Цель занятия: Закреплять знания старшеклассников о необходимости четкого и правильного выбора профессии, ориентации в области рабочих профессий, востребованных в нашем городе.
Задачи:
Используемый инструментарий:
ДВД-плеер, магнитофон, лист ватмана с кроссвордом, наглядная информация о правилах устройства на работу, раздаточный материал по составлению резюме, бейджики.
Ход занятия
1 часть. Эмоциональный настрой.
Психолог: “Вы – выпускники! Перед Вами открывается большая жизнь. Завтра Вы пойдете трудиться на предприятия или продолжите обучение в профессионально-техническом училище. Как сказал великий русский классик В. Г. Белинский: “Найти свою дорогу, узнать свое место – в этом все для человека, это для него сделаться самим собой”
Сегодня наше с Вами занятие посвящено заключительному этапу в школе, Вашему будущему, и конечно же настоящему. Впереди предстоит практика и экзамен, который необходимо достойно выдержать.
2 часть
.Перед Вами лежат незаполненные бейджики, предлагаю Вам их заполнить. Напишите Ваше имя и предполагаемую будущую профессию.
Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов:
- С какого возраста можно пойти работать?
- Что такое временная работа?
- Какие документы работодатель вправе потребовать от Вас при приеме на работу?
- Какими документами оформляется трудоустройство?
- Почему нужна трудовая книжка?
Памятка, которая поможет Вам при трудоустройстве, находится на Ваших столах.
Какие могут возникнуть затруднения при выборе профессии?
- Отношение к выбору профессии как к выбору случайному, под действием обстоятельств.
- Выбор профессии за “компанию”;
- Существующее мнение, что рабочие профессии недостойны, не престижны;
- Незнание или переоценка своих физических возможностей, особенностей, недостатков.
- Увлечение только внешней стороной профессии;
- Неумение четко предъявить будущему работодателю свои возможности по данной профессии, правильно заполнить необходимые при приеме на работу документы (заявление, характеристика, анкета)
- Не всегда ответственное отношение к самой профессии.
Какие необходимо знать правила выбора профессии:
- Необходимо изучить и определить, какие профессии требуются в нашем городе и районе.
- Важно хорошо знать самого себя, свои интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера и здоровье.
- Следует выбрать наиболее соответствующую Вашим возможностям профессию.
- Подробно изучите всю информацию по данной профессии: содержание работы, условия труда требования, которые предъявляет эта профессия к человеку.
- Посоветуйтесь, прежде, чем выбрать профессию с педагогами, родителями, врачами, психологом, представителями организаций, специалистами “Центра занятости населения г. Вязники”
- Выбрав для себя будущую профессию, необходимо проявить настойчивость в ее овладении.
- Будьте целеустремленными, старайтесь иметь четкие жизненные планы. Не переоценивайте свои возможности.
3 часть. Выполнение практических ситуаций и заданий.
1. “Учимся составлять резюме”
Необходимо заполнить резюме (представление о своих профессиональных качествах при приеме на работу работодателю)
Ваша фамилия, имя и отчество.
- возраст.
- образование
- желаемая профессия
- опыт работы
- ваши навыки и умения
- Ваши сильные и слабые стороны.
2. “Ребусы”
Посмотрите, пожалуйста, на предложенные ребусы и попробуйте их разгадать. Отгадав их, Вы узнаете, какие профессии в нашем городе являются самыми нужными и востребованными.
(продавец, воспитатель, строитель, санитар, слесарь)
3. “Готовимся к работе”
Перед Вами наборы слов:
нитки, гвозди, строгать, склеивать, рассматривать, вычислять, готовить, образец, определить, рассмотреть, заготовка, замер, игла, ткань.
Попробуйте объединить между собой эти слова по смыслу в небольшие группы. Объясните свой выбор.
4. Разделите на бумаге число “двенадцать” на две равные части, чтобы половина этого числа была “семь”.
Ваши знания и смекалка помогут в дальнейшей профессиональной деятельности.
5. “Мои ценности”
Перед Вами список значимых для человека ценностей –
- семья,
- любовь,
- машина,
- квартира,
- здоровье,
- жизнь,
- любимая работа,
- друзья,
- много денег, материальный достаток.
Попробуйте выбрать из списка те, которые на Ваш взгляд являются наиболее социально-значимыми для человека. Запишите их. Выполняйте это упражнения регулярно и постепенно Вы поймете, что такие ценности, как здоровье, жизнь человека, создание семьи, любовь, любимая работа являются одними из приоритетных. Только при наличии данных ценностей человек будет стремиться к тому, чтобы любимая семья была обеспечена, как материально, так и духовно, человек будет постоянно самосовершенствоваться, развиваться в процессе профессиональной деятельности, укреплять свое психическое и физическое здоровье в процессе общения с людьми, в том числе и на работе.
И в заключении мне хотелось бы Вам пожелать:
- Старайтесь иметь реальные жизненные цели и ценности, постоянно думайте о них, идите к ним маленькими, но уверенными шагами.
- Будьте открыты для общения – открытый человек имеет больше шансов на профессиональные успехи.
- Старайтесь отстаивать свою точку зрения спокойно и уверенно, самое главное не агрессивно – агрессивный человек получает такую же ответную реакцию, какая идет от него.
- Проявляйте свои профессиональные знания спокойно и ненавязчиво.
- Умейте проявить свои положительные качества характера в любой жизненной ситуации, в том числе и профессиональной деятельности.
В завещании Матери Терезы об отношении к жизни сказано:
“Жизнь – это возможность. Воспользуйтесь ею.
Жизнь – это красота. Увлекайся ею.
Жизнь – это мечта. Осуществи её.
Жизнь – это вызов. Прими его.
Жизнь – это жизнь. Завоюй её.”