Введение
Известно, что в раннем возрасте активно развивается общая и мелкая моторика, совершенствуются основные движения малыша.
Но в наш XXI век, век компьютерных технологий, всё чаще и чаще у большинства современных детей отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие кисти пальцев рук.
С недостаточным уровнем развития мелкой моторики рук и речи, я сталкиваюсь и в своей практике, работая с детьми третьего года жизни. Дети неловко, неуверенно держат ложку, карандаш, у них не сформированы навыки самообслуживания. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ловкие умелые пальчики – залог полноценного интеллектуального развития ребёнка. И вот уже на протяжении нескольких лет я углубленно и планомерно, работаю над решением этой проблемы, с целью – привлечь к данному вопросу родителей, мною был организован родительский клуб «Весёлые пальчики». Ведь, иногда, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики большинство родителей узнают только перед школой. В рамках клуба родители знакомятся с теоретическим и практическим материалом по совершенствованию мелкой моторики рук, играют вместе с детьми, делают аппликации, поделки. Встречи способствуют более близкому знакомству родителей с педагогом и между собой, родители постепенно вовлекаются в сотрудничество.
В течение года мною планируется четыре тематические встречи и два развлечения. Продолжительность занятий не превышать 25-30 минут.
Цель программы: освоение родителями основополагающих ценностей того, что руку ребёнка надо развивать и тренировать.
Задачи:
- познакомить родителей с методами, играми и игрушками, способствующими развитию мелкой моторики;
- воспитание коммуникативных, партнёрских отношений между детьми и взрослыми;
- способствовать развитию речи и активизации словаря детей в совместной деятельности с взрослыми;
- познакомить родителей с известными методами определения уровня развития ребенка по развитию руки.
Примерное планирование встреч и развлечений родительского клуба «Весёлые пальчики»
Тема | Задачи |
Время проведения |
1. «Рука развивает мозг» | Познакомить родителей с педагогической ценностью развития рук; сближение через общение в игре детей, родителей и воспитателя. | Октябрь |
2. Развлечение «Ладушки – ладошки» | Создать радостное настроение у детей и взрослых от совместных действий и игр, развитие мелкой моторики | Ноябрь |
3. «Возраст безграничного трудолюбия» | Знакомство с играми и игрушками, которые можно сделать своими руками из бросового материала;воспитание партнёрских отношений в совместной продуктивной деятельности | Декабрь |
4. «Театр и дети» | Познакомить родителей с видами театра, рассказать о педагогических ценностях театра, создание доброжелательной атмосферы | Февраль |
5. Развлечение «Подарок маме» | Формировать у детей заботливое, нежное отношение к маме, развивать позитивные эмоциональные отношения родителей и детей | Март |
6. «О развитии ручной умелости» | Знакомство родителей с некоторыми методами определения уровня развития ребенка по развитию рук, в соответствии возрастом | Апрель |
Встреча первая «Рука развивает мозг»
Задачи: познакомить родителей с педагогической ценностью развития рук, а также с одним из методов развития мелкой моторики – это пальчиковые игры и упражнения и с методической литературой по этой теме; сближение детей, родителей, воспитателей через общение в игре.
ХОД ВСТРЕЧИ
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители. Я рада видеть вас в нашем клубе. Тема нашей первой встречи «Рука развивает мозг». Хочу вам немного рассказать о том, как развитие руки влияет на развитие ребёнка.
Консультация «Рука развивает мозг» (Приложение 1)
Воспитатель: Давайте, дорогие родители, окунемся в мир детства и немного поиграем.
Мне ладошки покажите –
Правую и левую!
В кулачок скорей сожмите
Пальчики умелые,
Разожмите…, рассмотрите.
(выполняют действия в соответствии с текстом)
– Посмотрите на свои руки! У мужчин они крепкие
и сильные, у женщин – нежные и ласковые. И у всех у
вас – умелые и трудолюбивые. И конечно, каждому
из вас будет приятно, когда у вашего ребенка
будут умелые пальчики: ловко держат карандаш,
аккуратно рисуют, лепят, строят из конструктора.
А если ещё ребёнок научится чисто и правильно
говорить – вдвойне приятно.
Пальчиковые игры и упражнения – помощники для
вас и вашего ребенка. Из поколения в поколения
передаются забавные народные потешки:
«Ладушки-ладушки», «Сорока- белобока» и другие,
так как о чудесных свойствах руки знали ещё наши
мудрые предки. Сейчас в нашу аудиторию
приглашаем малышей.
Воспитатель:
Мам вы за руку берите,
И в кружок скорей идите.
Взрослые с детьми встают свободно на ковре.
Воспитатель:
Осень наступила,
Высохли цветы,
Гонит ветер в небе тучки,
Пляшут листья во дворе.
– Давайте, устроим сейчас настоящий листопад.
Дети и родители берут разноцветные салфетки.
Воспитатель:
Падают, падают листья.
Падают, падают листья, Дети и взрослые рвут салфетки и бросают, имитируя листопад.
В нашем саду листопад.
Жёлтые, красные листья
В воздухе вьются, летят.
Птицы на юг улетают –
Гуси, грачи, журавли. Выполняют упражнение для пальчиков «Птичка»
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
Т. Волгина
Воспитатель. В гости осень к нам пришла и принесла свои дары. Давайте все вместе расскажем и покажем, что нам осень принесла.
(Проводится пальчиковая игра).
Дары осени
Осень в гости к нам пришла
И подарки принесла: выполняют упражнение «Поднос»,
Яблоки душистые, упражнение «Шарик»,
Репку золотистую, выполняют упражнение «Шарик», а затем разводят округлые ладони в стороны
Кабачки пузатые переплетают пальцы рук, выставляя их перед животом,
И морковку сладкую. хлопают в ладоши
По В. Волгиной
Воспитатель. В круг скорее все вставайте, урожай вы собирайте.
Дети и взрослые встают в круг, взявшись за руки.
Проводится игра «Соберём урожай»
В огород пойдём, Ходьба по кругу, взявшись за руки
Урожай соберём.
Мы морковки натаскаем, «Таскают»
Мы картошки накопаем, «Копают»
Срежем мы кочан капусты, «Срезают»
Круглый, сочный, очень вкусный, Показать круг руками – 3 раза
Щавеля нарвём немножко «Рвут»
И вернёмся по дорожке. Ходьба по кругу, взявшись за руки.
Дети и взрослые садятся на стульчики.
Воспитатель. Урожай собрали, пора делать заготовки на зиму, но сначала вымоем руки.
Пальчиковое упражнение «Моем руки»
Ах, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда. Ритмично потирать ладошки, имитируя мытьё рук.
Пальчиковая игра «Засолка капусты»
Мы капусту рубим, рубим. Движения прямыми кистями, вниз – вверх
Мы морковку трём, трём. Движение кулачок о кулачок к себе и от себя
Мы капусту солим, солим. Обе руки сложены щепотью и «солят»
Мы капусту жмём, жмём. Интенсивное сжимание обеих рук в кулаки.
Воспитатель.Я желаю вашим семьям благополучия и успехов в воспитании детей. Предлагаю, ознакомится с литературой, которая поможет вам в проведении пальчиковых игр и упражнений дома.
Встреча вторая «Возраст безграничного трудолюбия»
Задачи: знакомство родителей с играми и игрушками, способствующими развитию мелкой моторики, чувства цвета и формы; воспитание партнёрских отношений в совместной продуктивной деятельности.
Оборудование: трафареты мишки, зайца и собаки, разноцветный картон, манная и гречневая крупа, молотый кофе, черный перец горошками; кисточки, клей ПВА, салфетки.
ХОД ВСТРЕЧИ
Воспитатель. Добрый вечер, я очень рада вновь видеть вас в нашем клубе. Чтобы вы немного отдохнули, расслабились, давайте поиграем.
Проводится игра «Найди рыбке пару». Родителям предлагается два мешочка, в которых лежат рыбки, сшитые из разных фактур материала. Из одного мешочка достаётся рыбка, ощупывается. Во втором мешочке на ощупь нужно найти пару этой рыбке. Потом в «сухом бассейне из крышек» родители отыскивают игрушки из киндер сюрпризов.
Воспитатель. Интересно? И малышам
интересно. Ведь игра для них – основное занятие.
Руки ребенка в постоянном движении, в работе.
Понаблюдайте, сколько видов деятельности
сменит малыш за час. Играя, он развивается и
обучается. Для того чтобы сохранить интерес к
игре, требуется постоянная смена игрушек. Сейчас
я познакомлю вас с играми, которые можно сделать
самостоятельно из подручных материалов из того,
что всегда есть дома.
Воспитатель демонстрируя, рассказывает об
играх с использованием прищепок, пластиковых
бутылок, различных баночек, крышек, которые
используются в группе для развития мелкой
моторики, восприятия цвета, формы и величины.
Далее, читая стихотворение
Белый снег пушистый
В воздухе кружится,
И на землю тихо
Падает, ложится.
Взрослые и дети разбрасывают белые салфетки.
Воспитатель. Много снега намело.Всё кругом белым бело.
Проводится пальчиковая игра «Снежный ком».
Взяли дети белый ком, Имитация движения, изображающего лепку снежков.
Лепить будем снежный дом
Мы польём его водой, «Плескать» ладонями воду.
Домик будет ледяной!
Ком за комом мы кладём, Ставить кулачок на кулачок.
Вот и вылепили дом. Поднять ладошки, соединить в виде крыши дома.
Воспитатель. В домиках этих будут жить
зайки и мишки, которых мы с вами сделаем.
Сторожить его будет собачка.
Родители и дети садятся за столы, на которых
лежат трафареты животных, крупы, кофе, горошки
чёрного перца, клей, кисточки, и им
предлагается вместе сделать аппликацию.
Трафареты накладываются на цветной картон.
Бумага под трафаретами мажется клеем. Ребёнок
щепотью берёт крупу или кофе, в зависимости от
выбранного животного, и высыпает на силуэт.
Далее воспитатель приглашает всех на ковёр поиграть в снежки, которые «лепят» из разбросанных салфеток.
Воспитатель.
Мы налепим снежков, вместе поиграем.
И друг в друга снежки весело бросаем.
Взрослые и дети с удовольствием играют в снежки.
Воспитатель. А теперь пора прощаться. До свиданья, до свиданья, приходите к нам опять. Будем вместе мы играть.