Цель урока:
- формировать эстетические чувства детей передачей художественного образа различными техниками;
- развивать чувство композиции и колорита;
- воспитывать любовь к поэтическим произведениям.
Предварительная работа:
- Чтение сказок А. С. Пушкина;
- Просмотр мультипликационных фильмов;
- Прослушивание аудиозаписей;
- Рассматривание иллюстраций, книжной графики.
Материал:
- портрет А. С. Пушкина;
- аудиозапись сказки “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”;
- передвижная выставка картин “ В мире сказок”;
- художественные материалы: наборы цветных мелков, карандашей, трафаретов, гуашь, кисти, губки, тычки, кусочки картона, кисти разных диаметров.
Ход занятия
1. Дети непринужденно играют.
В: Дети подойдите ко мне. Для вас, я приготовила музыкальное произведение. Давайте внимательно его прослушаем.
(Звучит аудиозапись фрагмента сказки “ Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”)
В: (обращается с вопросом к ребенку) Как называется эта сказка?
В: Кто автор этой сказки? (дети отвечают)
В: А. С. Пушкин – великий русский поэт! Он писал стихи о любви, о природе, о друзьях, но еще и писал сказки. Александр Сергеевич говорил: “ Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!
В: Сегодня я вас приглашаю в художественную галерею, посвященную сказкам А. С.Пушкина. Эти картины написаны детьми – юными художниками. Пройдитесь, осмотритесь, прислушайтесь – вы попали в мир сказок!
В: Подойдем к первой картине:
– Скажите, к какой сказке написана эта картина?
(К “Сказке о рыбаке и рыбке”)
– Как вы думаете, какое желание здесь выполнила золотая рыбка?
(Рыбка выполнила первое желание старухи, подарила новое корыто)
В: Ребята, послушайте отрывок из сказки:
“ …А глядела все на яблоко
Оно соку спелого полно
Так свежо и так душисто,
Так румяно золотисто,
Будто медом налилось…”
В: Катя, как ты считаешь, к какой картине относятся эти строки?
(К картине, где изображена царевна молодая из сказки “О мертвой царевне и семи богатырях”)
В: Денис, ты знаешь, что случилось с молодой царевной?
(Она откусила ядовитое яблочко и погибла)
В: Снежана, вспомни, в какой сказке царю была подарена птица, которая криком вещала о беде?
(В Сказке о золотом петушке, золотой петушок предупреждал о беде)
В: “Вот море, кругом обежавши, высунув язык,
Мордку поднявши, прибежал бесенок
Задыхаясь, весь мокрешенек, лапкой утираясь…”
В: Ульяна, ты знаешь из какой сказки эти строки?
(Это сказка о попе и работнике его Балде)
В: Вета, как Балда служил попу?
(Славно, усердно и очень исправно)
Переходим к другой картине
В: Ангелина, вспомни из какой сказки эти три девицы?
(Из сказки о царе Салтане)
В: Дети давайте вместе вспомним, какие заветные желания загадывали девицы? (дети читают по памяти)
“Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
“Кабы я была царица,
Говорит одна девица, то
На весь крещенный мир
Приготовила б я пир” –
“Кабы я была царица
Говорит ее сестрица
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна.”
“Кабы я была царица, –
Третья молвила сестрица
Я б для батюшки царя
Родила богатыря”.
2.
В: Мы с вами рассмотрели картины, вспомнили сказки. Дети, вы хотели бы стать художниками?
Я вам предлагаю написать иллюстрации к сказке “О царе Салтане о его сыне славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.”
В: Мы с вами читали эту сказку в детском саду. Каждый из вас полюбил какой-то сюжет из этой сказки.
В: Прошу вас пройти в художественную мастерскую. Еще раз подумайте над сюжетом, который вы хотели бы изобразить, какие художественные материалы вы будете использовать. В должны нарисовать не просто предметы, а подметить в них что-то интересное, красивое, выразительное. Главное чтобы вы передали в рисунке свои чувства, впечатления.
Дети приступают к работе (звучит спокойная музыка)
В: дети время работы заканчивается, наша мастерская закрывается.
3. Анализ
В: Мои юные художники, берите свои работы, мы ими будем любоваться.
В: Тимур, что ты нарисовал?
(Тридцать три богатыря с дядькой Черномором)
В: Денис прочтет отрывок из этой сказки. (Читает отрывок)
В: Вета, как ты считаешь Тимур действительно изобразил таких богатырей, молодые, красавцы, великаны, все как на подбор)
В: Катя, куда плывет твой кораблик? (читает отрывок)
В: Снежана, у тебя верно не простая белочка, расскажи о ней.
(Снежана читает отрывок из сказки)
В: Обратите внимание на изображение прекрасной царевны Лебеди, Алена писала картину гелиевой ручкой, использовала разнообразные линии и у неё действительно получилась царевна.
“Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит,
А сама-то величава, выступает будто пава…”
В: Как вам кажется, какая картина больше всех тревожна, предвещает беду?
Дети: У Дениса страшный коршун и слабая, беззащитная лебедь.
“Бьется лебедь средь зыбей
Коршун носится над ней...”
В: Мои дорогие, вы очень старались, ваши работы получились очень живописными.
Ноне хватает маленьких деталей. Например: нет ожерелья у царевны Лебеди, или корабль царя Салтана мог быть больше остальных кораблей его флота. Мы с вами знаем, что детали делают рисунок более выразительным, понятным для зрителя.
Из ваших картин мы оформим галерею для детей средней группы.