Программные задачи: Формировать представления о воде и о том, что она -составная часть всех живых организмов. Учить определять возраст рыб по чешуе; развивать навыки проведения лабораторных опытов (с водой, маслом); различать по внешнему виду и правильно называть рыб, обитающих в океанах и реках; закреплять особенности строения рыб, медуз; отражать впечатления, полученные при изготовлении барельефа (ракушки, пластилин, камни); Активизировать словарь словами: чешуя – мелкие пластинки, расположенные на поверхности так, что каждая прикрывает край соседней, медузы, фильтр, очистить. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: две баночки (одна пустая, другая с водой и маслом); фильтр (салфетка, вставленная в воронку); аквариум с “медузами” (выполненными из целлофанового пакета), камни, предварительно покрытые пластилином, ракушки; карточки с изображением речных и морских рыб, животных; аудиозапись шума моря, оформление уголка подводного мира.
Ход занятия
Воспитатель включает фильм о подводном царстве.
Воспитатель. Ребята, а вы не хотите отправиться в подводное царство в гости к Нептуну? (Да.)
Воспитатель. Но для этого нужны специальные снаряжения. А какие вы знаете?
Дети. Акваланги, баллоны с газом.
Воспитатель. Вот у меня для вас есть снаряжения, которые я вам хочу подарить (воспитатель выносит акваланги, сделанные из бутылок, дети надевают “акваланги” ).
Воспитатель. Ребята, вижу, вы уже подготовились к погружению. Давайте потихоньку будем опускаться на морское дно. (Звучит шум моря. Дети имитируют погружение в воду.)
Воспитатель. Вот мы с вами и на дне морском. Нравится вам здесь? (Если -да, то воспитатель говорит что ему, не нравится, спрашивает почему.) Посмотрите, во что люди превратили дно морское. На “дне” банки, пустые бутылки, коробки, пакеты и т.д.
Воспитатель. Молодцы! Дно очищено, теперь мы сможем рассмотреть обитателей морского дна. Кто перед нами? Правильно – медуза. Посмотрите, ее почти практически не видно в воде. Чем покрыто тело ее. Правильно, покрыто тонкой, прозрачной пленкой, ведь медуза полностью состоит из воды. (Дети рассматривают в аквариуме медуз сделанных из полиэтиленовой пленки.)
Воспитатель. Каких размеров бывают медузы? Да бывают размером с муху и очень большие, просто огромные. Они защищают мальков рыб от хищников.
Воспитатель. Медузы очень нежные существа, поэтому, если вы их встретите, отнеситесь к ним бережно. И тогда они смогут прожить долго-долго.
Воспитатель. Что-то очень тихо. Куда подевались все рыбки? Правильно они спрятались под камнями. Посмотрите.
Дети достают карточки с изображением морских и речных рыб из под камней.
Воспитатель. Каких рыб вы знаете? (Дети называют.)
Воспитатель. У вас нет никаких странных ощущений? Да ребята я тоже ничего не могу понять? Кажется некоторые рыбы перепутали среду обитания. А это не порядок! Речные рыбы где живут? Мы их поселим в водорослях зеленого цвета, а морские живут.... Поселим в водоросли синего цвета. Каждый вид рыб может выжить только в своей среде обитания. Как вы думаете, почему?
Ребята, а вы знаете, сколько вам лет?– А у рыб тоже есть возраст, может кто-то из вас знает?
Этому я сейчас вас научу. Под камешками спрятались рыбки, осторожно поймайте их, и посмотрите, рыбы покрыты чешуей. Чешуя – мелкие пластинки, расположенные на поверхности рыбы так, что каждая прикрывает край соседней. Определить возраст рыбы можно по кольцам на чешуе. Рассмотрите чешую, сосчитайте, кольца. Кольца на чешуйках образуются по одному в год. Определите, сколько лет вашим рыбкам? Дети считают кольца.
Воспитатель. Ну вот вы узнали сколько лет каждой рыбке, теперь давайте их аккуратно отпустим еератго в море пусть они растут дальше. И запомните, каждое живое существо имеет сэой возраст. А давайте превратимся в морские существа.
Улитки ползут,
Свои домики везут.
Рогами шевелят,
На рыбок глядят.
Рыбки плывут,
Плавничками гребут.
Влево, вправо поворот,
А потом наоборот.
Воспитатель. А это что за Чудо-юдо рыба! Признаюсь, такого я еще никогда не видела. Вроде рыба, а не дышит, не плавает, странная какая та. Что же в ней не так. Вы мне поможете разобраться?
Дети рассматривают рыбу, у которой хобот, ноги, длинный хвост, большие уши, и убирают лишние атрибуты, дарят ей плавники (чтобы плавала), жабры (чтобы дышала), объясняя при этом действия. Воспитатель. Дети, наша рыба задышала! Плыви рыба, дальше! Ребята, посмотрите, а вот и морская лаборатория. Не хотите пройти туда? (да) посмотрите сколько здесь много интересного. К сожалению, в последнее время терпят крушения танкеры с нефтью, вода загрязняется. Рыбы, крабы, растения – все живое погибает в грязной воде. Мы не можем этого допустить! Что можно сделать? Как помочь? Воспитатель. Да, надо очистить воду. Что вы видите на поверхности?
Дети. Плавает масло.
Воспитатель. Если масло плавает в воде, как вы думаете, оно растворяется в воде или нет? (Ответы детей.)
Воспитатель. А как вы думает, мы сможем помочь?
Воспитатель. Как можно сделать самый простой фильтр?
Дети. Из бумаги в виде воронки.
Воспитатель. Давайте сделаем фильтр из бумаги.
Дети изготавливают фильтр и фильтруют воду.
Воспитатель. Получилось? Какой стала вода?
Дети. Вода стала чистой, прозрачной.
Воспитатель. Куда делось масло?
Дети. Оно осталось на бумаге.
Воспитатель. Ребята морская вода очень полезная, но пить ее нельзя, а так хочется пить. Вы хотите? Вот два сосуда с водой, но незнаем, где какая?
Дети. Может вы знаете?
Дети. Попробовать.
Воспитатель. А если не попробовать, то как? Решить эту проблему поможет опыт. Вот две емкости: в одной обыкновенная вода, а в другой – морская, соленая. Но где, какая я не знаю. Мне известно то, что в соленой воде яйцо будет плавать, а в пресной опуститься на дно. Давайте проверим. Опускаем яйцо в емкость, только аккуратно, скорлупа у сырого яйца очень хрупкая.
Что случилось с яйцом?
Дети. Оно опустилось на дно. Значит вода пресная.
Воспитатель. Опускаем яйцо в другую емкость. Что случилось с яйцом?
Дети. Оно плавает. Значит вода соленая.
Воспитатель. Теперь вы сможете сказать, где соленая вода, а где пресная.
Ребята, посмотрите какие богатства на дне морском, рыбы разные, кораллы, ракушки. На земле этого нет, там бегают животные, летают бабочки, стрекозы, пчелы. А вот Нептун этого не видел, как они выглядят. А давайте порадуем Нептуна и на память сделаем ему подарки, выложим с камешек и ракушек насекомых.
Дети выкладывают из ракушек и камней насекомых на камнях заранее приготовленных.
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что у моря, как и у человека, может меняться настроение? Оно может быть ласковым, спокойным, а может быть грозным, бурным. Посмотрите направо и определите настроение моря. Потом налево. С помощью пиктограмм определите. Объясните, почему вы так сделали.
Воспитатель. Аи да ребята! Вот молодцы! Но, к сожалению, кислород в баллонах заканчивается, нам пора на берег.
Звучит шум моря, дети имитируют как они выплывают из воды.
А сейчас мы пойдем на прогулку и расскажем нашей няне где мы были.