Правильные и неправильные дроби. 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

  • Образовательные:
    • ввести понятия правильные и неправильные дроби;
    • повторить основные свойства дроби;
    • практиковаться на приведении дроби к новому знаменателю;
    • учить сравнению дробей;
      формировать умения различать правильные и неправильные дроби, приводить примеры.
  • Развивающие: развивать внимание, речь, память, логическое мышление, самостоятельность.
  • Воспитательные: воспитывать уверенность в себе, умение работать в коллективе.

Знать: понятия правильные и неправильные дроби, знать различия между ними.

Оборудование: тетради, ручки, карандаши, линейка.

План урока:

Организационный момент

3 мин.

Настроить учащихся на урок.

Актуализация знаний. Повторение пройденного материала

10 мин.

Повторить основные свойства дроби, сравнение дробей, сокращение дробей, приведение дроби к общему знаменателю.

Изучение нового материала

10 мин.

Ввести понятие правильные и неправильные дроби.

Физ. минутка

3 мин.

Снять утомление ребенка, обеспечить активный отдых и привести умственную способность учащихся.

Закрепление изученного материала

13 мин.

Формировать умение различать правильные и неправильные дроби. Приводить примеры.

Домашнее задание

2 мин.

Инструктаж по домашнему заданию.

Итог урока

4 мин.

Подведение итога. Выставление оценок.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Сообщить тему урока.

Дроби, ребята,
Абсолютно всем нужны,
Поэтому на уроке работайте старательней,
И успех к Вам придет обязательно.

– Откройте тетради, возьмите ручку и запишите число. Классная работа и тему урока. Правильные и неправильные дроби.
– Записали, отложили тетради, положили ручки.

2. Устная работа

– Сколько минут в 1 часе?
– Какую часть часа составляет 1 мин.,7 мин., 15 мин.?
– Сколько минут в  часа, часа,  часа?
– Как называется 1 в дроби  что оно показывает?
– Как называется 60 в дроби  что оно показывает?
– Как сравнить две дроби?
– Расположите дроби на координатном луче .
– Чем задается координатный луч?
– Что есть дроби?

3. Работа над новым материалом

Лист разделить 4 равные части, на 8 равных частей, на 16 равных частей.
Сколько 4, 8, 16  частей в листе?
Как записать? (
Что показывает черта в дроби? (16 : 16 = 1)
Какой вывод можно сделать? (Если числитель = знаменателю, то это 1)
Возьмем еще один лист и разделим его на 8 равных долей. Вырежем  долю, сложим с 1 листом. Сколько таких долей получится? ()
–В 1-й строке числитель < знаменателя, во 2-й строке числитель = знаменателю или числитель > знаменателя. Дроби в которых числитель < знаменателя называется правильными дробями, а дроби которых числитель = знаменателю или числитель >  знаменателя называется неправильной дробью.

Показ дробей: .
Назовите числитель, назовите знаменатель в этих дробях и какая это дробь?
– Расположите дроби на координатном луче. Повторите, чем задается координатный луч.

а)  

б)

Вывод: дроби – правильная дробь; – неправильная дробь.

4. Физминутка

Поднимает руки класс – это раз
Повернулась голова – это два
Руки вниз – вперед смотри – это три
Руки в стороны, пошире, развернули на четыре
С силой их к плечам прижать и немного повращать – это пять
А на шесть – в ладоши хлопнуть
И на семь – ногою топнуть
А на восемь – подтянуться
И на девять – улыбнуться
Что ж заряд хороший есть?
Можно нам теперь и сесть.

5. Работа на координатном луче

– Чем задается координатный луч?
– Какие единичные отрезки можно взять? 4 клетки, 12, 16, и т. д.

№950

Берем 12 клеток за единичный отрезок.

– Назовите правильные дроби. ()
– Что можно о них сказать? (Они < 1)
– Назовите неправильные дроби. ()
– Что можно сказать о них?
– Значит существуют дроби правильные < 1 и неправильные дроби > 1.

№ 951

А) Напишите дроби со знаменателем 6. Что мы называем знаменателем? Где записывают знаменатель?

– какая дробь правильная?

Б) Где записывают числитель? Что показывает числитель? Какие дроби называются неправильными?

№ 952 выполняется самостоятельно

Проверка.

А) Какие числа вставили? (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9)
Б) Какие числа вставили вместо а? (1-15)

6. Итог урока

– Какие дроби называются правильными?
– Какие дроби называют неправильными?
– Может ли правильная дробь быть больше единицы?
– Может ли  правильная дробь быть меньше единицы?
– Какая дробь больше, правильная или неправильная?
– Чему равны дроби ? Какие это дроби правильные или не правильные?

7. Домашнее задание: пункт 25. Ответить на вопросы на странице 211; №974, 979, 975.