Цель занятия: Формирование потребности культурно выражать свои мысли и эмоции, позитивно относится к культуре изложения мыслей и выражения эмоций подростков 13-16 лет (с опорой на цивилизованные нормы) путем включения их в анализ проблемных ситуаций.
Задачи:
- Стимулировать развитие нетерпимости к нецензурной лексике.
- Способствовать формированию у подростков чувства стыда, потребность выражать цивилизованно эмоции и чувства.
- Актуализировать знания социальных норм и расширить представления о нормах речевой культуры, о влиянии нецензурной речи на развитие сознания человека.
- В ходе дискуссии вывести правила речевой культуры для себя и в группе.
- Формировать позитивное отношение подростков к литературной речи путем включения их в выполнение творческого задания «Антиреклама сквернословия».
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Дядя Фёдор мыл забор,
На котором был “фольклор”.
Мыл, ругаясь неприлично,
Слышал Вася все отлично
И усвоив весь “набор”
Вновь украсил им забор.
Воспитатель: А знаете, почему вы смеетесь? Потому что смех это попытка скрыть стыд, неловкость, вы поняли о чем речь, и конечно знаете, что “фольклор” употреблять неприлично, хотя в неофициальной обстановке, в кругу своих сверстников, вы часто употребляете такую “сниженную” лексику, в том числе и нецензурную.
– Как вы думаете, о чем пойдет сегодня разговор? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, речь пойдет о нецензурной брани в нашей речи. А вы при общении друг с другом часто сталкиваетесь с этой проблемой? (Ответы детей)
– Я попрошу вас выполнить одно небольшое задание.
Детям предлагается разделиться на две группы и выполнить следующее задание:
– Разбейте тетрадный лист на 2 колонки. Запишите в 1 графе 10 слов, которые вы относите к категории “святых для каждого человека”
(Дети пишут, а затем прочитывают слова).
Воспитатель: Что вы чувствуете, когда произносите эти слова? Разве можно произнося их почувствовать стыд или неловкость? Нет, наоборот, они придают нам силу, многие из этих слов вызывают гордость.
– А теперь во 2 колонке запишите 10 слов из разряда “скверных”. Конечно, если вам неприятно, то вы можете этого не делать.
(Прогнозируем, что дети не станут записывать матерные слова).
– Теперь давайте подумаем, почему вы спокойно записали и перечисляли слова 1 группы и не стали даже записывать слова другой группы? (Выслушиваем ответы детей).
– Да стыдно, неловко.
– Когда вам бывало стыдно? (Ответы детей).
– Да, когда мы совершаем плохие поступки, нам
становится стыдно, значит стыд – это
необходимое свойство нашей психики, наш
ограничитель, не позволяющий нам вести себя по
хамски, ограничитель вседозволенности.
Стыд одно из самых тонких, деликатных и вместе
с тем жизненно необходимых качеств. Человек
должен многого стыдиться, если он человек.
– А за свою речь вам бывает стыдно? (Выслушиваем
ответы детей).
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о
стыде перед словом.
– А вы знаете, что мат наши предки практически не
употребляли, а ведь они были людьми не глупыми.
Почему же мы сами перерубаем корни со своими
предками, становимся не лучше, а хуже их.
Специалисты по истории языка провели
интересное исследование и сделали следующий
вывод. В древнерусской литературе и в
народной традиции запрет на матерную брань
связывался с представлением о том, что матерщина
оскорбляет Мать сыру Землю, Богородицу (мать
Иисуса Христа) и родную мать человека. По
народным, нравственным представлениям славян,
бранящийся оскорбляет не столько мать
собеседника, сколько свою собственную. Среди
легенд о происхождении матерщины есть одна,
записанная на Смоленщине. В ней говорится о
человеке, которого попутал дьявол. Человек этот
убил отца своего и женился на своей матери. С тех
пор и пошла у нас матерная брань. У русских славян
считалось грехом бранить детей, ибо на том свете
они отвернутся от своих родителей. Ребёнка,
которого обругали “чёрным” словом с
упоминанием чёрта, дьявола, ведьмы, демона могли
унести по поверью злые силы. Нельзя было
браниться в доме при иконах, при печке (по поверью
этого не выносил домовой). Боясь лешего, не
бранились в лесу, Это же относилось к полю, реке и
озеру – ведь у каждого из них был свой хозяин
(покровитель). Провинившимся он насылал болезни и
немощи. В дом, где бранятся, проникают бесы, а вот
ангелы покидают такое жилище.
Такие слова указывают на то, что по естественному
чувству стыда скрыто от чужих глаз: детородные
органы, интимная жизнь человека. Не кажется ли
вам, что своими словами вы сами выставляете все
это на показ?
– А теперь рассмотрим, как к этой проблеме относятся другие специалисты.
Психологи замечают, что употребление мата
формируют зависимость, сходную с алкогольной,
никотиновой, наркотической.
В этом процессе наблюдаются такие 3 стадии.
Первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;
Вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое скверное слово – для разрядки, ради напускной удали, или, чтобы казаться своим в компании, где все ругаются. Но нужны ли вам такие компании? Компании, где подростки стремятся быть «крутыми», «блатными», где нравственность искажается до неузнаваемости и не стыдно напиться, избить слабого, обхамить взрослого или пожилого человека, украсть то, что плохо лежит, а уж мат употребляется как вполне нормальные слова. Именно в таких компаниях зарождается преступность. Давно известно, что преступником движет не пресловутая уголовная романтика, а стяжательство, жадность, желание не работая иметь средства к существованию. А полная потеря стыда и неуважение к людям помогает им оправдывать любую свою подлость, даже к тем людям, которых они называют друзьями. Ради денег такие люди запросто поступятся своими так называемыми «воровскими принципами» и как крысы обворуют даже своих родных, а о приятелях и говорить не приходится.
Третья стадия, человек привыкает к
этим словам, ему уже не стыдно употреблять их. В
дальнейшем человек уже использует эти слова, не
замечая этого. Еще позже – он уже вообще
не может изъясняться без мата, забывает другие
слова.
Часто такой человек, попадая в «приличное
общество», старается больше молчать, чтобы
ненароком не сказать грубого слова. В медицине
известны случаи, когда человек утрачивает речь,
но сохраняет способность сквернословить. Нам
всем следует понимать опасность тотального
распространения сквернословия, которое в
последнее время принимает угрожающий характер.
И людей, подобных герою стихотворения
Анатолия Лысова “Дикарь”, мы встречаем
повсеместно.
(Подготовленное выразительное чтение отрывка стихотворения воспитанником).
Дикарь
Я видел нынче дикаря
И говорил с ним даже,
Но, откровенно говоря,
О нём всего не скажешь.Пусть лексикон дикарский пуст, –
Зато как речь цветиста:
Что шаг, то мат слетает с уст
Такого “шаг-матиста”.Сказать лишь можно, что с лица
И не дикарь он вовсе:
Не носит он в носу кольца
Монет в ушах не носит.Но передать его язык
Поэт не правомочен:
В таком бы случае мой стих
Был сплошь из многоточий.А надо, что ни говори,
Пресечь их брань вначале –
Пресечь, покуда дикари
Совсем не одичали!Вы догадались: речь идёт
Опять про мат и матик,
Про речь, которую ведёт
Подобный “мате-матик”.
Воспитатель: А у нас в школе много таких дикарей?
– Ребята как нам избавляться от сквернословия?
(Дети высказываются)
– Представьте себе такую ситуацию, президент России поручил нам составить правило для молодежи «Как избавиться от сквернословия?»
(Дети высказываются)
– А что если нам начать с себя?
(Выслушиваем мнение ребят и обобщаем ответы, подводим к выводу).
Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны.
Возьмем это правило за основу для общения в своей группе.
Воспитатель: Для себя мы правило вывили и постараемся его выполнять. Как же быть с теми, кто этого правила не знает и не собирается его выполнять? Нереально стоять на улице и хватать за рукав всех бранящихся людей? Как вы думаете, что нужно делать?
(Выслушиваем мнение ребят).
– А знаете, сейчас во многих городах России
проводятся акции по борьбе с матом. Самая
решительная борьба развернулась в Белгороде.
Всех, кто ругается в общественных местах, ждет
штраф – от 500 до 1500 рублей. Уже собрали штрафов на
0,5 миллиона рублей. Треть этой суммы пойдет на
премии полицейским, которые задержали
нарушителей.
Активисты акции – студенты и молодые журналисты –
придумали остроумные лозунги против
сквернословия. Это своеобразная антиреклама
мата.
Например:
– Чтобы в жизни состояться, матом лучше не
ругаться!
– Наше условие – долой сквернословие!
Смогли бы и вы придумать такие лозунги? В
качестве подсказки можете использовать рифмы,
написанные на доске.
Воспитатель раздает ватманы и маркеры. Дети выполняют задание, читают свои лозунги.
Воспитатель: Молодцы, дети, мне очень понравились ваши лозунги. Теперь давайте подумаем, где их разместить?
(Определяемся с размещением).
Воспитатель: Даже в самой ужасной
среде есть люди, к которым грязь, как бы ни
пристает, есть на кого опереться, с кем вместе
противостоять злу. Мы понимаем, что мат
непристоен, но ведь это еще и социальное зло. Это
язык подонков и блатарей грозит уже стать нормой.
– Изменилось ли ваше отношение к сквернословию?
– Трудно ли будет отказаться от этой вредной
привычки? Думаю трудно, но будем пытаться!
– Что было самым важным на занятии?
(Выслушиваем мнение ребят).
– Подводя итог, прочитаем, что написано на плакате и скажем вместе: «Моя речь – это мое достоинство. Настоящий контроль – это контроль изнутри».