Урок окружающего мира "Водоем". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель урока: знакомство с пресным водоемом, обитателями водоемов.

Задачи урока – уточнить знания обучающихся об условиях жизни в пресных водоемах; расширить знания о растениях и животных пресных водоемов, их приспособленности к условиям жизни; выявить связи между обитателями пресного водоема; развивать кругозор, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к водным обитателям.

Необходимое оборудование и материалы: мультимедийный проектор, экран, демонстрационный материал, рабочие тетради, учебник, карточки.

Ход урока:

1. Орг. момент

– Долгожданный дан урок –
Начинается урок!
Пожелаю вам удачи –
За работу, в добрый час!

2. Повторение изученного материала.

– В начале урока повторим тему прошлого урока “Лес. Обитатели леса”.

– Приведите примеры животных, обитающих в лесу.

 – Что вы можете о них рассказать?

– Как они приспособились к условиям жизни в лесу?

– Приведите примеры пищевой цепочки.

– Восстановите порядок в пищевых цепочках:

– Какие плакаты о правилах поведения в лесу вы нарисовали?

/Дети выходят к доске, демонстрируют и описывают свои плакаты/

– Молодцы, вы очень хорошо подготовились и усвоили предыдущий материал.

3. Подготовка к изучению нового материала.

– Чтобы новую тему урока узнать,

Кроссворд нам надо разгадать. <Рисунок1>

  1. Форма поверхности, имеющая крутой, осыпающийся склон. (Овраг)
  2. Место, где река берет свое начало. (Исток)
  3. Нижняя часть горы, холма. (Подошва)
  4. Есть у оврага, холма, горы. (Склон)
  5. Самое теплое море России (Черное)
  6. Форма поверхности. (Холм)

– Что получилось? (Водоем)

– Это и есть новая тема урока. На уроке мы познакомимся с растениями и животными водоемов, связями между ними и постараемся доказать необходимость бережного отношения к водным обитателям.

4. Работа над новым материалом.

-Каким цветом обозначена вода на карте, глобусе?

– Если раскрутить глобус, какого цвета станет Земля? Почему?

– 2/3 земной поверхности на планете Земля занимает вода. Какие водоемы вы знаете?

(Моря, озера, реки и т.д.)

– Какие водоемы расположены на территории нашего города?

<Рисунок2>

– В воде есть все необходимое для жизни: свет, тепло, кислород, питательные вещества. Самые благоприятные условия у прибрежной части водоема, поэтому здесь встречается много разнообразных растений и животных. В толще воды и на дне водоема условия жизни менее благоприятные. Там меньше света, ниже температура, мало кислорода, поэтому там растительный и животный мир не такой богатый.

1) Рассмотрим вначале типичные растения водоемов

<Рисунок3>

– Прочитаем их описание по учебнику на стр. 74-76.

/Чтение по учебнику/

– В рабочих тетрадях на стр. 29 выполним задание 64, подписав только те растения, которые растут в водоемах.

2) Физминутка

– А теперь мы ручейки,

Побежим вперегонки? (бег на месте)

– Прямо к озеру спешим (ходьба на месте)

– Станет озеро большим (руки в стороны)

– С рыбками поплаваем (круговые движения руками)

– С бобрами поиграем (прыжки на месте)

– Вернемся к маме с папой мы,

Вновь став учениками (ходьба на месте)

Отдохнули? Продолжаем урок.

3) С растениями тесно связаны обитающие в нем животные.

<Рисунок 4>

– Прочитайте о насекомых по учебнику на стр.76-78.

– Каких рыб вы знаете? Птиц? Чем они питаются?

– Гуси и утки питаются зелеными частями растений, улитками, насекомыми. Лебеди интересны тем, что они в первый же день рождения перелезают через край камышового гнезда и отправляются в плаванье за кормом. Некоторое время мать еще достает со дна разные растительные остатки. Но вскоре молодые лебеди уже сами ищут знакомые водоросли и мелких водных животных.

– Среди обитателей водоемов есть и звери: бобры, ондатры, выдры. Все они хорошо плавают и ныряют, имеет гладкую непромокаемую шкурку. Выдра может закрывать при нырянии особыми клапанами.

5. Подведение итогов урока. Вывод о значении водоема в жизни человека.

– Скажите, что нового узнали на уроке? Что было особенно интересно?

– Что вы можете рассказать о значении водоема в жизни человека и о влиянии человека на жизнь его обитателей?

(Люди берут воду из водоемов для питья и приготовления пищи, для работы заводов и фабрик, по воде перевозят грузы и т.п.)

– Велико значение водоемов жизни человека, но водоемы являются и украшением земли. А всегда ли помнит об этом человек?

(высказывания детей)

– Водоемы – это хранилища воды, которая необходима всему живому. Для тех растений и животных, которые живут в водоемах – это единственный дом. Организм человека состоит из 80% воды, т.е., больше, чем наполовину и в день человек должен употреблять 1,5 – 2 литра воды. На нашей планете всего 2% пресной воды, больше соленой и грязной, для человека же необходимо много пресной воды, поэтому воду надо беречь.

– Надеюсь, что отдыхая впредь возле различных водоемов вы не будете об этом забывать.