Аннотация
Проект «Экологическая тропа» направлен на экологическое воспитание детей дошкольного возраста. В проекте представлен материал из опыта работы дошкольного учреждения по реализации задач экологического воспитания через труд в природе, исследовательскую деятельность, пробуждение бережного отношения к природному окружению, расширение кругозора детей.
Предлагаемый материал поможет педагогам ДОУ организовать экологическую и опытно-экспериментальную деятельность дошкольников, покажет способы практического взаимодействия детей с окружающей природой.
Введение в проект
Актуальность проекта
Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано с вопросами экологического воспитания. Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности дошкольников непосредственно в природной среде. В мире природы экологическая тропа – специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность дошкольников в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий.
Цель создания тропы заключается в обучении и воспитании дошкольников, расширении сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы. Задача побудить дошкольников видеть, замечать различные проявления антропогенного факта, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать результаты воздействия человека на окружающую среду, способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношение человека к природе.
Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе непринужденного усвоения информации, ценностных ориентаций и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы.
Уход за тропой на протяжении всего года приучает детей к труду и бережному отношению к общему достоянию.
Организация тропы силами дошкольников дает воспитателям возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от детей творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценки состояния окружающей среды в зоне тропы побуждают детей не только использовать свои знания из разных областей жизни, но и – самое важное – принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах. Самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается важнейшее качество личности – убежденность, которая опирается не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт детей. У них вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.
Тип проекта. Долгосрочный, познавательный.
Участники проекта. Реализация проекта проводится с детьми старшего дошкольного возраста, родителями, педагогами.
Цель проекта. Создание условий для экологического воспитания детей.
Задачи проекта.
- Развивать познавательную активность детей посредством опытов и экспериментов с объектами природы.
- Показать детям многообразие растительного мира окружающей среды
- Воспитывать детей в духе бережного отношения к природе.
- Активизировать участие родителей в экологическом воспитании ребенка
Гипотеза реализации проекта. Реализация проекта позволит повысить экологическую культуры детей, расширит их кругозор, привьет навыки труда в природе.
Ожидаемые результаты.
- Дети:
- Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе.
- Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях.
- Содействовать развитию представлений о растительном мире.
- Родители.
- Активное включение в совместные с детьми мероприятия экспериментално-познавательного, трудового и экскурсионного характера.
- Педагоги:
- Обогащение методической базы ДОУ дидактическими материалами экологического направления.
- Презентация проекта на методическом объединении
- Повышение педагогической компетентности воспитателей по расширению экологических знаний у детей.
Реализация проекта в фотолетописи
Этапы реализации проекта
№ | Этапы | Цель | Содержание |
1 | Вводный | 1. Изучить особенности окружающего
природного окружения 2. Сформировать цели и задачи проекта 3. Анализ педагогической литературы по проблеме экологического развития дошкольников 4. Разработка перспективного плана мероприятий экологического содержания. |
Обследование объектов природного
окружения ДОУ Обработка консультативно-методической литературы по проблеме экологического воспитания детей |
2 | Основной | 1. Описание экскурсионных объектов на
маршрутах экологических троп 2. Организация поисковой деятельности детей и взрослых по теме «Экологическая тропа» |
Экскурсия в березовую рощу Турпоход с родителями на лесную полянку Целевая прогулка «Санитары леса» Путешествие «Цветочный ковер» Трудовой десант «Огород» Акция «Украсим мир цветами» Поисковая деятельность «Аптека под ногами» |
3 | Итоговый | Презентация проекта | 1. Конференция для детей и родителей
«Маршруты экологической тропы» 2. Создание альбома «Я и мир вокруг меня» 3. Праздник «На природу в лес пойдем» 4. Презентация проекта «Экологическая тропа». |
Список литературы
- Зубкова Н.М. Опыты и эксперименты для детей от 3до 7 лет. – М., 2007.
- Журавлева Л.С. Солнечная тропинка – М, 2006.
- Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников.– М., 2003.
- Николаева С.Н. Эколог в детском саду – М., 2003.
- Почемучка. \ Под ред. Дитрих А., Юрмин Г. – М., 1987.
- Рыжова Н.А. Я и природа.– М., 1996.
- Энциклопедия Почемучки \ Под ред. Кутузова С.М. – М., 2003.