Интегрированный урок экологии и ИЗО в 1-м классе по теме "Цветы весны – рисование с натуры цветов"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: научиться рисовать акварельными красками весенние цветы с натуры.

Задачи урока:

  • Формировать у детей приемы рисования кистью элементов цветов; совершенствовать умения и навыки учащихся работать акварельными красками.
  • Развивать у детей способность чувствовать красоту цветов, их роль в создании настроения человека, фантазию и воображение.
  • Воспитывать любовь к окружающей природе; эстетическое воспитание учащихся.

Оборудование: лист бумаги, акварель, кисти, баночки с водой, палитра, салфетка, цветы – тюльпаны, плакат «Девушка-Весна», аудиокассета музыкальной пьесы П. И. Чайковского «Вальс цветов», магнитофон, компьютер, экран.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка цели урока

– Ребята любите ли вы цветы?
– Сегодня на уроке мы научимся рисовать весенние цветы и совершим необычное путешествие.

III. Вводная часть

– Ребята, а куда и как вам захотелось бы совершить свое путешествие? Конечно, путешествия бывают разными. Можно сесть в самолет и улететь в далекие земли. Но такие путешествия не всем доступны. Можно совершить путешествие, которое доступно всем, очень интересное, увлекательное. Это путешествие в мир красоты природы, и помогут нам в этом поэты, музыканты, художники. Почему? Подумайте над этим сами. Природа – настоящий храм красоты, вот откуда они берут слова, краски, звуки для произведений. Но отправимся мы путешествовать в мир красоты природы не одни, а вместе … с гостьей. Как ее зовут? Вы узнаете, разгадав кроссворд.

IV. Работа над кроссвордом

Работа по группам

Учитель дает каждой группе конверт с загадкой (на экране появляется кроссворд – Приложение 1).

I группа. Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает. (Ветер)
II группа. Течет-течет – не вытечет, бежит-бежит – не выбежит. (Река)
III группа. Красна девушка по небу ходит. (Солнце)
IV группа. Синенькая шубка покрыла весь мир. (Небо)

Учащиеся хором отгадывают загадку:

– Под ногами мурава, под названием … (Трава)

– Так, кто же с нами отправляется в путешествие? (Весна)

V. Беседа с учащимися о весенней природе

Весна – волшебница и у нее в руках волшебный платочек. Взмахнула она им, и мы оказались в городском парке. Закрыли глазки – представили себе.
– Посмотрите на небо. Какое оно весной?
– Что можно сказать о солнце?
– Бывают ли осадки весной? Какие?
– Стало теплее или холоднее?
– Кто же это поет? Щебечет?
– Как они поют весной? Почему?
– Что произошло с деревьями?

VI. Физминутка

А теперь давайте сделаем привал, немножко отдохнем.

Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку.

VII. Изучение нового материала

Девушка – Весна предлагает нам пройти дальше. Вот мы оказались в удивительном по красоте месте. Здесь бал. Кто же собрался на этом балу?

Звучит пьеса П. И. Чайковского «Вальс цветов».

– Какие цветы вы представили танцующими на балу Весны? Назовите. Давайте познакомимся поближе ссамым прекрасным и нежным, что есть на земле – цветами. Назовите любимые цветы. Где вы их встречаете?

Вывод (на экране появляется запись. Приложение 2):

VIII. Групповая работа

1-й этап

– Ребята, а какие стихи о цветах вы знаете, прочитайте.
– Весна и цветы с удовольствием вас послушают.

1-й ученик.

Фиалка

На солнечной опушке
Весной фиалка расцвела –
Лиловенькие ушки
Она тихонько подняла.

2- й ученик

Ландыш Самуил Маршак

Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.

3-й ученик

О розах. Олег Есин

За красоту мы любим розы,
Их дивный запах, аромат
За радость, что приносят людям,
Им дарят, мимолетный взгляд!

4-й ученик

Колокольчики Е. Серова

Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы
Очень вежливы. А ты?

– Цветы для человека всегда были символом красоты природы. Подарить цветы – значит выразить человеку чувства любви, уважения. Но я хочу обратить ваше внимание, что цветы – самое беззащитное явление природы. Нельзя их рвать на газонах, клумбах, в поле. Для букетов цветы выращивают специально.

Чтение учеником стихотворения.

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок…
Если Все: и Я, и Ты –
Если Мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты …
И не будет красоты.

2-й этап

– Ребята, вы так понравились цветам, что они решили пригласить вас к ним в гости. Девушка-Весна передает вам эти пригласительные конверты. А чтобы не потеряться в пути и добраться до нужного адреса, надо выполнить задания, которые в них есть.

Учитель раздает конверт с заданиями (см. Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6).

I группа.

Рассмотрите рисунки с цветами. Найдите такие же среди тех, которые есть в классе. Запомните их названия. Что общего у этих растений? (Комнатные).

II группа.

Рассмотрите рисунки с цветами. Назовите эти цветы. Что общего у этих цветов? (Садовые).

III группа.

Рассмотрите рисунки с цветами. Назовите эти цветы. Что общего у этих цветов? (Полевые).

IV группа.

Рассмотрите рисунки с цветами. Назовите эти растения. Подумайте, какой цветок здесь лишний?

3-й этап

Проверка.

– Ребята, а теперь проверим, как вы справились с заданиями.

(На экране появляются Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6)).

IX. Рассматривание с учениками цветов с натуры

– Ребята, много прекрасных цветов на земле. Но Весна принесла нам свои первые цветы, которые она нам подарит. Какие? Отгадайте. Для этого вспомните сказку Г. Х. Андерсена «Дюймовочка». Послушайте отрывок: «Посадила женщина зерно в цветочный горшок, и вдруг из него вырос большой чудесный цветок вроде…, но лепестки его были плотно сжаты, точно у нераспустившегося бутона.
– Какой славный цветок! – сказала женщина и поцеловала красивые лепестки».
Что же это за цветок?

Учитель раздает каждой группе по тюльпану.

– Внимательно рассмотрите этот цветок. На что он похож? Какую форму имеет сам цветок? Какой стебелек? Листья?

X. Объяснение и показ учителя, как рисовать кистью с натуры тюльпан

– Обратите внимание на подбор красок на палитре.

XI. Самостоятельная работа учащихся

XII. Анализ работы учащихся, их оценка

XIII. Вывод по уроку

– Куда мы совершили свое путешествие?
– Как вы думаете, смогли вы сегодня на уроке научиться чему-то полезному?
– Что интересного вы узнали на уроке?
– Почему нельзя рвать цветы?

Презентация к уроку