Проект "Земля – живая планета"

Разделы: Работа с дошкольниками


Проект: краткосрочный.

Тип: практико-ориентированный

Проблема: интерес детей к уникальности Земли.

Направляющие вопросы:

Основополагающий вопрос:

– Почему планету Земля называют «живой»?

Познавательные вопросы:

– Кто живет на Земле?
– Что растет на Земле?
– Чего больше на земном шаре – воды или суши?
– Что необходимо для жизни на Земле?
– Почему всходит и заходит Солнце?
– Где на земном шаре живем мы с вами?

Исследовательские вопросы:

– Что удерживает планету на орбите?
– Могут ли животные жить в земле?

Цель проекта: обобщение представлений о Земле как единственной «живой» планете в Солнечной системе.

Задачи:

  • Уточнить представление о Солнечной системе, об уникальности Земли;
  • Развивать у детей умение самостоятельно удовлетворять свою любознательность, наблюдательность, творческое воображение детей;
  •  Дать представление о том, что Земля – это общий дом для всех людей;
  • Сформировать первоначальные знания экологической культуры;
  • Воспитывать бережное отношение к Земле как к своему дому.

Участники проекта: воспитатели и дети старшей группы, родители и другие члены семьи, специалисты.

ПОЗНАНИЕ
  • «Одуванчик» (интегрированное занятие: познавательное + развитие речи)
  •  «Глобус – модель Земли» (дать представления о том, что существуют разные области Земли, которые отличаются по своим природным условиям и обозначаются на глобусе по-разному)
  • Опытническая деятельность «Свойства почвы»
  • Д.и. «Вода, земля, суша»
  • Рассматривание в энциклопедиях поверхности Земли«Земля космическое чудо» (моделирование процессов происходящих в природе)    
  • «Кто в доме природе живет?»( знакомство с сериационными отношениями; освоение действия сравнения двух рядов объектов, выстроенных по принципу систематического нарастания  признака; поддерживать познавательный интерес; способствовать воспитанию заботливого отношения к животным)
  • Упражнение на развитие памяти «Чего не стало?» (цифры)
  • Д. и. «Где спрятался еж?» (ориентировка в пространстве)
  •  «Секреты » (анализ взаимного расположения открытого пространства за пределами его видимой части)
  • «Лесная сказка»(строительство декоративной стенки по графической модели)
  • Конструирование из природного материала «Еж»
  • Художественное конструирование «Человек в лесу», «Птички» (составление силуэта из геометрических фигур)
КОМУНИКАЦИЯ
  • «Дарьюшкины сказки» (способствовать формированию первоначальных основ экологической культуры на использовании персонажей известных русских народных сказок и других произведениях фольклора )
  • ТРИЗ «Что бы было, если бы не было Земли…»
  •  «Дом, земля, планета»  (формировать умение проводить звуковой анализ слов: подбор слов-заместителей, графическая запись слогов, модель звукового состава слова, прохлапывание)
  • Д.и. «Аквариум» (длинные и короткие слова)
  • Д.и. «Жук и жаба» (закрепить умение выделять звук «ж» в словах; познакомить со звуком «ж»)
  • П.и. «Посадим цветы», «Лунатики» (подготовка руки к письму)
  • Чтение отрывка  из повести хакасского поэта С.Сартакова «Природа родного края»
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕН-НОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • Чтение П. Воронько  «Лучше нет родного края»
  • Чтение Ч.Айтматова «О чем говорит Земля?»
  • Заучивание стихотворения В.Берестова «Ты, скажи мне реченька лесная… »
  • Чтение В.Орлова «Дом под крышей голубой»
  • Чтение отрывка из книги Шорыгиной «Экологические сказки» – «Земля-кормилица»
  • Заучивание отрывка из стихотворения  Н. Доможакова «Цветок»
МУЗЫКА
  • Слушание «Жаворонок», муз. М. Глинки; «Мотылек», муз. С. Майкапара; «Пляска птиц»,  муз. Н. Римского-Корсакова
  • Пение «Ландыш», муз. М. Красева, сл. Н. Френкель
  • Пение «Птичий дом», муз. Ю. Слонова, сл. О. Высотской
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
  • Рисование «Золотая степь Хакасии» Создание живописной композиции с изображением пейзажа: передача соотношения неба и земли, основных фактурных и цветовых характеристик, необходимых деталей.
  • Лепка «Ежик» (познакомить с формой лепки – овалоид)
  • Синтез искусств «Образ Земли в творчестве художников»
БЕЗОПАСНОСТЬ
  • Познавательная игра «Береги природу»
  • Д.и. «Что будет, если…» (правила поведения в природе)
  •  «Красная  книга – сигнал опасности» (растения лесов Хакасии занесенные в Красную книгу: жарки, башмачки и др.)
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
  • Физминутка «Путешествие в лес», «Зайчики»
  • Мини-этюд «Ежата»
  • Хакасская народная подвижная игра «Козлята и волк»
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
  • «Планета Земля – наш общий дом» (интегрированное занятие: экология + развитие речи)
  • Беседа «Человек – часть живой природы» (воспитывать гуманное, экологически осознанное отношение к природе)
ТРУД
  • Уборка мусора на территории детского сада совместно с воспитателем
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
  • Акция «Сохраним мир птиц» (изготовление скворечников)
  • «Сбережем нашу планету» (выпуск листовок и плакатов)
  • Памятки в родительском уголке «Экологический образ жизни»; «Как вести себя на природе»
  • Проведение круглого стола для родителей «Экологическая гостиная»

Результат проекта:

1. Колаж «Как вести себя на природе»
2. Тематическая выставка  работ  «День Земли»
3. Размещение  листовок и плакатов «Сбережем планету нашу»
4. Развлечение «День Земли» (с участием родителей)