“Семья – это общество в миниатюре, от
целостности которого зависит безопасность
всего большого человеческого общества”
Феликс Адлер
Тип проекта: социальный, долгосрочный, коллективный.
Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники и их родители
Сроки реализации проекта: с сентября по май 2011 год.
Направления деятельности:
- Просветительское (представление информации для повышения психолого-педагогической культуры родителей);
- Практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении).
Гипотеза: Если правильно организовать взаимодействие семьи и детского сада, формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей, то можно добиться повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
Цель проекта: Укрепление института семьи, возрождение семейных традиций в воспитании полноценной личности ребенка как носителя общественного сознания.
Задачи проекта:
- Создавать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и педагогами
- Активизировать и обогащать педагогические знания и умения родителей.
- Повышать правовую культуру родителей для формирования сознательного отношения к воспитанию детей.
- Повышать психолого-педагогическую культуру родителей.
- Развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.
- Обобщать опыт семейного воспитания.
- Предоставлять возможность родителям и детям проявить свои способности и таланты через участие в мероприятиях.
- Способствовать повышению роли семьи, ее ответственности в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.
- Формировать социально приемлемые нормы общения взрослых и детей.
Проект реализуется в три этапа:
Подготовительный этап
(1 месяц – сентябрь) предусматривает следующие виды деятельности:– разработка положения о клубе;
– консультация для педагогов ДОУ “Система взаимодействия педагогов и родителей в группе”;
– опрос-диагностика родителей на выявление взаимоотношения родителей и детей по опроснику Марковской “Взаимодействие родителей и детей”;
– составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий;
– обсуждение общих вопросов, связанных с организацией работы семейного клуба.
План организации мероприятий:
Тема заседаний |
Формы проведения |
Сроки |
Участники |
Результат |
1.Жизнедеятельность разновозрастного и разностатусного коллектива “Содружество” Цель: Способствовать созданию непринужденной обстановки для дальнейшего общения взрослых и детей; выявить социальные запросы семьи; развивать инициативу при общении взрослых и детей. | Игра “Давайте познакомимся”; беседы за круглым столом; практическое занятие: “Наши руки не для скуки” (изготовление подарков для мамы) | Октябрь | Руководитель клуба, родители, дети | Девиз, законы клуба, план мероприятий |
2. “Мир искусства” Цель: Способствовать развитию чувства необходимости в постоянном общении с искусством; развивать желание и умение проявлять свои творческие способности ( пение, чтение стихов, импровизация); воспитывать желание помочь взрослому и ребенку проявлять себя. | Игра – сказкотерапия (сочинение новых, разыгрывание известных сказок); игровая терапия; арттерапия; практическое занятие “Картинная галерея” (рисование портретов мам); проведение праздника к Дню Матери “Мама – хранительница тепла и семейного очага” | Ноябрь | Руководитель клуба, дети, родители | Сценарий праздника “Мама хранительница тепла и семейного очага”; Выставка картин “Самая красива и обаятельная” |
3.“Человек и мир природы” Цель: Формировать субъективное отношение к живой и неживой природе; развивать чувство сопричастности к природе; воспитывать умение применять знания в практической деятельности; объединить взрослых и детей за совместным делом. | Экологическая игра “Наш дом природа”; экскурсия в лес “Любование зимней природы”; практическое занятие “Волшебная мастерская” (изготовление работ из бросового материала) | Декабрь | Руководитель клуба, дети, родители | Мини-проект: “Звуки зимней природы; выставка работ из природного материала “Зимняя планета детства”, зимних построек; памятка “Гуляй да приглядывайся” |
4. “Человек и его здоровье” Цель: Расширять представления у детей и взрослых о своем организме, о правильном питании; формировать навыки здорового образа жизни; воспитывать желание участвовать в совместных мероприятиях. | Консультация-практикум “Занимаемся физкультурой дома”; практическое занятие “В гостях у Самоделкина” (изготовление нетрадиционных физкультурных пособий); физкультурно-познавательное развлечение “Калейдоскоп здоровья” | Январь | Руководитель клуба, инструктор ФИЗО, врач-педиатр, дети, родители | Фото-выставка “Папа, мама, я – спортивная семья”; Физкультурно-познавательное развлечение “Калейдоскоп здоровья”; выпуск информационного буклета “Осанка” |
5. “Я и окружающий меня мир” Цель: Формировать позитивные способы решения конфликтных ситуаций; развивать навыки сплочения детско-родительского коллектива через совместную деятельность, доброжелательное отношение друг к другу. | Обыгрывание сценки “Вместе тесно, а врозь скучно” по рассказу К. Ушинского; практическое занятие “В гостях у Тюбика” (рисование рисунков разной техникой “Моя семья и мои друзья”); КВН “Я и окружающие меня люди”. | Февраль | Руководитель клуба, родители, дети. | КВН “Я и окружающие меня люди”; выставка рисунков на тему: “Моя семья и мои друзья”; памятка “Чем заменить наказания?” |
6. “Человек и его дом” Цель: Помочь взрослым и детям заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией; вызывать чувства принадлежности к своей семье; воспитывать любовь, и привязанность к своей семье, уважения к ее традициям, а так же ответственности за сохранность своего дома, семьи; повысить уровень взаимодействия членов семьи, дать возможность участникам проявить свои творческие способности. | Игра-конструирование “Наш дом сейчас и в будущем”; Мини-конкурс “Прием гостей в нашем доме”; практическое занятие “Представим свою семью” (изготовление семейных эмблем, плакатов на темы: “Моя дружная семья”, “Я горжусь своей семьей”) | Март | Руководитель клуба, дети, родители. | Фото-выставка “Моя семья и ее традиции”; выпуск и презентация плакатов “Моя дружная семья” “Я горжусь своей семьей”; мини-конкурс “Прием гостей в нашем доме”; заповеди для родителей |
7. “Развитие речи” Цель: Обучать взрослых и детей способам включения в сферу общения; развитие коммуникативных навыков у родителей и детей; воспитывать чувство коллективизма, понимания и взаимоподдержки друг друга; дать возможность свободно общаться. | Игра-занятие “Занимательные звуки”, игра – драматизация по сказки “Теремок” на новый лад; сочинение новых сказок на темы: “Новые сказки на новый лад”; практическое занятие “В гостях у Карабаса-Барабаса” (изготовление масок и костюмов к сказкам) | Апрель | Руководитель клуба, логопед, дети, родители. | Практикум “Наша речь в семье”; “Эти удивительные звуки”; драматизация сказки на новый лад “Теремок”; сборник сочиненных сказок “Новые сказки на новый лад”; памятка “Правила и культура общения” |
8. “Правовое воспитание в семье” Цель: Дать родителям возможность свободно и легко высказывать свое мнение по поводу воспитания детей и их прав; активизировать участников на обсуждение темы встречи, выявить их знания и опыт по данному вопросу с помощью различных разыгрыванием детьми ситуаций. | Деловая игра “Любим и защитим своего ребенка”; практическое занятие “Счастье моего ребенка в моих руках” (рисование плакатов); КВН “Мы – просвещенные родители”. | Май | Руководитель клуба, родители, дети | КВН “Мы просвещенные родители”; выставка рисунков “Счастье детей в моих руках” |
Заключительный этап реализации проекта
(конец мая)Подводятся итоги работы над проектом, определяются перспективы для дальнейшей работы.
Результаты работы над проектом:
- Повысился интерес к своей семье как у детей, так у родителей.
- Улучшились взаимоотношения родителей и детей.
- Изменились родительские позиции, установки, семейные ценности.
- Повысилась активность родителей: они участвуют в праздниках и развлечениях, дискуссиях, круглых столах, делятся опытом семейного воспитания.
Работа над проектом способствовала:
- Созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;
- Активизации и обогащению педагогических знаний и навыков родителей;
- Повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей;
- Развитию креативных способностей детей и родителей в совместных видах деятельности
- Обобщению опыта семейного воспитания.