов;
– охрана воздуха.