Цель: Совершенствование вычислительных навыков учащихся в пределах 100 без перехода через разряд, временного представления. Коррекция логического мышления на основе упражнений на сравнение, установление логических связей, памяти, внимания. Воспитание положительной мотивации к учению и занятию спортом.
Оборудование: для работы с классом (картинки “Виды спорта” с примерами и ответами, картинка “Велогонка”, “Что забыл нарисовать художник?”, “В чем ошибся художник?”, “Определить вид спорта”, математическое домино); для индивидуальной работы (карточки на сравнение именованных чисел, карточки с примерами, математическое домино, “Какое число лишнее?”, карточка – логическая задача).
Ход урока
I. Организационный момент.
В математику – страну
Я сейчас вас позову
Будем думать и решать
И друг другу помогать
II. Основная часть:
– Сегодня мы с вами будем участниками Малых Математических игр, которые будут происходить на школьном стадионе. Но чтобы принять участие в соревнованиях, вы должны подать заявку, т.е. решить примеры, и определить время начала соревнований.
(на листах заранее написаны примеры 3х5=… 16:2=… 4х4=… 18:2=…, ученик, сидящий за первой партой решает пример и передает лист дальше по ряду).
– Заявки вы подали правильно. Пришло время узнать в каких видах спорта мы ребята нашей школы сегодня будем соревноваться. Для этого надо решить примеры.
(на доске на листах А4 написаны примеры, ученики называют правильные ответы, учитель переворачивает лист – на другой стороне ответ, картинка с видом спорта и его правильным названием).
90 – 7 |
78 – 13 |
68 – 32 |
38 +2 |
61 + 3 |
54 + 23 |
95 + 5 |
– Каким видом спорта мы не будем заниматься в данное время? (лыжи).
– А какие еще зимние виды спорта вы знаете?
– Для чего человек занимается спортом? (индивидуальные карточки)
– А теперь решите задачу. Сережа не умеет кататься на коньках и не любит кататься на санках. У Жени не красный шарф. На чем будет кататься Кирилл? (на санках).
– Посмотрите внимательно на числа. Назовите четные числа.
– Какое число меньше? Почему? (100).
– А теперь возьмите карточку, которая лежит на парте. Найдите в каждом ряду лишнее число. (индивидуальные карточки)
1 |
3 |
9 |
20 |
6 |
5 |
1 |
2 |
28 |
36 |
9 |
42 |
54 |
73 |
3 |
10 |
90 |
80 |
51 |
20 |
60 |
4 |
99 |
37 |
100 |
81 |
45 |
62 |
5 |
22 |
55 |
99 |
85 |
77 |
44 |
1. Итак, первые соревнования проходят на беговой дорожке. Чтобы никто не столкнулся, выложим дорожку из карточек математического домино.
3х5 |
15 |
18:3 |
6 |
4х4 |
16 |
20:2 |
10 |
2х7 |
14 |
(Первую и последнюю карточку ставит учитель, с ним у доски работают 4 ученика, а остальные учащиеся работают самостоятельно за партой, задания в 2-х вариантах).
1в. для I гр.
2х6 |
12 |
3х5 |
15 |
4х4 |
16 |
20:2 |
10 |
18:3 |
6 |
20:5 |
4 |
2в. для II гр. …
3х3 |
9 |
2х7 |
14 |
18:3 |
6 |
20:4 |
5 |
4х4 |
16 |
(Проверяет учитель)
2. А теперь заглянем на велотрек, где соревнуются велосипедисты. Здесь все решает время.
Выполните сравнение.
1в. (зел.) | 1ч. … 59 мин | 2в. (сирен.) | 30 мин … 1ч. |
5 мин … 5ч. | 1 сут. … 23ч | ||
1 сут. … 26 ч. | 1 год … 10 мес. | ||
16 мес. … 1 год | 1 мин. … 1ч. | ||
70 мин. … 1 ч. |
(Карточки в мультифорах, учащиеся маркером ставят знаки, а затем самостоятельно проверяют. На доске с обратной стороны на листах соответствующего цвета стоят знаки).
– Вот велосипедисты достигли финиша. Среди них наш Сергей. Определите, где он. Если Сергей без головного убора, но и в тройку лидеров не попал.
IMG6
– А вот и наших девочки катаются на велосипедах. Я насчитала 7 колес. На каких велосипедах они катались?
(2 – двухколесных и 1 – трехколесный).
3. – Заглянем на баскетбольную площадку.
Играют учащиеся 6 и 7 классов.
Задача. Учащиеся 6 класса забросили в корзину 26 мячей, а учащиеся 7 класса на 4 мяча больше. Сколько всего мячей забросили учащиеся за время игры?
– Сможем ли сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
(Решает у доски ученик I группы, а учащиеся на листочках, подписанных “Малые математические игры”).
Физминутка:
У спортсменов бывает перерыв
Мы зарядку начинаем,
Наши руки разминаем,
Разминаем спинку, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче.
А теперь ходьба на месте,
Дружно топаем все вместе.
Мы закончили зарядку,
Возвращаемся к тетрадкам.
4. – Ребята, как называется площадка, где соревнуются боксеры? (Ринг).
Он имеет квадратную форму.
– Вспомните и назовите свойства квадрата.
– А теперь начертите квадрат со стороной 3 см.
– Для тех, кто начертил квадрат, дополнительное задание.
Что забыл нарисовать художник?
– У квадрата 4 стороны. Решите 4 примера, вспомнив порядок выполнения арифметических действий:
(на доске с обратной стороны написаны примеры, учащиеся выходят, решают по 1 примеру)
100 – 3х3=… | 30+20:4=… |
18:2+4=… | 15:(45-40)=… |
5. – А на футбольном поле гоняют мяч старшие ребята.
Их было 20, из них составили 2 команды, в которых игроков было поровну.
Сколько ребят в каждой команде?
– Каким действием решается эта задача?
– А какое будет деление: на равные части или по содержанию?
(20 реб. : 2 = 10 реб.)
– Болельщики радуются каждому забитому мячу. А можем мы его так бросить, чтобы он, пролетев некоторое расстояние, остановился и начал движение в обратном направлении?
(Мяч надо бросить вертикально)
6. А вот и теннисный корт.
Для игр нужны мячи.
У каждого на парте такой мяч (круг).
Решите примеры и обведите последний ответ
(Для проверки учитель показывает круг и спрашивает последний обведенный ответ)
– Для игры еще нужна и ракетка. Сложите их 4-х уголков фигуру ракетки.
(У каждого ученика набор из 4-х уголков)
– Наши соревнования подошли к концу.
– А что получают спортсмены за победу в соревновании? (Медаль)
– Вы тоже получите награды.
Соревнования закончились на нашем стадионе, но наши ребята поедут в другие города нашей области. Посмотрите и скажите, в каком виде спорта будет выступать каждый из них?
А вот на этой таблице нарисованы разные спортсмены. Но художник поторопился и допустил ошибки. Постарайтесь найти их.
– Ребята, вы сегодня работали дружно, помогали друг другу. А будете заниматься спортом, будете сильными, ловкими и умными.
На парте у вас лежит два флажка. Если вам урок понравился, поднимите зеленый флажок, а если нет – красный.