Музыкальное образование учащихся включает в себя обучение игре на одном из инструментов, развитие слуха, интонации, музыкальной грамоты и музыкальной литературы. Но полное комплексное развитие ученика невозможно без творческой деятельности. Музицирование открывает каждому человеку возможность найти свой путь к музыке и продолжать его дальше соразмерно своим желаниям и возможностям. Более того, как показывает практика, творческая деятельность повышает мотивацию учащихся к обучению музыке.
Именно творчество является своеобразной сферой духовной жизни подростков и юношей. Оно способствует более эмоциональному и, вместе с тем, осмысленному отношению к музыке, раскрывает индивидуальные творческие возможности каждого учащегося, ведёт подростка к самоутверждению, закладывает основы будущего саморазвития.
Цель программы – развитие творческих способностей учащихся, приобщение детей к самостоятельному музицированию.
Задачи:
- развитие музыкального мышления, чувства формы, ритмического и гармонического слуха;
- овладение элементарными навыками аккомпанемента;
- формирование навыков импровизации;
- закрепление на практике элементов музыкально-теоретического анализа;
- формирование и развитие навыков музицирования;
- воспитание творческой активности и самостоятельности учащегося.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 11-17 лет.
Сроки реализации программы: 1 год.
Количество часов в неделю: 1 час.
Предмет «творческое музицирование» вводится на третьем году обучения, когда учащийся уже владеет определёнными навыками игры на «родном» инструменте и накопит багаж теоретических знаний. Также для прохождения данного курса учащийся должен владеть элементарными навыками игры на фортепиано (в учебном плане на втором году обучения предусмотрен предмет «общее фортепиано»).
Основная форма обучения – индивидуальное занятие. Эта форма позволяет использовать индивидуальный подход к каждому учащемуся, наиболее эффективно выявляет творческие возможности и позволяет активно их развивать.
Во втором семестре учащиеся объединяются в ансамбли. Их состав может варьироваться в зависимости от уровня подготовки учащихся: дуэты (фортепианный, фортепиано + гитара), трио, квартеты (гитара, бас-гитара, клавишные, ударные).
Формы контроля успеваемости следующие: контрольный урок в первом семестре и зачёт в конце учебного года.
В конце обучения учащийся должен обладать определённым набором умений и навыков:
- подбирать по слуху аккомпанемент к мелодиям;
- грамотно читать цифровые обозначения аккордов;
- сочинять элементарную импровизацию.
В зависимости от уровня подготовки каждого учащегося возможна корректировка учебных планов.
Учебно-тематический план
№ | Тема |
Количество часов |
1 | Музыкальный язык. Мелодия. | 1 |
2 | Строение музыкальной речи. | 1 |
3 | Гармония. Аккомпанемент. Буквенно-цифровые обозначения. | 10 |
4 | Импровизация. | 10 |
5 | Модель 12-тактового блюза | 6 |
6 | Ознакомление с основными приёмами игры в стиле рок-н-ролл. | 8 |
Содержание программы
Тема 1. Музыкальный язык. Мелодия.
Элементы музыкального языка: мелодия, ритм,
гармония. Принципы построения мелодии. Анализ
музыкальных произведений.
Творческие задания: сочинение ритмических
шаблонов (за основу берутся любые фразы, например
«Жизнь- это прекрасно» ), сочинение мелодий с
использованием звуков аккорда, гаммообразных
движений, скачков, смешанного движения.
Тема 2. Строение музыкальной
речи.
Музыкальная форма: мотив, фраза, период,
предложение. Повторность музыкальных
построений. Вопросно-ответная форма. Анализ
музыкальных произведений.
Творческие задания: сочинение и досочинение
с мелодическими и (или) ритмическими
повторениями.
Тема 3. Гармония. Аккомпанемент.
Буквенно-цифровые обозначения.
Главные ступени лада. Ознакомление с аккордами
побочных ступеней лада. Кварто-квинтовый круг.
Виды септаккордов. Изучение буквенно-цифровых
обозначений. Плавное голосоведение.
Упражнения и творческие задания: исполнение
упражнений на основе T-S-D [см. приложение 1, раздел
I]. Гармонизация гамм. Гармонизация тем-мелодий
[см. приложение 1, раздел II]. Разучивание
произведений по цифровке [приблизительный
репертуар см. приложение 2]. Сочинение басовой
линии. Исполнение разученных мелодий на
синтезаторе под автоаккомпанемент.
Тема 4. Импровизация.
Понятие импровизации. Аккордовые звуки в виде
арпеджио. Опевание звуков аккорда. Проходящие и
вспомогательные звуки.
Устойчиво-ориентированные мотивы. Гаммообразные
построения. Ритмическое разнообразие.
Использование контрастов.
Музыкально-двигательная импровизация [все виды
упражнений см. в приложении 1, раздел III].
Творческое задание: сочинение импровизации
на тему.
Тема 5. Модель 12-титактового блюза.
Структура блюза как музыкальной формы (блюзовый
квадрат). Блюзовая гамма. Свингование.
Элементарная гармонизация.
Тема 6. Ознакомление с основными
приёмами игры в стиле рок-н-ролл.
Краткая история и характерные особенности стиля.
Рифовые рисунки в аккомпанементе. Варианты
ритмических фигурация в басу. Элементарная
импровизация в стиле рок-н-ролл.
Упражнения: методическая разработка Рыгина
Н.В. [см. список литературы]
Методические рекомендации
Весь курс обучения делится на два уровня – условно-теоретический и практический. В большинстве своём теоретический материал уже изучался учащимся на других музыкальных дисциплинах, поэтому его нужно только вспомнить и обговорить, а новый материал – разъяснить. Основная же часть обучения связана с сочинением, подбором по слуху и работой с гармонией.
Многие темы курса проходятся параллельно, т.е. на одном уроке ученик и сочиняет (импровизирует), и подбирает гармонию, и анализирует, и изучает цифровку. Все полученные знания в итоге суммируются и применяются на примере одного произведения.
Непосредственной подготовкой к импровизации является работа над элементарным сочинением. После того как учащиеся научились сочинять темы-мелодии и изучили цифровые обозначения аккордов, можно переходить к освоению различных способов варьирования мелодической линии на заданную гармонию.
Чтобы идти в ногу со временем, на уроках целесообразно использовать современные технологии, такие как синтезатор и компьютер (запись автоаккомпанемента, воспроизводимого по петле, игра тем по цифровке под разные стили автоаккомпанемента, прослушивание аудио- и видеоинформации).
Очень важно на уроках уделять внимание музыкально-двигательной импровизации. Эта форма предполагает свободное импровизационное движение под музыку, помогает раскрепостить ученика (физическая зажатость бывает актуальна для подросткового возраста), полностью слиться с музыкой.
В настоящее время в продаже и на интернет-ресурсах имеется много сборников с буквенно-цифровыми обозначениями аккордов над мелодией песни, либо над её словами. Для того чтобы учащиеся могли их использовать в домашнем музицировании, в программу включено изучение буквенно-цифровых обозначений. Важно включать в репертуар мелодии, которые будут востребованы социальным окружением ребёнка.
Курс «творческое музицирование» изучается на всех специальностях музыкального отделения. На начальном этапе обучения все задания выполняются на фортепиано, т.к. оно является оно является наиболее наглядным инструментом.
Как показывает практика, большинству учащихся не хватает практических навыков игры на фортепиано. Поэтому для того, чтобы техническими проблемами не отбить у учащихся желание музицировать, задача исполнения упрощается ансамблевой игрой, например: преподаватель играет мелодию, ученик подбирает гармонию. Впоследствии, музицируя дома, учащийся сможет заменить игру преподавателя на собственное пение.
Одним из условий элементарной импровизации является владение инструментом, поэтому на этапе импровизирования целесообразней переходить на инструмент, на котором учащийся обучается по специальности. Сложность творческих заданий определяется уровнем подготовки учащегося.
Программа не ставит своей целью научить учащихся сочинять музыку. Для тех, кто имеет склонность к сочинению, она поможет направить свои способности определённым образом, у других – вызвать желание попробовать свои силы в сочинении и импровизации на доступном для себя уровне.
Список литературы
- Бриль И. Практический курс джазовой импровизации для фортепиано: Учебное пособие. – М., 2003.
- Булаева О., Геталова О. Учусь импровизировать и сочинять: Творческая тетрадь I, II, III – Спб., 1999.
- Геталова О., Визная И. В музыку с радостью. – СПб, 2010.
- Мун. Л. Импровизация младших школьников на уроках музыки// Искусство в школе. – 2003.// №1. – с.44-51.
- О развитии практических и творческих навыков у учащихся ДМШ и студий: Методические рекомендации для педагогов-пианистов/ Под ред. Д.Ж. Бегимбетовой. – Алма-Ата, 1985.
- Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей для начинающих/ Cост. С.Ляховицкая и Л.Баренбойм. – Л., 1990.
- Песенник. Хиты 80-х. Избранные песни Российской эстрады. Вып.№7, - М., 2004.
- Сиротина Т. Подбираем аккомпанемент. I-IV классы ДМШ. Вып. 1. Учебное пособие. – М., 2002.
- 150 американских джазовых тем. Вып. 1, 2/ Сост. В.Кисилёв. – М., 2000.
- Тургенева Э.Ш., Малюков А.Н. Развитие музыкально-творческих навыков: Пианист-фантазёр: В 2-х частях. – М., 2002. – 41.
- Школа игры на фортепиано/ Под общ. Ред. А.Николаева. – М., 1996.
- Хромушин О. Учебник джазовой импровизации для Детских музыкальных школ (2-я редакция) – СПб. 2002.
- Файн Г. Искусство джазовой импровизации. Для музыкантов и преподавателей музыки. – Самара, 1999.
- Стрелецикий С. Учусь играть рок на фортепиано. – М., 2006.
- Есак М. История джаза и блюза (1893 – 1973)./ Худож. оформл. М.Есак. – М.: издатель Маскаев В.Н., 2001 – 32с.: ил.
- Кузнецов В.Б., Артемьева О.Г., Дубинина С.Е. Подбираю на рояле. Практический курс гармонии для младших классов ДМШ и ДШИ. Учебное пособие. - С–б, 2009.
- Есак М. Профессиональная импровизация на клавишах и аккордеоне. Выпуск 1/ Худож. оформление. М.Есак. – М.: издатель Маскаев В.Н., 2001 – 32с.: ил.
- Рыгин Н.В. Обучение импровизации в стиле «Рок-н-ролл» http://muzik-improvisation.ru/