Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Решение текстовых задач в 5-м классе" (задачи на части и уравнения)

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Комментарий к уроку

Данный урок проведён по теме "Формирование ключевых компетенций у учащихся в процессе обучения".
На математику в 5 классе по программе дается 5 часов. Данный урок «Решение текстовых задач» это последний урок главы 4 «Использование свойств действий в вычислениях» перед контролем ЗУН учащихся – урок обобщения и систематизации знаний.
В статье представлены развёрнутый конспект урока и карта формирования ключевых компетенций у учащихся на этом уроке.

Учебник: Е.А Бунимович «Математика. Арифметика. Геометрия». 5 класс.УМК

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Методы обучения: проблемный, тестовая проверка уровня знаний, самопроверка, самостоятельная работа.

Форма организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Цели урока:

  • Обучающие:
    • повторить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме: «Решение задач на части и на уравнивания»;
    • продолжить работу над развитием вычислительных навыков.
  • Развивающая: развитие мышления, речи;  познавательного интереса, активности, самостоятельности, умений мыслить, делать выводы, сравнивать, обобщать.
  • Воспитательная: воспитание  упорства, трудолюбия, честности.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель: В жизни всем нам часто приходиться решать много различных задач. Решая все эти задачи, приходиться рассуждать, принимать решения, мыслить. Сегодня на уроке мы тоже будем решать задачи, но математические; рассуждать, мыслить.

(Слайд 2)

«Величие человека в его способности мыслить»

(Б.Паскаль)

Будем активны, внимательны; полученные знания нам пригодятся в дальнейшем. Мы завершаем тему: «Применение свойств действий в вычислениях». Попробуем сами определить, чем же мы будем заниматься на уроке?

Задачи урока: (слайд 3)

  • повторить применение свойств действий 
  • учиться работать самостоятельно
  • честно оценивать свою работу 
  • Работать над грамотностью математической речи 

– С нами на уроке будет работать наш друг Незнайка (игровой момент).

План урока(слайд 4)

1. Устная работа
2. Проверка домашнего задания
3. Решаем задачи
4. Тест
5. Трудные задачи
6. Самостоятельная работа

У каждого на парте дневник на сегодняшний урок. В нем вы будете за каждый этап урока ставить оценку, в конце урока подведем итог. За самостоятельную работу оценку выставляет учитель, проверяя работу.
(слайд 5)

1. Устная работа  
2. Проверка дом. задания  
3. Решение задач  
4. Тест  
5. Решение трудных задач Моя оценка:
6. Самостоятельная работа  
Оценка учителя:  

1. Устная работа (Слайды 6, 7)

«Счет и вычисления – основа порядка в голове»

1) 86 • 4 •25 =                                                                                             С
2) 123 • 27 – 23 • 27 =                                                                                А
3) 125 • 72 =                                                                                                С
4) 87 • 11 =                                                                                                  Л
5) х + у = 25   4 х + 4 у =?                                                                           К
6) 130 + 242 + 70 =                                                                                     А
7) 101 • 42 =                                                                                                У
8) 24 • 25 =                                                                                                  Р
9)   11 + 12 +13 +…+50 = (11+50) + (12+ 49) +…+ (50 + 11) =              Г

Задание: расположите ответы в порядке возрастания и составьте слово.

Получилось: Карл Гаусс.

Карл Гаусс – «король математиков» (30 апреля 1777– 23 февраля 1855 ).
(Сосчитал сумму цифр от 1 до 100, будучи учеником).

 

(слайды 8, 9)

2. Проверка домашнего задания

1 + 3 + 5 + . . . + 997 + 99 = ?  (Учащиеся рассказывают решение)

Подведение итогов 1 этапа урока: учащиеся сами оценивают себя и ставят оценку в графе 1; За д/з ++,  если сделано; оценка, кто рассказывал решение.

3. Устно решаем задачи (слайд 10)

1. Для приготовления рисовой каши на две части риса берут три части воды. Сколько граммов воды надо взять на 300 г  риса?

2. Петя придумал для Маши задачу:  У брата и сестры 20 конфет, причем у брата на 3 конфеты больше. Сколько конфет у брата? Маша подумала и сказала, что такой ситуации быть не может. Согласны ли вы с ней?

3. Влад решил задачу:  сколько лет дедушке и бабушке, если дедушка на 10 лет старше бабушки, а вместе им 130 лет.  У него получился ответ: бабушке – 65 лет; дедушке – 75 лет. Докажите, что Влад не прав. Дайте верный ответ.

4. Журнал дороже газеты в 7 раз, а вместе они стоят 80 руб. Сколько стоит журнал?

(Подведение итогов устной работы, оцениваем себя и фиксируем результат в дневничок.)

4. Выполнение теста (слайд 11)

1. Мороженое содержит 5 частей воды, 2 части молочного жира и 3 части сахара. Сколько надо  сахара, чтобы приготовить 1 кг мороженого?

А) 600         Б) 300      В)  200

2. В соревнованиях приняли участие 56 спортсменов, причем юношей на 16 больше, чем девушек. Сколько юношей приняло участие в соревнованиях?

А) 24            Б) 36        В) 20

3. Для спортивного клуба купили 80 больших и маленьких мячей, причем больших в 4 раза меньше, чем маленьких. Сколько купили больших мячей?

А)  16       Б) 20          В) 64

4. Найти   9х – 9у = ?     если  х – у = 4

А) 36            Б)  13                 В)   5

Ключ:  Б В А А

Физкультминутка  (на уроке присутствует элемент игры – НЕЗНАЙКА)

img4.jpg (9138 bytes)

5. Решение трудных задач    (Слайды  13-16)

1. На лужайке резвились дети и собаки. У них 18 голов и 52 ноги. Сколько   детей и собак резвилось на лужайке? (ОЛИМПИАДНАЯ ЗАДАЧА)

2. Средний из трёх братьев старше младшего на 2 года, а возраст старшего превышает сумму лет двух других братьев четырьмя годами. Найти возраст каждого брата, если им вместе 96 лет. ( из дом. зад.)

А) (Решение начинаем с задачи №2 из домашнего задания. Ученик рассказывает решение.)

  1. 96 – 2 – 4 – 2 = 88 лет вместе, если уравняем количество лет,
  2. 88 : 4 = 22 года  младшему брату,
  3. 22 + 2 = 24 года среднему брату,
  4. 22 + 24 + 4 = 50 лет старшему брату.

Ответ: 22 лет младшему; 24 года среднему; 50 лет старшему  брату.

В) Решаем задачу и разбираем её решение (работа в группах, обсуждается идея решения).

На лужайке резвились дети и собаки. У них 18 голов и 52 ноги. Сколько детей и собак резвилось на лужайке?

РЕШЕНИЕ:

I способ (у всех 2 ноги)

1) 18 • 2 = 36 ног на лужайке                  3) 16 : 2 = 8 собак на лужайке
2) 52 – 36 = 16 ног в воздухе                   4) 18 – 8 = 10 ребят на лужайке.

II способ  (все четвероногие)

1)  18 · 4 = 72 ноги стояли на земле       3)  20 : 2 = 10 ребят было на лужайке
2)  72 – 52 = 20 ног – лишние                 4)   18 – 10 = 8 щенят на лужайке

Ответ:  10 ребят и 8 щенят на лужайке.

– Кто решил задачу оцените себя и поставьте оценку в дневничок.

6. Самостоятельная работа (слайд 17)

1 вариант

1. У Пети на 7 марок больше, чем у Коли. Всего у мальчиков 57  марок. Сколько марок у каждого мальчика?

2. В магазине купили яблоки и груши, причём яблок в три раза больше чем груш. Вес всех фруктов 5кг600г. Сколько весят яблоки, сколько груши?

2 вариант

1. Валя на 4 года старше Светы. Вместе им 24 года. Сколько лет каждой девочке?

2. На покупку куртки и ботинок потратили 6600 рублей. Ботинки стоят в 5 раз дешевле куртки. Сколько стоит куртка, сколько ботинки?

Проверяем ответы: (слайд 18)

1 вариант 2 вариант
1. 25;  32 1. 10; 14
2.1 кг 400 г;  4 кг 200 г 2. 1100 руб.; 5500 руб.

Запишем задание на дом:

1. Сообщение о К.Гауссе  (слайд 19,20) или
2. Презентация «К.Гаусс»

Подведение итогов урока.

Рефлексия своей деятельности:

  • Тема урока …
  • Цель урока …
  • Настроение на уроке …
  • Что нового узнали на уроке, чему   учились?
  • Своя оценка за урок …
  • Пожелания учителю…

Ребята оценивают свою работу на уроке, сдают оценочный лист учителю.

Карта «Формирование ключевых  компетенций» (по А. В. Хуторскому)
на открытом уроке в 5 классе по теме «Решение текстовых задач»

Учитель математики Ефимова Н.М.

Этапы урока, виды деятельности

Цель

Результат
Какая компетенция формировалась

Организационный Учить ставить цель своей деятельности Формирование учебно-познавательной и ценностно-смысловой компетенций
1. Работа над вычислительными навыками Формирование умений быстрого счета, вычислительных навыков Формирование социально-трудовой и учебно-познавательной компетенций
2. Проверка д/з Формирование самостоятельно работать, развивать гибкость и точность мысли Формирование учебно-познавательной и социально-трудовой компетенций
3. Устное решение задач. Коллективная работа Учит умению применять знания на практике, грамотному объяснению решения..
Воспитывать культуру мышления
Формирование учебно-познавательной, коммуникативной компетенций.
Формирование компетенции личностного самосовершенствования.
4. Тест Активизировать умственную деятельность, развивать гибкость и точность мысли. Формирование компетенции личностного самосовершенствования.
5. Разбор трудной задачи Активизировать умственную деятельность, развивать гибкость и точность мысли. Формирование компетенции личностного самосовершенствования.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой Учит учащихся, опираясь на полученные знания самостоятельно работать Формирование социально-трудовой и учебно-познавательной компетенций
7. Рефлексия Учит умению оценки своей деятельности. Учит пониманию своей роли ученика Формирование учебно-познавательной и социально-трудовой компетенций