Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы устанавливают основополагающий принцип – интеграции образовательных областей. Интеграция в детском саду проявляется в том, что суммарное воздействие образовательных компонентов на воспитанников во много раз активнее и предпочтительнее, чем влияние каждого из них по отдельности. Это обеспечивает позитивный результат обучения и воспитания дошкольников.
Цели занятия:
закрепление, уточнение, расширение знаний об
Антарктиде
Задачи занятия:
- развивать любознательность детей, желание получать информацию о географии, великих открытиях, воспитывать интерес к явлениям природы;
- совершенствовать технику рисования пастелью, вызвать интерес к изображению северного сияния, инициировать изображение арктических животных на основе представления о внешнем виде, развивать восприятие цвета;
- использовать комплекс здоровьесберегающих технологий: точечный массаж, дыхательную гимнастику, закаливание, зрительную гимнастику, пальчиковую гимнастику, музыкально-ритмическая композицию, музыкотерапию
Материалы, инструменты, оборудование: глобус; магнитофон; телевизор; сумка – холодильник, наполненная снегом; камешки; видеоролик "Антарктида"; бумага для акварели формата А2 или А3 – на выбор детям; пастель; гуашь; кисти разного размера; аудиозапись песни "Три пингвина" (шоу-группа "Улыбка"); пластмассовые стаканы, наполненные раскрошенным пенопластом, коктейльные трубочки для упражнения "Вьюга".
Предварительная работа: цикл познавательных занятий “Путешествие по материкам и странам”; разучивание музыкально-ритмической композиции "Три пингвина".
Методика проведения занятия:
Дети стоят полукругом.
Приветствие:
Доброе утро для вас,
Добрый день и добрый час!
У воспитателя в руках глобус
Воспитатель: Мы живём на большой, красивой планете. Как она называется? (ответы детей) Правильно, Земля. У Земли два полюса. Какие? (ответ детей) Где находится Северный полюс? (ответы детей) Где находиться Южный полюс? (ответы детей). Арктика, лежащая у Северного полюса, и Антарктида, окружающая Южный полюс – настоящие ледяные пустыни. Это самые холодные места на планете. Здесь нет растений, а немногочисленные животные находят себе пищу в море. Температура воздуха достигает -80 градусов, кругом снег, большие льдины, дует сильный ветер. Мы с вами уже начали знакомиться с некоторыми особенностями жизни полярных регионов. И сегодня продолжим открывать для себя тайны Южного полюса – Антарктиды.
А живут ли постоянно люди в Антарктиде? (ответы детей) Как они называются? (ответы детей) Что они там делают? (ответы детей) Да, ребята, благодаря этим смелым и отважным людям – ученым – полярникам, мы знаем о погоде, жизни птиц и животных Антарктиды.
А как раньше полярные исследователи добирались до Антарктиды? (ответы детей) На деревянных парусных судах. Затем ученые пересаживались на сани, запряженные собаками, или шли на лыжах. Легко было это сделать? (ответы детей) А сегодня на чем можно добраться до Южного полюса? (ответы детей) Какое снаряжение готовили путешественники перед отправкой на полюс? (ответы детей) Удобно ли было передвигаться в такой одежде по заснеженной пустыне? (ответы детей) А что в наше время одевают полярные исследователи? (ответы детей) Да, ребята, сейчас полярники облачаются в специальные комбинезоны с подогревом и темные очки. Зачем на полюсе нужны темные очки, ведь обычно их одевают, когда отдыхают на море, чтобы защитить глаза от палящего солнца? (ответы детей)
Действительно, темные очки необходимы, чтобы защитить глаза от слепящего снега.
Воспитатель: Мы сегодня с вами отправимся в научную экспедицию в Антарктиду на ледоколе. Но, прежде чем начать наше путешествие, нужно провести специальную тренировку для повышения защитных сил организма.
Точечный массаж, дыхательная гимнастика
- Соединить ладони, потереть ими до нагрева.
- Указательными пальцами нажимать точки около ноздрей.
- Щипать, как “клешней”, перегородку носа указательным и большим пальцами.
- Указательными пальцами с нажимом “рисовать” брови.
- Указательным и большим пальцами “ лепить ” уши снизу вверх.
- Вдох через левую ноздрю (правую закрываем указательным пальцем), выдох через правую ноздрю (при этом закрывать левую).
- Вдох через нос, медленный выдох через рот.
- Дыхательная гимнастика "Вьюга".
Воспитатель: Теперь мы готовы к тому, чтобы занять свои места на ледоколе.
Ребята, внимательно наблюдайте за жизнью на самом холодном материке Земли. А когда вернемся в детский сад, мы заполним бортовой журнал.
(Дети садятся перед телевизором. Показ видеоролика про Антарктиду)
Воспитатель: Путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться в детский сад. Во время экспедиции наши глаза устали от обилия снега. Давайте сделаем специальную гимнастику, чтобы они отдохнули.
Гимнастика для глаз:
- Глаза поднять вверх, опустить вниз, посмотреть вправо, влево.
- Зажмуриться, быстро поморгать.
- Нарисовать глазами букву О.
Воспитатель: Давайте вспомним, что интересного мы увидели во время нашего путешествия, с кем из представителей животного мира встретились? (ответы детей)
Ребята, пингвины – это птицы или животные? Летать они умеют? Для чего же им нужны крылья? На что они похожи? Что находится у пингвинов под короткими перьями? Где пингвин лучше видит: под водой или на суше? Чем питаются пингвины? Какой пингвин самый крупный? Какого он роста? Где императорский пингвин высиживает яйца? Кто высиживает яйцо императорского пингвина? (ответы детей)
Воспитатель: Я вам хочу рассказать про самого распространенного в Антарктиде пингвина – пингвина Адели. Его очень легко отличить от его собратьев: у пингвина Адели вокруг глаз есть кольцо из перышек белого цвета. Эти пингвины очень трепетно относятся к выбору партнерши и выращиванию птенцов. Пингвин Адели выбирает подругу и приносит ей камешек, который подыскивает специально для нее. И если она принимает дар, то она становится его спутницей на всю жизнь. Будущие родители вместе собирают камешки, строят из них гнездо, выводят свое потомство.
Когда мы были в Антарктиде, пингвины Адели приготовили нам сюрприз – камешки, из которых они строят свои гнезда. Сейчас каждый из вас выберет для себя камешек, который возьмет домой для того, чтобы и в ваших семьях всегда были верность, доброта и взаимопонимание. (Дети достают из сумки-холодильника, в которой находится снег, камешки)
Воспитатель: Ну что, замерзли? Тогда давайте погреемся! (музыкально-ритмическая композиция "Три пингвина")
Воспитатель: Теперь занесем наши впечатления об экспедиции в Антарктиду в бортовой журнал.
Дети садятся за столы.
Пальчиковая гимнастика “Крабы”
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
(Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы). Раскачиваем руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти).
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
(Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни), шевелим ими.)
Чайка над водой летает
(Ладони соединены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья); “машем” ими в воздухе).
И за рыбками ныряет.
(Ладони сомкнуты и чуть округлены; выполняем волнообразные движения).
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
Под водой на глубине
(Ладони основаниями прижаты друг к другу; пальцы согнуты (зубы). Лёжа на тыльной стороне одной из рук, “открываем и закрываем рот” крокодила).
Крокодил лежит на дне.
Перевернув руки на другую сторону, повторяем движения.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
Воспитатель: Во время путешествия в Антарктиду мы наблюдали за красивым явлением природы – полярным сиянием. На что оно похоже? (ответы детей)
Воспитатель: Изображать полярное сияние мы будем сегодня мелками, которые называются пастель. Рисовать будем на особой бумаге. Потрогайте, какая она шершавая, ворсистая, теплая, ласковая. Погладьте бумагу с закрытыми глазами, прислоните к щеке. А теперь возьмите в руки палочки пастели. Обратите внимание на цвет пастели, что вы можете об этом сказать? (словесная игра “Назови цвет”)
Воспитатель показывает детям способ изображения полярного сияния. Дети выбирают листы бумаги желаемого формата и приступают к рисованию пастелью фона – северного сияния и моря, и семьи пингвинов – красками (звучит музыка).
Воспитатель: Ребята, что вам запомнилось сегодня во время нашей экспедиции? (ответы детей)
Воспитатель: Мы сегодня совершили путешествие в Антарктиду, наблюдали за красивым явлением природы – полярным сиянием, познакомились с жизнью пингвинов Адели. После того, как ваши рисунки высохнут, мы заполним ими бортовой журнал.