Проект "Экологическая тропа МДОУ детский сад "Степашка"

Разделы: Работа с дошкольниками


Аннотация

Проект «Экологическая тропа»  направлен на экологическое воспитание детей дошкольного возраста. В проекте представлен материал из опыта работы дошкольного учреждения по реализации задач экологического воспитания через  труд в природе,  исследовательскую деятельность, пробуждение бережного отношения к природному окружению, расширение кругозора детей. 

Предлагаемый материал поможет педагогам ДОУ  организовать экологическую и  опытно-экспериментальную деятельность дошкольников, покажет способы практического взаимодействия детей с окружающей природой.

Введение в проект

Актуальность проекта

Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано  с вопросами экологического воспитания. Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности дошкольников непосредственно в природной среде. В мире природы экологическая тропа – специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия  для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность дошкольников в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий.

Цель создания тропы заключается в обучении и воспитании дошкольников, расширении сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы. Задача побудить дошкольников видеть, замечать различные проявления антропогенного факта, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать результаты воздействия человека на окружающую среду, способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношение человека к природе.

Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах  природы состоит в том, что он строится на основе непринужденного усвоения информации, ценностных ориентаций и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы.

Уход за тропой на протяжении всего года приучает детей к труду и бережному отношению к общему достоянию.

Организация тропы силами дошкольников дает воспитателям возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от детей творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценки состояния окружающей среды в зоне тропы побуждают детей не только использовать свои знания из разных областей жизни, но и – самое важное – принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах. Самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается важнейшее качество личности – убежденность, которая опирается не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт детей. У них вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.

Тип проекта. Долгосрочный, познавательный.

Участники проекта. Реализация проекта проводится с детьми старшего дошкольного возраста, родителями, педагогами.

Цель проекта. Создание условий для экологического воспитания детей.

Задачи проекта.

  • Развивать познавательную активность детей посредством опытов и экспериментов с объектами природы.
  • Показать детям многообразие растительного мира окружающей среды
  • Воспитывать  детей в духе бережного отношения к природе.
  • Активизировать участие родителей в экологическом воспитании ребенка

Гипотеза реализации проекта. Реализация проекта позволит повысить экологическую культуры детей, расширит их кругозор, привьет навыки труда в природе.

Ожидаемые результаты.

  • Дети:
    • Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе.
    • Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях.
    • Содействовать развитию представлений о растительном мире.
  • Родители.
    • Активное включение в совместные с детьми  мероприятия экспериментално-познавательного, трудового и экскурсионного характера.
  • Педагоги:
    • Обогащение методической базы ДОУ дидактическими материалами экологического направления.
    • Презентация проекта на методическом объединении
    • Повышение педагогической компетентности воспитателей по расширению экологических знаний у детей.

Реализация проекта в фотолетописи

Этапы реализации проекта

Этапы Цель Содержание
1 Вводный 1. Изучить особенности окружающего природного окружения
2. Сформировать цели и задачи проекта
3. Анализ педагогической литературы по проблеме экологического развития дошкольников
4. Разработка перспективного плана мероприятий экологического содержания.
Обследование объектов природного окружения ДОУ

Обработка консультативно-методической литературы по проблеме экологического воспитания детей

2 Основной 1. Описание экскурсионных объектов на маршрутах экологических троп
2. Организация поисковой деятельности детей и взрослых по теме «Экологическая тропа»
Экскурсия в березовую рощу
Турпоход с родителями на лесную полянку
Целевая прогулка «Санитары леса»
Путешествие «Цветочный ковер»
Трудовой десант «Огород»
Акция «Украсим мир цветами»
Поисковая деятельность «Аптека под ногами»
3 Итоговый Презентация проекта 1. Конференция для детей и родителей «Маршруты экологической тропы»
2. Создание альбома «Я и мир вокруг меня»
3. Праздник «На природу в лес пойдем»
4. Презентация проекта «Экологическая тропа».

Список литературы

  1. Зубкова Н.М. Опыты и эксперименты для детей от 3до 7 лет. – М., 2007.
  2. Журавлева Л.С. Солнечная тропинка – М, 2006.
  3. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников.– М., 2003.
  4. Николаева С.Н. Эколог в детском саду – М., 2003.
  5. Почемучка. \ Под ред. Дитрих А., Юрмин  Г. – М., 1987.
  6. Рыжова Н.А. Я и природа.– М., 1996.
  7. Энциклопедия Почемучки \ Под ред. Кутузова С.М. – М., 2003.