Цель урока: знакомство с пресным водоемом, обитателями водоемов.
Задачи урока – уточнить знания обучающихся об условиях жизни в пресных водоемах; расширить знания о растениях и животных пресных водоемов, их приспособленности к условиям жизни; выявить связи между обитателями пресного водоема; развивать кругозор, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к водным обитателям.
Необходимое оборудование и материалы: мультимедийный проектор, экран, демонстрационный материал, рабочие тетради, учебник, карточки.
Ход урока:
1. Орг. момент
– Долгожданный дан урок –
Начинается урок!
Пожелаю вам удачи –
За работу, в добрый час!
2. Повторение изученного материала.
– В начале урока повторим тему прошлого урока “Лес. Обитатели леса”.
– Приведите примеры животных, обитающих в лесу.
– Что вы можете о них рассказать?
– Как они приспособились к условиям жизни в лесу?
– Приведите примеры пищевой цепочки.
– Восстановите порядок в пищевых цепочках:
– Какие плакаты о правилах поведения в лесу вы нарисовали?
/Дети выходят к доске, демонстрируют и описывают свои плакаты/
– Молодцы, вы очень хорошо подготовились и усвоили предыдущий материал.
3. Подготовка к изучению нового материала.
– Чтобы новую тему урока узнать,
Кроссворд нам надо разгадать. <Рисунок1>
- Форма поверхности, имеющая крутой, осыпающийся склон. (Овраг)
- Место, где река берет свое начало. (Исток)
- Нижняя часть горы, холма. (Подошва)
- Есть у оврага, холма, горы. (Склон)
- Самое теплое море России (Черное)
- Форма поверхности. (Холм)
– Что получилось? (Водоем)
– Это и есть новая тема урока. На уроке мы познакомимся с растениями и животными водоемов, связями между ними и постараемся доказать необходимость бережного отношения к водным обитателям.
4. Работа над новым материалом.
-Каким цветом обозначена вода на карте, глобусе?
– Если раскрутить глобус, какого цвета станет Земля? Почему?
– 2/3 земной поверхности на планете Земля занимает вода. Какие водоемы вы знаете?
(Моря, озера, реки и т.д.)
– Какие водоемы расположены на территории нашего города?
<Рисунок2>
– В воде есть все необходимое для жизни: свет, тепло, кислород, питательные вещества. Самые благоприятные условия у прибрежной части водоема, поэтому здесь встречается много разнообразных растений и животных. В толще воды и на дне водоема условия жизни менее благоприятные. Там меньше света, ниже температура, мало кислорода, поэтому там растительный и животный мир не такой богатый.
1) Рассмотрим вначале типичные растения водоемов
<Рисунок3>– Прочитаем их описание по учебнику на стр. 74-76.
/Чтение по учебнику/
– В рабочих тетрадях на стр. 29 выполним задание 64, подписав только те растения, которые растут в водоемах.
2) Физминутка
– А теперь мы ручейки,
Побежим вперегонки? (бег на месте)
– Прямо к озеру спешим (ходьба на месте)
– Станет озеро большим (руки в стороны)
– С рыбками поплаваем (круговые движения руками)
– С бобрами поиграем (прыжки на месте)
– Вернемся к маме с папой мы,
Вновь став учениками (ходьба на месте)
Отдохнули? Продолжаем урок.
3) С растениями тесно связаны обитающие в нем животные.
<Рисунок 4>
– Прочитайте о насекомых по учебнику на стр.76-78.
– Каких рыб вы знаете? Птиц? Чем они питаются?
– Гуси и утки питаются зелеными частями растений, улитками, насекомыми. Лебеди интересны тем, что они в первый же день рождения перелезают через край камышового гнезда и отправляются в плаванье за кормом. Некоторое время мать еще достает со дна разные растительные остатки. Но вскоре молодые лебеди уже сами ищут знакомые водоросли и мелких водных животных.
– Среди обитателей водоемов есть и звери: бобры, ондатры, выдры. Все они хорошо плавают и ныряют, имеет гладкую непромокаемую шкурку. Выдра может закрывать при нырянии особыми клапанами.
5. Подведение итогов урока. Вывод о значении водоема в жизни человека.
– Скажите, что нового узнали на уроке? Что было особенно интересно?
– Что вы можете рассказать о значении водоема в жизни человека и о влиянии человека на жизнь его обитателей?
(Люди берут воду из водоемов для питья и приготовления пищи, для работы заводов и фабрик, по воде перевозят грузы и т.п.)
– Велико значение водоемов жизни человека, но водоемы являются и украшением земли. А всегда ли помнит об этом человек?
(высказывания детей)
– Водоемы – это хранилища воды, которая необходима всему живому. Для тех растений и животных, которые живут в водоемах – это единственный дом. Организм человека состоит из 80% воды, т.е., больше, чем наполовину и в день человек должен употреблять 1,5 – 2 литра воды. На нашей планете всего 2% пресной воды, больше соленой и грязной, для человека же необходимо много пресной воды, поэтому воду надо беречь.
– Надеюсь, что отдыхая впредь возле различных водоемов вы не будете об этом забывать.