Нормы оценок в начальной школе (десятибалльная шкала)

Разделы: Начальная школа, Администрирование школы


Как известно, конечная цель функционирования всякой педагогической системы — это результативная сторона обучения, а оценка уровня обученности как проблема и потребность практики имеет одну неизменную цель – установление уровня усвоения знаний на всех этапах обучения, а также измерение эффективности учебного процесса и успеваемости. Вполне закономерно, что процесс обучения эффективнее тогда, когда обучение отождествляется с развитием познавательного интереса, когда под его влиянием активизируется процесс познания, повышается творческая активность, наблюдается интерес к исследовательской деятельности. Вполне разумно полагать, что чем эффективнее методы познавательной деятельности, чем точнее инструмент оценивания, тем выше потребность в учении и, как следствие, выше успеваемость.

НОРМЫ ОЦЕНОК  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
(десятибалльная шкала)

Структура и содержание десятибалльной шкалы оценки степени обученности учащихся

10-балльная шкала Основные показатели степени обученности учащихся Обученность в % Уровень
1 балл – очень слабо Присутствовал на занятии, слушал, записывал под диктовку учителя, товарищей, переписывал с доски около 1 % Различие, распознание
2 балла – слабо Отличает какой-либо процесс, объект и т.п. от их аналогов только тогда, когда ему их предъявляют в готовом виде, переписал работу с какого-то сборника От 2 до 4 % (уровень знакомства)
3 балла – посредственно Запомнил большую часть текста, правил, определений, законов и т.п., но объяснить ничего не может (механическое запоминание) От 5 до 9 % Запоминание
4 балла – удовлетворительно Демонстрирует полное воспроизведение изученных правил, законов, формулировок, математических и иных формул и т.п., однако, затрудняется что-либо объяснить От 10 до 16 % (неосознанное воспроизведение)
5 баллов – недостаточно хорошо Объясняет отдельные положения усвоенной теории, иногда, выполняя такие мыслительные операции, как анализ и синтез От 17 до 25 % Понимание
6 баллов – хорошо Отвечая на большинство вопросов по содержанию теории, демонстрирует осознанность усвоенных теоретических знаний, проявляя способность к самостоятельным выводам и т.п. От 26 до 36 % (осознанное воспроизведение)
7 баллов – очень хорошо Чётко и логично излагает теоретический материал, свободно владеет понятиями и терминологией, способен к обобщению изложенной теории, хорошо видит связь теории с практикой, умеет применить её в простейших случаях. От 37  до 49 % Элементарные умения и
8 баллов – отлично Демонстрирует полное понимание сути изученной теории и применяет её на практике легко и не особенно задумываясь. Выполняет почти все практические задания, иногда допуская незначительные ошибки, которые сам и исправляет. От 50 до 64 % навыки (репродуктивный уровень)
9 баллов – прекрасно Легко выполняет практические задания на уровне «Переноса», свободно оперируя усвоенной теорией в практической деятельности От 65 до 81 % Перенос
10 баллов – великолепно Оригинально, нестандартно применяет полученные знания на практике, формируя самостоятельно новые умения на базе полученных ранее знаний и сформированных умений и навыков От 82  до 100 % (творческий уровень)

Взаимосвязь десятибалльной шкалы с суррогатной

Десятибалльная шкала

Суррогатная шкала

10 баллов – великолепно 5 + (пять с плюсом)
9 баллов – прекрасно 5 (отлично)
8 баллов – отлично 5 – (пять с минусом)
7 баллов – очень хорошо 4 + (четыре с плюсом)
6 баллов – хорошо 4 (хорошо)
5 баллов – недостаточно хорошо 4 – (четыре с минусом)
4 балла – удовлетворительно 3 + (три с плюсом)
3 балла – посредственно 3 (посредственно)
2 балла – слабо 3 – (три с минусом)
1 балл – очень слабо 2 + (два с плюсом)

ХАРАКТЕРИСТИКА ЦИФРОВОЙ ОТМЕТКИ:

Баллы

Основные показатели для оценочных суждений

10 баллов – великолепно Уровень выполнения требований значительно выше, отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; логичность и полнота изложения; использованы знания или умения, превышающие требования школьной программы, творческое применение знаний и умений
9 баллов – прекрасно Уровень выполнения требований значительно выше, отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу;  логичность и полнота изложения
8 баллов – отлично Уровень выполнения требований значительно выше, отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочёта; логичность и полнота изложения
7 баллов – очень хорошо Уровень выполнения требований выше удовлетворительного; использование дополнительного материала; полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения; наличие 1-2 ошибок или 2-3 недочётов по текущему учебному  материалу; не более 1 ошибки или 2 недочётов по пройденному материалу
6 баллов – хорошо Уровень выполнения требований выше удовлетворительного; использование дополнительного материала; полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения; наличие 1-2 ошибок или 2-3 недочётов по текущему учебному  материалу; не более 1 ошибки или 2 недочётов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приёмов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала
5 баллов – недостаточно хорошо Уровень выполнения требований выше удовлетворительного; использование дополнительного материала; полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения; наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочётов по текущему учебному  материалу; не более 2-3 ошибок или 4 недочётов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приёмов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала
4 балла – удовлетворительно Достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе не более 4 ошибок или 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 ошибок или не более 7 недочетов по пройденному учебному материалу
3 балла – посредственно Достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе не более 4 ошибок или 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 ошибок или не более 7 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса
2 балла – слабо Достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса
1 балл – очень слабо Уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или  более 8 недочётов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений

ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ПО ОТДЕЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ

Русский язык

Контроль за уровнем достижений учащихся по родному языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяются умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Изложение (обучающее) – проверка, как идёт формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Контрольный диктант

1. Объём соответствует количеству слов по чтению.

2. Негрубые (недочёты) ошибки:

  • исключения из правил;
  • повторение одной и той же буквы;
  • перенос слов;
  • единичный пропуск буквы на конце слова:
  • отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
  • отсутствие «красной» строки;
  • незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

3. Однотипные ошибки

Первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.

4. При 3 поправках оценка снижается на 1 балл.

5. За одну ошибку в диктанте считаются

  • 2 исправления;
  • две пунктуационные ошибки.

6. Ошибки:

  • нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
  • неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
  • отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
  • наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
  • существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
  • отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
  • употребление слов в не свойственном им значении (в изложении)

Выставление оценок за контрольный диктант

Баллы Основные показатели для оценочных суждений
10 баллов – великолепно Отсутствие ошибок и недочётов при отличной каллиграфии
9 баллов – прекрасно Отсутствие ошибок, 1 недочёт
8 баллов – отлично Отсутствие ошибок, 2 недочёта или 1 пунктуационная
7 баллов – очень хорошо 1 ошибка и 1 недочёт или 1 орфографическая и 1 пунктуационных
6 баллов – хорошо 2 ошибки или 1 орфографическая и 2 пунктуационных
5 баллов – недостаточно хорошо 3 ошибки и 1 недочёт или 1 орфографическая и 3-4 пунктуационных
4 балла – удовлетворительно 4 ошибки и 1 недочет
3 балла – посредственно 5 ошибки и 1 недочет
2 балла – слабо Не более 6 ошибок
1 балл – очень слабо Наличие более 7 ошибок или 10 недочётов

Ошибкой в диктанте следует считать:

  • нарушение правил орфографии при написании слов;
  • пропуск и искажение букв в словах;
  • замену слов;
  • отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
  • неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).

За ошибку в диктанте не считаются

  • Ошибки  на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с учащимися перед письменной работой, выписать трудное для них по написанию слово на доске).

Оценки за словарный диктант (при количестве слов 12-20)

Баллы Основные показатели для оценочных суждений
10 баллов – великолепно
9 баллов – прекрасно Отсутствие ошибок и недочётов при отличной каллиграфии
8 баллов – отлично 1 исправление
7 баллов – очень хорошо 1 ошибка
6 баллов – хорошо 1 ошибка и 1 исправление
5 баллов – недостаточно хорошо 2 ошибки
4 балла – удовлетворительно 2 ошибки и 1 исправление
3 балла – посредственно 3 ошибки
2 балла – слабо 4 ошибки
1 балл – очень слабо 5 ошибок и более

Количество слов для словарного диктанта

Класс

Количество слов

2 класс

10-12 слов

3 класс

12-15 слов

4 класс

До 20 слов

Оценки за контрольное списывание

Баллы Основные показатели для оценочных суждений
10 баллов – великолепно  
9 баллов – прекрасно Отсутствие ошибок и недочётов при отличной каллиграфии
8 баллов – отлично 1 исправление, каллиграфическая неточность
7 баллов – очень хорошо 1 ошибка
6 баллов – хорошо 1 ошибка и 1исправление
5 баллов – недостаточно хорошо 2 ошибки
4 балла – удовлетворительно 2 ошибки и 1 исправление
3 балла – посредственно 3 ошибки
2 балла – слабо 3 ошибки и 1 исправление
1 балл – очень слабо 4 ошибки

Оценки за грамматическое задание

Баллы Основные показатели для оценочных суждений
10 баллов – великолепно  
9 баллов – прекрасно Отсутствие ошибок и недочётов, каллиграфическая неточность
8 баллов – отлично 1 исправление
7 баллов – очень хорошо Не менее 3/4 верно
6 баллов – хорошо
5 баллов – недостаточно хорошо Не менее 1/2 верно
4 балла – удовлетворительно
3 балла – посредственно
2 балла – слабо Не выполнено больше половины задания
1 балл – очень слабо

Изложение

В изложении оценивается:

1. Содержание (как передано основное содержание авторского текста – полностью, без искажений, без пропуска важных событий, главной части).
2. Построение текста (ход изложения, расположение частей, выделение абзацев).
3. Построение предложений, соблюдение правил порядка слов, лексика текста.
4. Орфографическая и пунктуационная грамотность.

За изложение ставятся отметки:

«9» – за работу, в которой правильно передано содержание текста; правильно построены предложения и употреблены слова; нет орфографических и пунктуационных ошибок;
«8» – за работу, в которой правильно передано содержание текста; правильно построены предложения и употреблены слова; допущена 1орфографическая или пунктуационная ошибка;
«7» – за работу, в которой при передаче содержания текста упущены какие-либо моменты; в построении предложений и в употреблении слов есть недочеты; допущены 2 орфографические ошибки или пунктуационные ошибки;
«6»,  «5» – за работу, в которой при передаче содержания текста пропущены какие-либо моменты; в построении предложений и в употреблении слов есть недочёты; пропущены 3-4 орфографические и пунктуационные ошибки;
«4», «3», «2», «1» –  неудовлетворительные оценки за существенные искажения при передаче авторского текста. В построении предложений нарушен порядок, допущено более 5 ошибок.

Тестирование

Тестирование оценивается по критериям и нормам оценки, как и грамматические задания, или же по уровням: высокий (выполнены правильно все предложенные задания); средний (Выполнены все задания с незначительными погрешностями); низкий (выполнены отдельные задания).

Шкала оценивания по русскому языку (устно)

Баллы

Основные показатели для оценочных суждений

10 – великолепно Творчески применяет полученные знания на практике, может самостоятельно формировать новые умения и знания на основе полученных ранее знаний, а также имеющихся умений и навыков
9 – прекрасно Знает изученные правила и автоматически, на уровне навыков, использует их при письме. Самостоятельно делает выводы.
8 – отлично Осмысленно применяет полученные знания на практике. При воспроизведении правила приводит свои примеры.
7 – очень хорошо Осмысленно воспроизводит правило, приводит примеры из учебника и свои. Находит орфограммы в тексте и может объяснить их написание.
6 – хорошо Знает правило, применяет его при письме, отличает орфограммы в тексте, иногда допускает ошибки, которые сам исправляет. Все примеры из учебника.
5 – недостаточно хорошо Пересказывает правило и приводит примеры из учебника, находит данные орфограммы в тексте, но иногда может ошибаться.
4 – удовлетворительно Пересказывает правило, всегда приводит примеры из учебника, допуская неточности по содержанию.
3 – посредственно Пересказывает правило, иногда приводит примеры из учебника, но не всегда верно.
2 – слабо Знает название темы, может пересказать правило с помощью подсказок учителя и одноклассников
1 – очень слабо Может назвать тему и найти материал к ней в учебнике

Литературное чтение

Баллы Основные показатели для оценочных суждений
10 – великолепно Читает бегло, эмоционально, проникновенно, артистично. Умеет прекрасно анализировать текст, прочитанный самостоятельно. Может составить рассказ, сказку, написать стихотворение и т.п.
9 – прекрасно Чтение беглое, выразительное, эмоциональное, проникновенное. Ученик составляет план и даёт точные характеристики героям. Легко выполняет задания творческого характера (делает собственное выводы  и умозаключения).
8 – отлично Читает выше нормы и выразительно. Пересказывает текст, составляет план, даёт характеристики героям, может сравнивать, анализировать, делать выводы, при этом допускает незначительные ошибки, которые сам же и исправляет.
7 – очень хорошо Читает быстрее нормы, но недостаточно выразительно. Пересказывает текст, самостоятельно частично составляет план и даёт краткие характеристики героям.
6 – хорошо Читает текст в пределах нормы, без ошибок, но не выразительно. Может пересказать текст с незначительными неточностями. С помощью учителя составляет план и даёт характеристики героям.
5 – недостаточно хорошо Читает текст в пределах нормы, соблюдает паузы и логическое ударение. Пересказывает текст с единичными ошибками и неточностями.
4 – удовлетворительно При чтении укладывается в норму, допускает незначительное количество ошибок. Частично соблюдает паузы и логическое ударение. Пересказывает текст целиком, допускает ошибки и неточности.
3 – посредственно При чтении текста укладывается в норму, при этом допускает ошибки, не соблюдает пауз и логического ударения. Может с незначительными искажениями пересказать отдельные эпизоды произведения.
2 – слабо Навыки чтения ниже нормы. Может назвать героев произведения и пересказать текст с помощью вопросов учителя.
1 – очень слабо Навыки чтения значительно ниже нормы. Читает произведение с большим количеством ошибок и не может пересказать его содержание.

Математика

Учитывая допущенные в контрольной работе ошибки, учитель должен иметь в виду, что грамматические ошибки, допущенные в контрольной работе, считаются недочётом.
Главным критерием оценки выполнения заданий являются обнаруженные учеником: усвоение правил и определений; умение составлять и записывать условие задачи (при необходимости); умение найти правильное действие и решить его; умение выполнять арифметические действия (сложение, вычитание, умножение, деление); умение применять правила и определения на практике.
В контрольной работе используются разные виды заданий: математический диктант, задачи, примеры на арифметические действия, выражения на порядок действий, уравнения, задания на построение геометрических фигур.

Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение отметки

Ошибки:

  • незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
  • неправильный выбор действий, операций;
  • неверные вычисления в случае, когда цель задания – проверка вычислительных умений и навыков;
  • пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
  • несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;
  • несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.

Недочёты:

  • неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
  • ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
  • неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;
  • наличие записи действий;
  • отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа

Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.

Контрольная работа. Примеры

Баллы

Основные показатели для оценочных суждений
10 баллов – великолепно Выполнено задание повышенной сложности (логическая задача)
9 баллов – прекрасно Отсутствие ошибок и недочётов, каллиграфическая неточность
8 баллов – отлично 1 исправление
7 баллов – очень хорошо 1 ошибка
6 баллов – хорошо 1 ошибка и 1 исправление (недочёт) или 2 ошибки
5 баллов – недостаточно хорошо 2 ошибки и 1 исправление
4 балла – удовлетворительно 3 ошибки
3 балла – посредственно 4 ошибки
2 балла – слабо 5 ошибок
1 балл – очень слабо Более 6 ошибок

Контрольная работа. Задачи

Баллы

Основные показатели для оценочных суждений

10 баллов – великолепно  
9 баллов – прекрасно Отсутствие ошибок и недочётов, каллиграфическая неточность
8 баллов – отлично 1 исправление
7 баллов – очень хорошо 1 ошибка
6 баллов – хорошо 1 ошибка и 1 исправление (недочёт) или 2 ошибки
5 баллов – недостаточно хорошо 2 ошибки и 1 исправление, но ход решения задачи верен
4 балла – удовлетворительно 3 ошибки
3 балла – посредственно 4 ошибки
2 балла – слабо 5 ошибок
1 балл – очень слабо Более 6 ошибок

Комбинированная контрольная работа

Баллы

Основные показатели для оценочных суждений

10 баллов – великолепно Выполнена вся работа (в том числе и задания повышенной трудности) без недочётов, при отличном оформлении
9 баллов – прекрасно Отсутствие ошибок и недочётов, каллиграфическая неточность. Выполнена вся работа без недочётов, кроме заданий повышенной сложности.
8 баллов – отлично 1-2 исправления
7 баллов – очень хорошо Не менее ? верно, нет ошибок при решении задачи
6 баллов – хорошо
5 баллов – недостаточно хорошо Не менее ? верно, допущена ошибка в ходе выбора действия, или вычислительная в задаче

Не менее ? верно, допущена ошибка в ходе выбора действия, или вычислительная в задаче, вычислительные ошибки в решении примеров

4 балла – удовлетворительно
3 балла – посредственно
2 балла – слабо Не выполнено больше половины задания
1 балл – очень слабо

Окружающий мир (естествознание)

Баллы

Основные показатели для оценочных суждений

10 – великолепно Творчески применяет полученные знания на практике, легко формирует новые умения на базе полученных знаний, собственных наблюдений и дополнительных источников информации (словарей, энциклопедий, журналов и т.д.)
9 – прекрасно Легко выполняет задания на творческом уровне, свободно оперирует теорией в практической деятельности. Имеет целостное восприятие окружающего мира.
8 – отлично Демонстрирует полное понимание сути теории, легко применяет её на практике. В выполнении заданий творческого характера допускает ошибки, которые сам же и исправляет.
7 – очень хорошо Чётко и логично излагает учебный материал, свободно владеет понятиями и терминологией, хорошо видит связь теории с практикой. Может выполнять простейшие мыслительные операции
6 – хорошо Полно, осознанно излагает учебный материал, допуская незначительные недочёты, но испытывает затруднения в выполнении заданий творческого характера
5 – недостаточно хорошо Даёт краткую характеристику изучаемым объектам, законам и явлениям природы, демонстрируя осознанность знаний. Допускает ошибки, которые сам же исправляет
4 – удовлетворительно Самостоятельно даёт характеристику изучаемому материалу, допускает ошибки, которые исправляет с помощью учителя и одноклассников
3 – посредственно Может дать краткую характеристику изучаемым объектам, законам и явлениям природы с помощью алгоритма или опорных вопросов учителя и товарищей
2 – слабо Читает текст, может неосознанно пересказать его отдельные фрагменты. Отличает изученные объекты от их аналогов только тогда, когда ему их предъявляют в готовом виде (муляжей, таблиц и т.п.), но не может дать им характеристику
1 – очень слабо Читает текст, но пересказать ничего не может

Окружающий мир (обществознание)

Баллы

Основные показатели для оценочных суждений

10 – великолепно Демонстрирует полное понимание исторического события, понятия, свободно владеет терминологией, способен анализировать исторический источник, привлекает дополнительный материал, может определить историческое значение конкретного исторического события
9 – прекрасно Даёт полную характеристику историческим событиям, привлекая дополнительный материал, свободно владеет исторической терминологией, фактическим материалом, умеет сравнивать и давать оценку историческим событиям
8 – отлично Может изложить историческое событие в логической последовательности, иллюстрирует его конкретными фактами, выявляет причинно-следственные связи, называет точные даты и имена участников
7 – очень хорошо Легко и логично излагает учебный материал, свободно владеет понятиями и терминологией, но допускает отдельные неточности в последовательности излагаемых событий
6 – хорошо Может изложить конкретное историческое событие, назвать имена участников, дату
5 – недостаточно хорошо Может пересказать конкретное историческое событие, допуская неточности, исправляя их с помощью учителя
4 – удовлетворительно Может кратко пересказать конкретное историческое событие, допуская при этом ошибки, которые исправляет с помощью учителя, запомнил часть конкретных исторических дат
3 – посредственно Может назвать конкретные исторические события, отдельные термины и некоторые исторические личности
2 – слабо Читает текст, может ответить на вопрос, используя прочитанное
1 – очень слабо Читает текст, но не понимает его сути

Литература

  1. «Контроль и оценка в начальной школе. Методическое письмо от 19.11.98».
  2. Симонов В.П., Черненко Е.Г. Десятибалльные шкалы оценок степени обученности по предмету. – М., 2002.