Цель урока: научиться рисовать акварельными красками весенние цветы с натуры.
Задачи урока:
- Формировать у детей приемы рисования кистью элементов цветов; совершенствовать умения и навыки учащихся работать акварельными красками.
- Развивать у детей способность чувствовать красоту цветов, их роль в создании настроения человека, фантазию и воображение.
- Воспитывать любовь к окружающей природе; эстетическое воспитание учащихся.
Оборудование: лист бумаги, акварель, кисти, баночки с водой, палитра, салфетка, цветы – тюльпаны, плакат «Девушка-Весна», аудиокассета музыкальной пьесы П. И. Чайковского «Вальс цветов», магнитофон, компьютер, экран.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Постановка цели урока
– Ребята любите ли вы цветы?
– Сегодня на уроке мы научимся рисовать весенние
цветы и совершим необычное путешествие.
III. Вводная часть
– Ребята, а куда и как вам захотелось бы совершить свое путешествие? Конечно, путешествия бывают разными. Можно сесть в самолет и улететь в далекие земли. Но такие путешествия не всем доступны. Можно совершить путешествие, которое доступно всем, очень интересное, увлекательное. Это путешествие в мир красоты природы, и помогут нам в этом поэты, музыканты, художники. Почему? Подумайте над этим сами. Природа – настоящий храм красоты, вот откуда они берут слова, краски, звуки для произведений. Но отправимся мы путешествовать в мир красоты природы не одни, а вместе … с гостьей. Как ее зовут? Вы узнаете, разгадав кроссворд.
IV. Работа над кроссвордом
Работа по группам
Учитель дает каждой группе конверт с загадкой (на экране появляется кроссворд – Приложение 1).
I группа. Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль
поднимает. (Ветер)
II группа. Течет-течет – не вытечет, бежит-бежит –
не выбежит. (Река)
III группа. Красна девушка по небу ходит. (Солнце)
IV группа. Синенькая шубка покрыла весь мир. (Небо)
Учащиеся хором отгадывают загадку:
– Под ногами мурава, под названием … (Трава)
– Так, кто же с нами отправляется в путешествие? (Весна)
V. Беседа с учащимися о весенней природе
Весна – волшебница и у нее в руках волшебный
платочек. Взмахнула она им, и мы оказались в
городском парке. Закрыли глазки – представили
себе.
– Посмотрите на небо. Какое оно весной?
– Что можно сказать о солнце?
– Бывают ли осадки весной? Какие?
– Стало теплее или холоднее?
– Кто же это поет? Щебечет?
– Как они поют весной? Почему?
– Что произошло с деревьями?
VI. Физминутка
– А теперь давайте сделаем привал, немножко отдохнем.
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку.
VII. Изучение нового материала
Девушка – Весна предлагает нам пройти дальше. Вот мы оказались в удивительном по красоте месте. Здесь бал. Кто же собрался на этом балу?
Звучит пьеса П. И. Чайковского «Вальс цветов».
– Какие цветы вы представили танцующими на балу Весны? Назовите. Давайте познакомимся поближе ссамым прекрасным и нежным, что есть на земле – цветами. Назовите любимые цветы. Где вы их встречаете?
Вывод (на экране появляется запись. Приложение 2):
VIII. Групповая работа
1-й этап
– Ребята, а какие стихи о цветах вы знаете,
прочитайте.
– Весна и цветы с удовольствием вас послушают.
1-й ученик.
Фиалка
На солнечной опушке
Весной фиалка расцвела –
Лиловенькие ушки
Она тихонько подняла.
2- й ученик
Ландыш Самуил Маршак
Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
3-й ученик
О розах. Олег Есин
За красоту мы любим розы,
Их дивный запах, аромат
За радость, что приносят людям,
Им дарят, мимолетный взгляд!
4-й ученик
Колокольчики Е. Серова
Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы
Очень вежливы. А ты?
– Цветы для человека всегда были символом красоты природы. Подарить цветы – значит выразить человеку чувства любви, уважения. Но я хочу обратить ваше внимание, что цветы – самое беззащитное явление природы. Нельзя их рвать на газонах, клумбах, в поле. Для букетов цветы выращивают специально.
Чтение учеником стихотворения.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок…
Если Все: и Я, и Ты –
Если Мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты …
И не будет красоты.
2-й этап
– Ребята, вы так понравились цветам, что они решили пригласить вас к ним в гости. Девушка-Весна передает вам эти пригласительные конверты. А чтобы не потеряться в пути и добраться до нужного адреса, надо выполнить задания, которые в них есть.
Учитель раздает конверт с заданиями (см. Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6).
I группа.
Рассмотрите рисунки с цветами. Найдите такие же среди тех, которые есть в классе. Запомните их названия. Что общего у этих растений? (Комнатные).
II группа.
Рассмотрите рисунки с цветами. Назовите эти цветы. Что общего у этих цветов? (Садовые).
III группа.
Рассмотрите рисунки с цветами. Назовите эти цветы. Что общего у этих цветов? (Полевые).
IV группа.
Рассмотрите рисунки с цветами. Назовите эти растения. Подумайте, какой цветок здесь лишний?
3-й этап
Проверка.
– Ребята, а теперь проверим, как вы справились с заданиями.
(На экране появляются Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6)).
IX. Рассматривание с учениками цветов с натуры
– Ребята, много прекрасных цветов на земле. Но
Весна принесла нам свои первые цветы, которые она
нам подарит. Какие? Отгадайте. Для этого
вспомните сказку Г. Х. Андерсена «Дюймовочка».
Послушайте отрывок: «Посадила женщина зерно в
цветочный горшок, и вдруг из него вырос большой
чудесный цветок вроде…, но лепестки его были
плотно сжаты, точно у нераспустившегося бутона.
– Какой славный цветок! – сказала женщина и
поцеловала красивые лепестки».
Что же это за цветок?
Учитель раздает каждой группе по тюльпану.
– Внимательно рассмотрите этот цветок. На что он похож? Какую форму имеет сам цветок? Какой стебелек? Листья?
X. Объяснение и показ учителя, как рисовать кистью с натуры тюльпан
– Обратите внимание на подбор красок на палитре.
XI. Самостоятельная работа учащихся
XII. Анализ работы учащихся, их оценка
XIII. Вывод по уроку
– Куда мы совершили свое путешествие?
– Как вы думаете, смогли вы сегодня на уроке
научиться чему-то полезному?
– Что интересного вы узнали на уроке?
– Почему нельзя рвать цветы?