Цели классного часа:
- Обсудить с учащимися смысл слова “дружба”, научить различать настоящую дружбу от простого общения.
- Формирование нравственных качеств: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
- Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.
Оборудование: таблицы “Законы дружбы”, В. И. Даль “Толковый словарь”, словарь синонимов, “огоньки” из цветной бумаги, рассказ С. Косова “Терёшка”, наборы пословиц, рисунки учащихся.
Предварительная подготовка: чтение сказки С. Козлова “Снежный цветок”.
Ход классного часа
I. Организационный момент.
Учащиеся входят в класс и приветствуют гостей.
Учитель: Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и приготовьтесь слушать и беседовать.
II. Вступительное слово.
Учитель:
– Сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема классного часа. И сейчас мы узнаем, о чём будем говорить на нашем занятии.
На доске открывается запись:
ДОБРЫЕ
РАССУДИТЕЛЬНЫЕ
УМНЫЕ
ЖИЗНЕРАДОСТНЫЕ
БОЕВЫЕ
АКТИВНЫЕ
– Прочитаем все вместе слова, которые помогут нам хорошо работать сегодня на классном часе.
– Какое слово здесь “спряталось”? (Дружба)
– Правильно, сегодня мы поговорим о дружбе. Давайте возьмёмся за руки, передадим друг другу хорошее настроение!
III. Беседа.
– Нет на свете человека, который не задумывался, что такое дружба?
Поработаем в группах.
1 группа.
Найти в “Толковом словаре” В. И. Даля объяснение слова “дружба”, а в словаре синонимов – синонимы к слову “друг”.
2 и 3 группы.
Подводят итоги предварительной творческой работы (дети зачитывают фрагменты своих размышлений по прочитанной сказке С. Козлова “Снежный цветок”).
Учитель:
– Друг, приятель, товарищ.
Давайте подумаем, чем эти слова отличаются друг от друга?
Дружба и приятельские отношения – это одно и то же?
Может ли быть много друзей?
(дети высказывают свои мнения)
Учитель:
– Вот сколько разных объяснений, высказываний о дружбе мы услышали. Но у нас возникает ещё много вопросов:
– А каждый ли может быть другом?
– Что нужно делать, чтобы найти друга?
Давайте сегодня в ходе нашего классного часа постараемся выработать “законы дружбы”, которые помогут вам ответить на все эти вопросы.
(За активную работу дети получают “огоньки”.)
IV. Обсуждение проблемных ситуаций.
Ситуация 1
Послушайте стихотворение А. Барто “Требуется друг”.
Все живут – не тужат,
А со мной не дружат!
Бант у Кати расписной,
Красные колготки
И характер кроткий.
Я шепчу: – Дружи со мной,
Мы же одногодки,
Как сестрички мы почти,
Мы, как две голубки
Из одной скорлупки.
Я шепчу: – Но ты учти –
Ты во всём должна идти
Другу на уступки.
Предлагаю Ильиной:
Ты дружи со мной одной!
Есть разряд у Ильиной
И спортивный свитер,
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной,
Стану знаменитой!
Все пятёрки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу: – А ты со мной
Подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим.
Будешь ты меня спасать –
Дашь контрольную списать.
А девчонки на дыбы!
Говорят: – Молчала бы!
Не вставать же на колени,
Уговаривать подруг
Напишу я объявление:
“Срочно требуется друг!”
– Почему с этой девочкой никто не хотел дружить?
На доске появляется первый закон дружбы:
“Не будь эгоистом, проявляй заботу о друге”.
Ситуация 2
Разыгрывается сценка “Три подруги”.
(Разговаривают три девочки)
– Привет!
– Привет!
– Добрый день!
– Представляете, девочки, я сейчас была в библиотеке, читала книги о музеях. Вы ведь знаете, что мне это очень интересно. Я прочитала, что в Швейцарии есть музей кошек. Там есть картины, плакаты, афиши, марки и даже пасхальные яйца с изображением кошек.
А в Московском музее образования есть очень необычный зал, посвящённый буквам.
Хорошо знакомая нам азбука представлена здесь в самых необычных формах: игрушки и сказочные замки из букв, и даже пахучий алфавит.
– Это очень интересно! Мы об этом не знали!
– А я, девочки, недавно с мамой была в нашем Национальном музее. Мне там очень понравилось, я узнала много интересного. Если хотите, мы можем вместе сходить.
– Конечно, хотим!
– Это отличная идея!
– Вот было бы замечательно когда-нибудь попутешествовать вместе по миру!
– Путешествовать с друзьями! Что может быть лучше!
– Давайте очень постараемся! Будем беречь нашу дружбу и может когда-нибудь наша мечта сбудется!
Учитель:
– Какой вывод мы можем сделать из этой истории?
На доске – второй закон:
“Живи интересами другу, делись с другом тем, что знаешь и умеешь сам.”
Ситуация 3
Учитель читает рассказ С. Косова “Терёшка”. Приложение 1.
– Можно ли назвать Терёшку настоящим другом? Почему?
Третий закон дружбы:
“Радуйся успехам друга, помогай в трудную минуту”.
Ситуация 4
Послушайте историю, которую рассказал поэт Олег Григорьев в стихотворении “Кто прав?”
Сегодня Клоков дежурный у нас.
Того, кто не мылся, не пустит в класс.
Коля Сизов, его старый друг,
Чтоб друга проверить, не вымыл рук.
– Пока не помоешь,– сказал ему Клоков, –
Не допущу тебя до уроков!
– Что ты? Да мы же друзья!
С друзьями ведь так нельзя!
– А разве такими руками
Здороваться можно с друзьями?
– Прав ли клоков? Почему?
Четвёртый закон:
“Будь искренним, говори только правду (делай это тактично).
Учитель:
– Сейчас я хочу предложить каждой команде ситуацию. Через минуту постарайтесь найти из неё выход.
- Витя и Ваня – друзья. Они вместе ходят в школу и из школы. Живут в одном доме. Вместе играют во дворе. Витя учится хорошо, а Ваня не очень. Витя по-доброму относится к Ване, постоянно даёт ему списывать домашние задания. А как бы вы поступили на месте Вити?
- Твой друг употребляет плохие слова и выражения. Как бы ты поступил?
- Твой друг плохо учится, и тебе не разрешают с ним дружить. Как ты поступишь?
(Каждая команда получает “огонёк”)
Ситуация 5
Послушайте такую историю:
Несколько мальчиков играли в мяч. Один из ребят
ударил по мячу и он случайно попал идущих
неподалеку молодых ребят.
Они обступили мальчика, стали его ругать,
обижать. Мальчик испугался, заплакал, стал
извиняться.
Его друзья в это время тоже испугались взрослых
ребят, и убежали.
Правильно ли они поступили и почему?
На доске.
Пятый закон: “Друзей нельзя предавать”.
Учитель:
– Существует много законов о дружбе. Но это – основные. Если вы будете их соблюдать, то станете настоящими друзьями.
V. Конкурсы, задания.
Учитель:
– О дружбе есть много пословиц. Поиграем в игру “Собери пословицу”.
Для каждой команды – набор пословиц. Нужно собрать пословицы правильно.
1 команда:
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты.
Один за всех, и все за одного.
2 команда:
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Верному другу цены нет.
Дружба как стекло, разобьёшь – не сложишь.
3 команда
Человек без друзей, что дерево без корней.
Недруг подталкивает, а друг спорит.
Без беды друга не узнаешь.
(Каждая команда получает “огоньки”.)
Учитель:
– Есть много произведений детских писателей, в которых отображена тема дружбы. Давайте вспомним эти произведения и их героев.
1) Вспомним имя девочки,
которая на север
отправилась за другом
к Снежной Королеве.
(Герда, Г.Х.Андерсен “Снежная Королева”)
2).Всем знаком этот герой,
И известно всем вокруг,
Он большой для Гены друг.
(Герой Э.Успенского Чебурашка).
– Герои Э.Успенского решили подружиться. Как они это сделали?
3). Собрались однажды 4 музыканта, подружились.
Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали. Назовите этих друзей – музыкантов.
(“Бременские музыканты”, братья Гримм)
4). “Я очень хотел, чтобы мне подарили собаку,
настоящего друга. Но мама была почему-то против, и
всё-таки друг у меня появился, самый лучший в мире
упитанный мужчина в расцвете сил, лучший в мире
поедатель сладких пирогов, лучшая в мире
нянька.”
(А.Линдгрен, “Малыш и Карлсон”).
5). У девочки с голубыми волосами было много
друзей, но один всегда был рядом. Кто он?
(Пудель Артемон)
6). Девочке Жене был подарен необычный цветок, на
котором было семь разноцветных лепестков
“исполнения желаний”. На что только Женя не
потратила лепестки! Но вдруг она встретила Витю,
захотела с ним подружиться, побегать, да не
получилось. Почему?
Что произошло потом? Какое произведение?
(В. Катаев “Цветик-семицветик”)
– И в заключении давайте вспомним замечательное стихотворение Р. Нехай “Друг”:
(Ученики читают стихотворение)
Быть другом достоин лишь тот,
Чья дружба весома, как жизнь.
Друг бремя разделит заботы,
В час трудный прикажет: “Держись!”.
И друг, а не кто-то чужой,
Поддержит в житейском бою.
Устанешь –
На спину свою
Он часть твоей ноши возьмёт.
Обидчику даст он отпор
И вместе с тобой проклянет
Того, кто приносит позор…
Дом верного друга – твой дом,
Всегда для тебя он открыт.
Тебя окружат там теплом,
Там будешь спокоен и сыт.
Простят, если ты сгоряча
Не то там сказал и не так.
Друг верный не рубит сплеча,
Хоть знает:
Слова не пустяк…
Умейте любить и дружить,
Ценить доброту и тепло,
Умейте не брать, а дарить –
Всем истинам спорным назло!
VI. Итог занятия.
– Во время нашего занятия мы собирали
“огоньки”. Поднимите их. Что сможет один
маленький огонёк? Он не согреет и может быстро
угаснуть. Давайте соединим все наши огоньки
вместе. (На доске составляется большой костёр).
– Вот какой большой костёр дружбы у нас
получился. Он согреет всех и будет гореть долго и
ярко.
Я желаю каждому из вас иметь настоящего друга и
уметь дорожить дружбой.
(Все вместе исполняем песню “Настоящий друг”)
Список использованной литературы
[1]. Жиренко О. Е. Внеклассные мероприятия: 4 класс, М., “Вако”, 2006 г.
[2]. Даль В. И. Толковый словарь.
[3]. Косов С. А. “Терёшка” (рассказы).
[4]. Русские народные пословицы.
[5]. Барто А. Л. Стихи.